Главная / Политика / Районные общественники поддерживают сомнения Грищенко в целесообразности реформ МСУ

Районные общественники поддерживают сомнения Грищенко в целесообразности реформ МСУ

13 марта 2014 - 13:47

Представители муниципальных районов Саратовской области сошлись с главой Саратова Олегом Грищенко в оценке будущей реформы системы местного самоуправления. Поправки в действующий федеральный закон об МСУ уже внесены в Госдуму, однако на местах они вызывают много вопросов.

Суть реформ в том, что в крупных городах предлагается создать внутригородские муниципальные образования в пределах границ районов города. Внутригородские МО будут заниматься сферой благоустройства и т.д. Так, если реформы состоятся, в Саратове появятся шесть внутригородских муниципальных образований. Городская Дума будет формироваться из районных депутатов, а главу города будут избирать депутаты из своего состава.

"По моему мнению, вносимый проект вызывает очень много вопросов. И первый из них - по поводу возникновения представительных органов в каждом районе. С одной стороны, депутаты районного звена будут ближе к населению, значит, будут лучше понимать проблемы жителей. Как отмечает Президент РФ В.В. Путин, "местная власть должна быть устроена так … чтобы любой гражданин, образно говоря, мог дотянуться до нее рукой". Но, с другой стороны, увеличивая количество депутатов в несколько раз, не проиграем ли мы в качестве? Смогут ли они координировать свою работу так, чтобы не дублировать функции друг друга? Лично мне пока не вполне понятно, чем работа районных депутатов принципиально будет отличаться от работы городских, которые, кстати, прекрасно знают нужды своих избирателей, активно встречаются с населением, как на местах, так и в своих общественных приемных, выполняют сотни наказов горожан. Если в каждом районе будет свой представительный орган, то хотелось бы четко представлять, чем именно он будет заниматься, и будет ли себя оправдывать как в плане эффективности, так и в плане затрат. Ведь ни для кого не секрет, что содержание дополнительного числа депутатов – это нагрузка на и без того крайне ограниченный бюджет.

Если, к тому же, парламент городского округа будет формироваться из состава представительных органов районов с равной нормой представительства, независимо от численности населения того или иного района, это тоже не вполне логично. Разве может представлять, например, Фрунзенский и Ленинский районы одинаковое количество депутатов?

Кроме того, есть и другая серьезная сложность: как четко разграничить, к чьим полномочиям будет относиться тот или иной вопрос – города или городских районов? Куда обращаться населению со своими проблемами? Как построить работу городского хозяйства, чтобы оно действовало как единая система? Сомневаюсь, что все эти вопросы получится четко прописать в законе, так, чтобы потом не возникало каких-то разночтений и конфликтных ситуаций. Например, как быть с благоустройством парков, которые расположены на территории двух районов города и др.

Теперь о назначении сити-менеджера. Половину членов конкурсной комиссии будет назначать представительный орган, другую половину – губернатор. Не создаст ли это почву для потенциального конфликта муниципальной и региональной власти при выдвижении той или иной кандидатуры на этот пост? В Саратове когда-то уже возникала похожая ситуация, в настоящее время она снивелирована, но в будущем хотелось бы исключить повод для разногласий.

Для осуществления новых полномочий потребуются и немалые средства, поэтому для того, чтобы работать эффективно, муниципалитеты должны будут получить дополнительные источники финансирования. А в этом пока, к сожалению, ясности тоже нет. Непонятно и то, как будут строиться межбюджетные отношения между городом и районами, а это один из основных вопросов", - заявил Грищенко.

С Олегом Васильевичем солидарна член общественного консультативного совета Заводского района Евгения Балак: "Вопрос реформы местного самоуправления, на мой взгляд, стоит воспринимать очень аккуратно. Сейчас в городе существует отлаженная система реагирования на нужды горожан. Причем немалую роль в этом играют общественные консультативные советы районов, на которых обсуждаются самые наболевшие проблемы населения. А если поправки к закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вступят в силу, не создаст ли это путаницы? Кто и какими конкретно проблемами будет заниматься? Ведь чтобы разграничить полномочия города и городских районов понадобится не один день. А пока все будет "устаканиваться" после очередной реформы, что делать жителям, куда им идти со своими проблемами? Глава Саратова правильно коснулся и вопроса финансирования: любые нововведения требуют денежных вливаний. Вот только вопрос увеличения муниципального бюджета у нас всегда отходит на второй план".

Того же мнения придерживается председатель совета ЖСК и отдельно стоящих ТСЖ при администрации Ленинского района Саратова Александр Серов: "Система местного самоуправления, совершенствовавшаяся на протяжении многих лет, сегодня находится на том этапе своего развития, когда позволяет эффективного взаимодействовать населению и власти. Ленинский район, в котором я живу и работаю - самый большой из административных центров Саратова. Я вижу положительные результаты работы общественного консультативного Совета района, итоги нашей совместной деятельности. Что касается вносимых поправок по системе МСУ, тут я целиком и полностью поддерживаю тех, кто сегодня высказывает свою озабоченность в этом вопросе. Перемены в системе МСУ внесут смятения и неразбериху. Сейчас остается неизвестным, как по итогам реформы будут определяться полномочия и финансирование районов, и как жители смогут "дотронуться до власти рукой", если удобный, эффективный механизм взаимодействия общественности и власти "благодаря" данным поправкам собираются только усложнять?"