Главная / Культура / Потому что без воды…

Потому что без воды…

26 января 2018 - 18:48

13 номинаций на премию "Оскар" просто так не дают. С этой глубокой мыслью мы приступаем к обсуждению нового фильма автора "Лабиринта Фавна" Гильермо дель Торо.

"Форма воды", 2017, режиссер Гильермо дель Торо, в ролях: Салли Хокинс, Майкл Шеннон, Ричард Дженкинс, Октавия Спенсер, Даг Джонс.

Время действия – 60-е прошлого века. У американцев уже телевизоры с пультами дистанционного управления, но в космос первым улетел Гагарин. Штаты от этого очень страдают.

В дебрях Южной Америки отловлено странное существо, которому поклонялись местные туземцы. Военные заточили монстра в засекреченной лаборатории, где изучают его с помощью разрядов электричества. Ну а как еще? Существо истекает кровью и откусывает пару пальцев главному негодяю. Злодей продолжает измываться над ним с помощью длинной дубинки. Кто хочет, может привлечь на помощь Фрейда.

Уйти от параллелей с нашим "Человеком-амфибией" не удастся. Там морского дьявола собирались привлечь к сбору раковин с жемчугом. Здесь существо намереваются то ли запустить в космос, то ли просто прикокнуть в научных целях. Только Коренев плавал в открытом море, а существо из "Формы воды", в основном, содержится в ванной.

Все меняется для монстра, когда симпатией и жалостью к нему проникается простая уборщица Элайза. Но меняется всё и для самой Элайзы. Лишенная слуха она лишена и возможности найти себе пару. Когда же существу начинает угрожать опасность, с помощью своего приятеля Элайза организует для монстра побег, переселяя его из лабораторной ванны в свою собственную. Что в этой ванне потом произошло, увидите сами. Хотя в трейлере многое уже показали.

Один из ученых работает на русскую разведку. Резидента зовут Михалков. В русском ресторане поют "Очи черные" и пьют водку без закуски. Говоря между собой на ломаном русском, наши называют друг друга не иначе, как "товарищ". Вот так представляют русских в Голливуде, причем даже не пытаются пересмотреть эти стереотипы. Правда, наш синематограф отвечает американцам той же монетой. Достаточно посмотреть, как показаны американские баскетболисты и особенно их злобный тренер в ставшей культовой агитке "Движение вверх".

А еще во время просмотра возникнут неизбежные ассоциации с "Аватаром". Там тоже фигурировали неизвестные существа. Был и злобный военный, который собирался все вокруг уничтожить. Сумасшедший военный с приделанными, но потом все равно почерневшими пальцами – украшение творения дель Торо.

Подругу Элайзы играет Октавия Спенсер. Эта темнокожая дама везде одинаковая. Со времен "Прислуги", "Скрытых фигур" и "Одаренной" типаж у нее один – негритянка с замашками резонерши. Время от времени она отпускает ядовитые ремарки в адрес глупых белых людей. Это чтоб смеялись.

В каком-то смысле фильм не только о воде, но и о звуках. В более широком смысле – о чувствах человека. Элайза нема. И как у всякого, у кого есть дефект одного чувства, развиваются другие. Элайза насвистывает, бьет чечетку. Она лучше слышит и, кажется, лучше все понимает. Ее приятель наслаждается лаймовым пирогом, развивая свое чувство вкуса. А гниющие пальцы все смердят и смердят.

Да, главная интрига заключалась в том, чтобы канал, по которому можно добраться до океана, заполнился водой. Для этого нужен дождь, вот его и ждали полфильма, параллельно решая проблемы одинокого друга Элайзы, который оказался геем. Ну и собственно устраивая судьбу самой Элайзы, которая, полюбив существо, закрыла ванну, включила воду, и всё заверте…

Конечно, как и нашего человека-амфибию южноамериканского товарища доставляют к большой воде. Только наш ушел и помахал Вертинской рукой. Американский монстр

забрал с собой Элайзу. Ну хотя бы почему так получилось, рассказывать не буду. Должна же остаться хоть какая-то интрига.

На что можете не обратить внимания, но что создает атмосферу фильма. Здесь почти нет статических сцен. Камера не останавливается ни на миг, она всегда в движении. Такое ощущение, что плывешь по фильму.

Ну и вода, конечно, кругом. Кажется, она присутствует в кадре всегда. Главная героиня принимает ванну. Главный герой гладит брюки, и пар поднимается к потолку. Капли дождя бегут по стеклу автобуса. В финальной сцене город заливает почти тропический ливень. Разговор между плохим военным и русским засланным казачком Димитрием идет на повышенных тонах, но научный деятель держит в руках стакан с водой. Злобный военный все время глотает какие-то таблетки и запивает их водой. Иногда мочится, причем в присутствии уборщиц, а они в свою очередь жалуются на великие умы, которые всё зассали в туалете.

Кровь – это тоже вода, только красная. Ее в фильме много. Ее замывают. Раны исцеляют, но только чтобы снова кто-то пальнул, и снова полилась кровь… Как тут не вспомнить, что человек состоит из воды на 70 процентов. Из воды появилась жизнь, в конце-то концов!

Сильная работа. Автор музыки Александр Деспла должен получить Оскара в своей номинации. Наверняка не останется незамеченной операторская работа. Возможно, дель Торо дадут Оскара за лучшую режиссуру. Но на мой вкус "Три билборда…" гораздо более мощный и одновременно тонкий фильм. После него вам будет, о чем поговорить.

"Форма воды" – кино в чистом виде. Банальная история, поданная настолько красиво, что трудно сдержать восхищение. После этой картины остается сильное и приятное послевкусие.