Претендент на прохождение процедуры банкротства в Саратовской области может не бояться того, что его лишат жилья или "последнего холодильника". Вместе с тем, недобросоветные должники не должны надеяться на то, что банкротство можно использовать только для списания долгов гражданина. Об этом сегодня в пресс-центре "МК в Саратове" заявил начальник отдела обеспечения процедур банкротства УФНС России по Саратовской области Игорь Шляпин.
По словам Шляпина, по сравнению с законами США и Европы, законодательство России отстаивает и интересы должника, и права кредитора и сособствует цивилизованному расчету с долгами.
"Ничьи права не нарушаются, последний кусок ни у кого не отберут. Во многих странах мира арбитражный управляющий может поменять жилье гражданина-должника на другое, меньшее по площади. У нас специально такой инструмент не вводили. У нас единственное жилое помещение не подлежит аресту и продаже. Также, согласно Гражданскому кодексу, нельзя арестовать последний телевизор и последний холодильник", - сказал Игорь Шляпин.
В целом при процедуре банкротства физических лиц может быть реализовано для сценария выхода из ситуации: продажа имущества и реструктуризация долгов. Первым делом рассматривается сценарий о реструктуризации долгов, но выбор стратегии работы принимается исходя из доходов должника и имущества, которое у него есть.
Сейчас в регионе идет порядка 98 процедур по реструктуризации долгов в рамках процедуры банкротства и 178 процедур по продаже имущества. "Эти цифры говорят о том, что когда должник сам о себе заявляет как о банкроте, как правило, реструктуризировать долги нет смысла, так как у человека нет текущих доходов", - сообщил Шляпин и добавил, что в 75% случаев в Саратовской области инициатором начала процедуры банкротства является сам должник.
Затем глава отдела УФНС сообщил, что гражданам не удастся использовать процедуру банкротства для того, чтобы просто уйти от кредиторов и не платить им, или уйти от давления в судах или нападок коллекторских агенств. "Часто бывает, что человек пытается использовать процедуру банкротсва, чтобы просто уйти от кредиторов. Для недобросовестных должников процедуры банкроства не будут безболезненной", - сказал он и отметил, что суд может оспорить ряд сделок должника или принять решение не списывать долги, особенно если будет доказан состав уголовных или административных преступлений. "Такая практика по стране уже есть", - предупредил Игорь Шляпин.
В заключение Игорь Шляпин призвал граждан в трудной финансовой ситуации содействовать арбитражному управляющему, и, вместе с тем, самостоятельно сопровождать процедуру банкротства, чтобы быть в курсе о каждом этапе процедуры и обязательно контролировать действия управляющего.
"Должник, который имеет намерение выйти из трудной жизненной ситуации, из нее выйдет", - подытожил эксперт и напомнил, что с момента вступления в процедуру банкротства на долги гражданина накладывается мораторий, они не увеличиваются и могут быть взысканы только в рамках закона о банкротстве.