Главная / Культура / "Обыкновенное чудо" по-Аронофски

"Обыкновенное чудо" по-Аронофски

22 декабря 2017 - 18:26

Даррен Аронофски снимает так, что никого не оставляет равнодушным. Все его работы полемичны. Будь то "Пи", "Фонтан", "Реквием по мечте" или "Черный лебедь". Критики в большинстве своем высших оценок Даррену не ставят, отмечая отдельные достоинства картин. Но каждый новый фильм мастера ждут с нетерпением, которое тщательно скрывают друг от друга.

"мама!", 2017, режиссер Дарен Аронофски, в ролях: Дженнифер Лоуренс, Хавьер Бардем, Эд Харрис, Мишель Пфайффер.

Какой ни начни складывать пазл, будто разгадал, что за картину нарисовал Аронофски, все время не достает каких-то деталей. И очень интересно потом сравнивать, у кого и что получилось. Вы получите удовольствие не только от просмотра, но и от последующего обсуждения фильма. (Собственно здесь можно прерваться, посмотреть фильм, а потом продолжить чтение этой коротенькой заметки).

… В удаленном от шумных магистралей особняке живут двое. Она (Дженнифер Лоуренс) по сценарию – мать, мужчина (Хавьер Бардем) – просто Он. Имен нет. Она восстанавливает дом после большого пожара, Он страдает творческими муками. Раньше писал и вроде хорошо, но теперь просто бежит от работы, в чем она его нередко упрекает.

С приходом первого гостя (Эд Харрис), а спустя некоторое время и его жены (Мишель Пфайффер) начинаешь понимать, куда ты попал. Это ж новое прочтение Священного Писания! Или "Обыкновенное чудо" в оригинальной интерпретации. Там ведь тоже гости появлялись благодаря причудам воображения Волшебника.

К библейским сюжетам Аронофски обращался не раз. Достаточно вспомнить его фильм "Ной". Но здесь он превзошел самого себя.

Вообще я еще в школе понял, что, не прочитав Библию, бессмысленно пытаться понять русскую классическую литературу и фильмы лучших режиссеров. Но феномен Аронофски, и, в частности, фильма "Мама" в том, что в нем каждый найдет что-то свое. Это, кстати, перекликается и с репликой героя Бардема, написавшего-таки новую поэму и счастливого потому, что каждый новый читатель понял ее по-своему. И разве не то же можно сказать о Библии? Разве не на любой случай жизни в самой великой книге найдется фраза, оправдывающая любой поступок или осуждающая его?

Знаю людей, которые посмотрели "маму!" и пришли в восторг, но которые никогда не читали Библию. Ни Ветхий завет, ни Новый. Спрашиваю – как же вы смотрели и что поняли?! Ну что-то поняли, отвечают. И я же вижу – действительно поняли!

Когда следующими в доме оказываются два брата, уже понятно, что один из них убьет другого. А когда на поминках начинает происходить какая-то вакханалия, и гости то и дело пытаются усесться на незакрепленной раковине, потоп становится неизбежным.

И получается, что Он пишет всегда одну и ту же историю. И так она ему осточертела, что всякий раз он делает ее все более и более экзотической. И тогда первым человеком становится престарелый умирающий врач, а первой женщиной – жутковатая и циничная Мишель Пфайффер. (Черты лица постаревшей актрисы почти не изменились, но выражение лица стало поистине инфернальным.)

В этом смысле нет ничего удивительного в том, как в новой версии преобразилось древо познания. Теперь оно стало неким кристаллом (в последних кадрах мы узнаем, откуда его добывает Он). Но никакого змия-искусителя. Героиню Мишель так и тянет к кристаллу. Несмотря на запреты она с супругом все-таки добирается до него и, естественно, разбивает. И еще более естественно то, что сразу после случившегося "первые люди" совокупляются. Ну потому что вдруг поняли, что они наги. Шутка.

Дальнейшие события начинают развиваться столь стремительно, что не покидает ощущение, что ты наблюдаешь историю человечества на ускоренной перемотке. И, конечно, нашлось в этой истории место рождению младенца, которого буквально раздирают на части…

Роль матери можно трактовать по-разному. Если это некое божественное женское начало, о котором говорится у Дэна Брауна, то почему тогда Аронофски акцентирует внимание зрителя на том, что она намного моложе Его?

Тем более что концовка дает понять, что эти "матери" – вероятно, тоже плод его фантазии. Материализация чувственных идей. Этим помимо Него занимался еще граф Калиостро. Правда, у последнего на выходе всегда получалась одна женщина, а у Него женщины всегда разные.

А, возможно, это просто муза, в которой Он черпает вдохновение (кристалл), после чего способен творить дальше. Потому каждая новая муза молода и красива. Ну а как еще вдохновишься?

Поражает, что в фильме нет ни одного приличного человека. Кроме собственно матери. Вдохновение непорочно. Порочно то, что мы делаем с его плодами.

Ну и Он показан просто самовлюбленным типом, который готов на все ради поклонения ему миллионов. Довольно едко продемонстрированы и основные постулаты. Точнее они показаны без экзальтации и религиозного налета. Буднично. Наверное, поэтому со словами "Он велел делиться" гости дома творят самые непотребные вещи и ведут себя просто по-хамски.

Впрочем, говорю же – посмотрите, и, возможно, у вас родится совершенно иное объяснение тому, что снял Дарен Аронофски. Было бы, кстати, интересно почитать, и что он сам думает о своем фильме. Хотя это совершенно не исключит множества других трактовок. Любое настоящее произведение искусства – как зеркало. Каждый видит в нем себя…