Главная / Культура / Пограничные состояния

Пограничные состояния

17 января 2018 - 18:33

Начнем, пожалуй, готовиться к очередной ежегодной церемонии вручения премии Оскар. Сегодня представим одного из главных претендентов на призы в самых различных номинациях – лучший фильм 2017 года по версии Голливудской ассоциации иностранной прессы, которая с 1944 года вручает не менее популярную награду "Золотой глобус". Впрочем, эта картина успела завоевать призы уже на паре десятков кинофестивалей.

"Три билборда на границе Эббинга, Миссури", 2017, режиссер Мартин Макдонах ("Залечь на дно в Брюгге"), в ролях: Фрэнсис Макдорманд ("Фарго", "Человек, которого не было"), Вуди Харрельсон ("Прирожденные убийцы"), Сэм Рокуэлл, Джон Хоукс, Питер Динклэйдж.

Традиционно советую сначала посмотреть фильм, а потом сверим свои впечатления. Спойлеров у меня, как всегда, хватает. Могу себе это позволить, поскольку не сотрудничаю с прокатными организациями.

Несмотря на довольно неожиданное начало – в рекламное агентство приходит женщина и выкупает на год три билборда на пустынной дороге – сперва не покидает ощущение, что это обычный детектив с элементами триллера. 7 месяцев назад Милдред потеряла дочь, которую изнасиловали и сожгли. Полиция в расследовании дела не продвинулась, вот отчаявшаяся женщина и решила с помощью билбордов подстегнуть копов. Смысл таков: 7 месяцев прошло, и никаких арестов, как же так, шериф?!

Логично предположить, что после установки билбордов полиция зашевелится и отыщет злодея. В конце концов, у нас без пинка тоже никто не работает. Нормальный был бы сюжет. Но довольно быстро приходит понимание, что фильм совершенно о другом. "Три билборда…" про то, как в людях просыпается человеческое. И снова засыпает. Выводы убийственны, но в чем-то и оптимистичны: чужой бедой способен проникнуться даже самый последний негодяй. Однако ближе всего к сердцу боль другого человека воспринимает тот, кому тоже больно.

Способность сопереживать – величайший дар. Ты можешь доходить до исступления в своем праведном, а чаще – неправедном гневе. Но не сострадать человеку, которому плохо, невозможно. В этот момент и проявляется истинная сущность каждого.

Фильм о том, что человек – существо социальное. И все, что касается одного, рано или поздно коснется другого. Фильм об агрессии в обществе, которая накапливается, достигает критической массы и распространяется по законам цепной реакции. О мщении и прощении. В какой момент остановиться? И нужно ли это делать? Следует добиваться кары или перестать множить зло?

Милосердие распространяется так же. Здесь тоже цепная реакция. Отставленный, а впоследствии обгоревший на пожаре детектив Диксон попадает в больничную палату к жестоко избитому им же рекламщику. И тот сначала, не узнав своего истязателя, предлагает ему апельсиновый сок, а потом… делает то же, узнав и поревев. Далее уже сам Диксон вызывается помочь Милдред.

Искренне сочувствует Милдред глава полиции, умирающий от рака поджелудочной железы. Он кончает жизнь самоубийством, чтобы избавить себя и родных от мучений, но вместе с тем поддерживает отчаявшуюся женщину, внеся за нее деньги на пролонгацию аренды билбордов.

Кто-то сжигает щиты, но находятся люди, помогающие восстановить их. Карлик, симпатизирующий Милдред, никому не сообщает, что именно она подожгла полицейский участок.

Признак хорошего кино – развивающиеся характеры героев. Тот же Диксон проходит большой путь от расиста и садиста к психической норме, выражающейся в нормальных, адекватных реакциях. И стремлению помочь ближнему.

Флэшбэк об отношениях Милдред и ее дочери показывает, что и мать виновата в том, что произошло с ее ребенком. Да и дочка хороша.

Абсолютно счастливых людей в фильме нет. У каждого свои скелеты в шкафу. Каждый поступает, исходя из своих представлений о том, как должно быть. Но нет здесь однозначных решений, про которые можно сказать – да, это было правильно. Всё как в жизни. Пока смотришь, и сам все время меняешь угол зрения. Ну нет в фильме однозначных сериальных мерзавцев. Как нет и стерильно положительных героев. Вы постоянно будете задаваться вопросом – а как бы я поступил на месте того или иного персонажа.

Шикарная и зловещая история без начала и конца. Как полотно импрессиониста, где по краю картины проходит чья-то нога или голова. Будто кусок реальности вырезан. Началось без всякого предисловия и завершилось без эпилога.

Финал открыт. Но не так, как в советских фильмах 70-х годов, когда ты остаешься в недоумении, а бонусом получаешь красивую и грустную музыкальную композицию. Здесь Милдред и Диксон отправляются, чтобы увидеть человека, который наверняка причастен к какому-то насилию. Хоть и сказал новый шериф, что к убийству дочери Милдред парень не имеет отношения, но сидел же он в баре, хвалился приятелю, как кого-то поджог…

И вот едут мужчина и женщина в другой штат, бросив в багажник ружье, и сомневаются, стоит ли убивать того парня.

К слову, отдельное удовольствие – диалоги. Очень жизненные и остроумные.