В воскресенье, 13 августа, в Саратове стартовал курс лекций "История театра: от вешалки до сцены…" Первая лекция была посвящена истории жизни Константина Станиславского, его работе над созданием своего театра и основных принципах системы Станиславского. На лекцию пришли более полусотни человек.
Педагог и актриса театра "Грани", режиссер спектакля "Вино из одуванчиков" Татьяна Рузымуратова сообщила, что Станиславский родился в семье купца-промышленника, который занимался благотворительностью и в своих девяти детях поощрял любовь к театру и искусству, а те "ради поездки в цирк дети терпели скучную тетушку или скучных двоюродных братьев".
Первое сценическое выступление Станиславского прошло на даче в деревне Любимовка, во флигеле. Он участвовал в маленькой сценке с занавесом из пледа о четырех временах года.
"Я 3-4 летним ребенком изображал зиму, сидел на полу сидел и не понимал куда смотреть и что делать. Ощущение неловкости при бессмысленном сидении на сцене я почувствовал еще тогда и до сих пор боюсь его на подмостках", - записал Станиславский позднее в своих воспоминаниях.
Мастер был против ощущения неправды на сцене и боялся его, стараясь "реагировать от персонажа". При этом, Станиславский говорил, что не умел владеть своим телом и считал себя неподходящим для сцены. "Он считал себя человеком, которому противопоказана сцена, но так ее любил что не смог удержаться и благодаря огромной работе над собой попал на сцену и оставил след в театральном искусстве", - отметила Татьяна Рузымуратова.
К 1897 году Станиславский стал известен в Москве. Он захотел изучать театральное мастерства, но в те времена не было актерской школы как таковой, а в Щукинском училище преподавали, как играть любовь, горе, страдание с помощью набора штампов – "этакого супового набора, с которым, даже приправленный талантом, суп не был бы вкусным". Станиславский бросил Щукинское училище. "Ему было стыдно но он не пожалел", - отметила педагог "Граней".
После встречи с Немировичем-Данченко был основан театр, где внимание уделялось новой системе психологического переживания, интуитивному угадыванию внутреннего мира. Такому театру очень "подходили" чеховские пьесы. Станиславский писал, что они "очень действенны во внутреннем развитии, в бездействии чеховский героев таится сложное внутреннее действие, и на нем одном можно основывать драматическое произведение на сцене. Именно внутреннее заражает, захватывает душу и влияет на людей, поэтому внутреннее действие должно быть на первом месте". Когда зрителем МХТ стал Савва Морозов, а у театра закончились деньги, он стал единственный меценатом и возвел новое помещение театра. Там учитывались все желания Станиславского - просторные гримерные, поворотный круг на сцене, новшества с люками на сцене, отсутствие помпезности в зале.
После инфаркта во время спектакля Станиславский начал записывать свою систему, и "книга вышла скучной, что признал сам Станиславский, дочитав первую главу". При этом в книге " он смог зафиксировать на бумаге постоянный самоанализ и основу системы - работу с вниманием к мелочам, постоянный поиск ключей к бессознательному".
После рассказал о биографии мастера Татьяна Рузымуратова предложила горожанам несколько упражнений. Их призывали незаметно рассмотреть соседа, выступая в роли тайных агентов, а затем описать его "особые приметы" - количество колец на руках или цвет глаз. Кроме того, горожане попробовали любимое развлечение Станиславского – другое упражнение на владение своим телом. Слушатели поднимали руку и следили за ощущениями в теле, сознательно отключая напряжение в тех или иных мышцах.
После окончания лекции саратовцы аплодировали педагогу. Горожане признавались, что с удовольствием слушали не только об истории театра, но и о биографии человека, который смог добиться успеха в своем деле. Сама лектор охарактеризовала слушателей как теплую, сочувствующую и интересующуюся аудиторию, которая с удовольствием включалась в упражнения.
Следующую лекцию, которая будет посвящена Михаилу Чехова, в "Гранях" планируют провести через 2 недели. Лекцию прочитает режиссер театра Ия Воробьева.