Главная / Новости партнеров / Юристы комментируют введение контроля за крупными расходами населения

Юристы комментируют введение контроля за крупными расходами населения

27 июля 2016 - 11:37

Минфин и Федеральная налоговая служба начали обсуждение контроля за крупными расходами населения. Пока чиновники обсудили саму возможность такого контроля.

Налоговая служба может получить данные из разных источников, например, в ГИБДД при постановке автомобиля на учет, данные передаются налоговикам, а сведения о недвижимости можно узнать из Росреестра. Доступны сведения о банковских счетах, но использовать эти данные для начисления НДФЛ нельзя. Нужно обнаружить доходы, с которых не уплачен налог, а сейчас НДФЛ с вмененного дохода уже взимается. В 1990-е годы существовала специальная декларация, в 2003 году в Налоговом кодексе были статьи 86.1 — 86.3, по которым налоговики могли контролировать расходы физических лиц. Трудно определить источник дохода, и также не понятно за какой период учитывать прибыль. Можно обязать декларировать определенные активы, например раз в год, для определенного круга лиц. По словам налоговиков 15% всей налоговой задолженности приходится на физические лица. Ранее Минфин уже предлагал ограничить расчеты в наличных деньгах, возможна эта идея станет альтернативой, но тогда будет видно не только крупные покупки, но и более мелкие.

Чиновники вновь обратились к институту контроля за расходами физических лиц, действующему до 2003 года в Налоговом кодексе и отмененному по причине отсутствия отлаженного механизма контроля расходов.

По мнению ведущего юрисконсульта компании «ЮРКОМ» Олега Герасимова, спустя 13 лет механизмы отслеживания расходов и сделок физических лиц значительно улучшились. Существенно расширена доля безналичного оборота денежных средств физических лиц, усовершенствовалось межведомственное взаимодействие органов регистрирующих сделки с транспортными средствами, водными, воздушными судами и недвижимостью с контрольными органами.

В условиях экономического кризиса на первый план выходит необходимость пополнения бюджета за счет налогов и сборов. Представляется, что возвращение контроля за расходами физических лиц позволит контролирующим органам выявлять большее количество несовпадений доходов и расходов физических лиц.

Однако квалификация таких выявленных несовпадений как налоговое правонарушение, по мнению Герасимова, все еще затруднительна и вина нарушителя - тяжело доказуема.