Главная / Культура / Говорит и показывает "Прорубь"

Говорит и показывает "Прорубь"

08 декабря 2017 - 18:32

Начало фильма "Прорубь" напомнит кому-то предисловие к "Меланхолии" Ларса Фон Триера. Только в "Меланхолии" в замедленном действии показывают красоту земную, а в "Проруби" заторможенных и зомбированных людей. Очередная лента с "Кинотавтра" 2017 года.

"Прорубь", 2017, режиссер Андрей Сильвестров, в ролях: Андрей Родионов, Михаил Ефремов, Дмитрий Брусникин, Денис Ясик, Александр Усердин.

Если вы хотите посмотреть кино необычное или желаете помедитировать, то это сюда. Фильм снят по пьесе Андрея Родионова и Екатерины Троепольской. К удивлению авторов оказалась востребованной и театральная версия, хотя изначально это был киносценарий.

"Прорубь", которая в первых кадрах может показаться пародийным проектом, раскрывает свои глубины постепенно. Перефразируя известное изречение: если долго всматриваться в прорубь, то прорубь начнет всматриваться в тебя. В какой момент это происходит, я так и не понял, факт в том, что когда по экрану ползут титры, ты и от них не можешь оторваться. Погружение в себя состоялось.

Хотя поначалу все несколько легкомысленно. Когда-то я писал сценарии для КВН. Творчество это было, как правило, коллективным, а процесс смешным. Алгоритм отработали до мелочей. Сначала узнавали тему очередной игры, а потом садились за стол и начинали набрасывать все, что было нам известно. Например, если речь шла о космосе, то записывали через запятую – Гагарин, Белка и Стрелка, невесомость, пища из тюбика, скафандр и т.д. А потом из этого начинали варить кашу. Обычно получалось.

Такое ощущение, что и здесь авторы сначала накидали в одну кучу все, что они знают о проруби, Крещенских купаниях, общении Путина с щукой (здесь президент РФ некий Булат Царев), подводном царстве, в котором путешествовал Садко. Реальные истории и интернет-мемы, анекдоты и сказки сплелись воедино.

Весь день по телевизору показывают прорубь, которая объединяет всех – моржей, спортсменов, безумных художников, безработного, президента, олигарха… Иордань, в которую лезут полуголые люди, олицетворяет не только очищение, но и нечто сакральное, какое-то объединяющее начало. Искали скрепы? Они тут, на дне. Кстати, именно так ("На дне") называется финальное ток-шоу, в котором фрилансер Афанасий Никитин ищет свою жену.

В известном смысле фильм и о силе телевидения. Ведь действительно: начнут показывать прорубь, и народ станет смотреть. Это к разговору о пальце, который покажи нам, и будем смеяться. Хотя сама "Прорубь" явно кино не для всех.

Новости по ТВ – рифмованные. Действующие персонажи и участники ток-шоу разговаривают свободно, но все время складно, хотя некоторые рифмы очень смелы.

Прием придуман авторами картины, которые назвали его – поэтический вербатим. В фильме говорят много, и большинство этих разговоров – из жизни, в том числе с интернет-форумов. Берется речь и рифмуется. В принципе не сложно.

Для чего это сделано? Ну, наверное, чтобы сказать – это потусторонний мир, не наш. Там другие правила. Там даже под водой люди могут разговаривать, что выглядит довольно жутковато. (Хотя интересующиеся могут почитать о том, как снимался фильм. Съемки в бассейне длились очень долго и были довольно веселыми. Один из главных героев не умеет плавать (не по фильму, в реальности!), так его на дне передвигали водолазы.) Ну и говорят в "Проруби" только экранные лица, те, кого показывают по ТВ. Зрители – домохозяйки, любовники и дети – молчат как рыба об лед.

Хорош перфоманс с водолазом, которого вытащили из проруби перед Крещенскими купаниями. Пришли люди окунуться, а он уже там. Но полиция навела порядок даже под водой. "Иисусу было тепло!" - кричит водолаз. И еще более таинственное – "Я с Путиным здоровье клал на кокаиновых дорожках в Праге!" Не знаю, как насчет кокаина и Праги, но то, что после Путина нам предъявляют Царева, внушает определенный оптимизм. Так сказать воскресает веру в сменяемость власти в России.

Правда, сам Царев (Дмитрий Брусникин) на всякий случай не похож ни на кого из действующих политиков во избежание кривотолков – во-первых. А, во-вторых, авторы тем самым дают понять, что их не персоналии интересуют, а метафизика власти. И прогноз не утешителен. Любому следующему Царю Булатову (или как там его) уповать придется только на щуку. Поскольку спасти экономику России, кажется, можно исключительно по-щучьему велению.

К слову, переговоры с щукой у киношного президента прошли гораздо более продуктивно. Он ее попросил, чтобы нефти в России было побольше, и она обещала… Так что смотрим в будущее с оптимизмом. Рыбы не обманывают.

Картина экспериментальная, деньги на нее собирали всем миром. Многие актеры снимались даром, например, любимец публики Михаил Ефремов.

Ну и очень разумный ход – сам фильм идет чуть более часа. Необычно короткий формат для современного кинематографа. Но, наверное, в условиях нарочито затянутых сцен больше и не надо было.

В общем, кто-то скажет, что новый фильм – то же, что и "Черный квадрат" Малевича. А кто-то усмехнется, поднимет указательный палец и возразит – не, это прорубь.

Последние новости
25 апреля 2024