Главная / Культура / Крымская выставка в Радищевском расскажет об эволюции курортного отдыха

Крымская выставка в Радищевском расскажет об эволюции курортного отдыха

16 августа 2013 - 12:55

С сегодняшнего дня в Саратовском художественном музее имени Радищева работает выставка "Море. Солнце. Крым", включающая живопись и графику русских художников XIX-XX веков. Картины предоставлены Ярославским художественным музеем.

Самый знаменитый крымчанин-живописец, Иван Айвазовский, представлен тремя небольшими работами – это небольшой пейзаж с берегом моря, пейзаж со сценой уборки пшеницы и этюд головы чернобородого мужчины, выполненный во вкусе Карла Брюллова.

Василий Верещагин, известный своим мрачным полотном "Апофеоз войны", изображающим груду черепов, в молодости путешествовал по Крыму и Кавказу и в 1872 году написал прелестный пейзаж с горой Аю-Даг, запечатлев вместе с ним один из пляжей будущего "Артека". Рядом висят несколько романтических марин Льва Логорио, первого ученика Айвазовского (в частности – "Крымский вид"), и одна – основателя Радищевского музея Алексея Боголюбова.

XIX веку посвящен первый зал. Два других заняли работы советских художников, позволяя сравнить, как изменились вкусы заказчиков. Мастера XIX века любовно выписывали все детали пейзажа, лишь изредка впуская в свои полотна уменьшенную перспективой человеческую фигуру (чаще всего – женщину в национальном татарском костюме, ведь для русских художников Крым был не только кладезем картин совершенной природы, но и источником впечатлений о восточной экзотике). Советский художник с удовольствием изображает быт советского отдыхающего. Петр Котов в своей картине "В доме отдыха. Алупка" в 1937 году изобразил веранду старинного особняка, поделенную между курортниками. Прямо возле колоннады стоит койка, рядом другие отпускники поставили стулья со своими вещами. На сравнительно маленьком пространстве умудряются разместиться как минимум три семьи. Правда того времени: многие дачи и усадьбы, превращенные в санатории, переживали варварскую перепланировку, чтобы вместить как можно больше людей. Совсем другое настроение передает картина Константина Коровина "Розы на фоне моря", написанная в 1930-е. Мы видим натюрморт: букет меланжевых роз у окна, открытого на море, и только одна маленькая деталь – белый парапет далеко внизу - сообщает, что мы смотрим на уголок Южного берега Крыма.

Еще больше об истории и искусстве Крыма все желающие смогут узнать на экскурсии, которая будет стартовать с 14 сентября по 20 октября каждую субботу и воскресенье в 15.00. Выставка открыта до 27 октября в новом корпусе музея (Первомайская, 75).