На сегодняшний день в Российской Федерации нет четкого разграничения между предметами роскоши и товарами индивидуального потребления. Например, швейцарские наручные часы для одной из семей могут действительно казаться непозволительной роскошью, а для другой – непременным аксессуаром к деловому образу.
Тем не менее, специалисты дают определение предметам роскоши, настаивая на том, что к ним относятся товарные категории, без которых в принципе можно обойтись: товары изысканного вкуса, ювелирные изделия, дизайнерская одежда и прочие предметы гардероба, средства передвижения класса люкс (яхты, автомобили, летательные аппараты), некоторые предметы интерьера и дорогие статусные аксессуары. Все предметы роскоши в России облагаются повышенными таможенными ставками, принимающими посильное участие в формировании дороговизны продукции и недоступности таковой массовому потребителю.
Постоянные всплески и падения продаж дорогих брендовых товаров формируются в зависимости от положения вещей во всемирной экономике и на локальном (российском) рынке. Девальвация рубля, естественно, приводит к тому, что импортируемые товары предлагаются по неоправданно завышенным ценам. Местные же производители также вынуждены поднимать стоимость отечественных изделий, так как большая часть необходимого для производства сырья, ввозится из-за границы.
Касаемо нынешнего положения вещей на внутреннем рынке, еще недавно аналитики прогнозировали значительное снижение продаж предметов роскоши относительно глобальному кризису. Действительно, два предыдущих года заставили «затянуть ремни потуже» население России. В период 2014-1015 годов большая часть россиян отказалась от покупок дорогих, не всегда нужных товаров, в пользу предметов первой необходимости.
Но, уже с начала 2016 года было отмечено, что российские покупатели понемногу возвращаются к привычному ритму покупок предметов роскоши. Так, на протяжении февраля-апреля нынешнего года было продано на 17% больше элитных наручных часов, нежели за последний квартал 2015 года. Рост продаж также коснулся и дорогой сувенирной продукции, автомобилей, драгоценных камней и изделий с ними.
Возможно, подобное явление наблюдается исключительно благодаря некоторой стабилизации экономики России. Но, как отмечают специалисты, предметы роскоши стали вновь желаемым и, главное, доступным товаром также и из-за предоставления банковскими учреждениями кредитов со сниженной процентной ставкой, хорошо развитой системе интернет-продаж и увеличению общей финансовой грамотности россиян.
В середине лета 2016 года аналитики собрали информацию о продажах в магазинах, интернет-ресурсах, консалтинговых компаниях, оптовых базах, поставщиков и посредников, специализирующихся на нише товаров роскоши. Опрос проводился с целью выявления наиболее успешно продаваемой продукции не первой необходимости, в ценовой категории выше среднего. Благодаря данному анкетированию специалисты смогли выстроить график продаж дорогих товаров.
Согласно составленного графика, самыми продаваемыми предметами роскоши в первое полугодие 2016 года стали следующие товарные группы:
Мировые эксперты также отмечают, что современная Россия является достаточно перспективным рынком с неуклонным ростом спроса на предметы роскоши. Поэтому, к концу нынешнего года прогнозы продаж выглядят куда более радужно, нежели прошлогодние.