Главная / Культура / А вдруг он живой?

А вдруг он живой?

30 января 2018 - 18:15

Кто-то посмотрит "Дюнкерк" и скажет – да у нас всё гораздо страшнее было! Ну да, страшнее. Только они снимают кино про свою войну, про то, что хорошо знают. А у нас снял Федор Бондарчук "Сталинград". Так вы себе представляли фильм о нашей войне?

"Дюнкерк", 2017, режиссер Кристофер Нолан, в ролях: Фионн Уайтхед, Том Глинн-Карни, Джек Лауден, Гарри Стайлз, Анейрин Барнард, Джеймс Д'Арси, Барри Кеоган.

Дюнкеркская спасательная операция, осуществлявшаяся в 1940 году во Франции, весьма знаковое и памятное событие для европейцев. Скорее всего, многие россияне и не знали о таком эпизоде до выхода нового творения Кристофера Нолана.

Более 300 тысяч английских, французских и бельгийских солдат (в фильме есть и голландцы) оказались прижатыми врагом к морю. А дальше начинается жуткая гонка на выживание. Солдаты грузятся в эсминцы, сверху их бомбят. Там же, в воздухе, разворачиваются баталии между истребителями. Тем временем группа солдат находит севший на мель катер, забирается внутрь и ждет прилива. А на помощь из Англии спешат маломерные гражданские суда, на которых тоже разворачиваются свои драмы…

В финале любого остросюжетного фильма внутри у зрителя все сжимается и холодеет. Нолан добивается такого же эффекта на протяжении всей картины. Апофеоз – с первой секунды до последней. Потому что герои ленты борются за свою жизнь. Хотел сказать – любой ценой, но как раз не всякий персонаж готов заплатить эту любую цену.

А вот сомнения охватывают всех. Прилив не может поднять катер из-за того, что в трюм набилось слишком много народу. Кто-то должен уйти. Но кто? Конечно, инородец! И тот, кто ему сочувствует. Давай, выметайся на верную погибель! В глазах изгоняющих товарища непоколебимая решительность и злоба. И только один вопрошает:

- Это же нечестно. Как потом с этим жить?

Понимая, что большой корабль вот-вот затонет, можно отплыть от него подальше. А можно, зная, что и здесь в трюме много народу, рискнуть жизнью, открыть люк и дать спастись нескольким наиболее проворным.

Интересно, что немцев почти не показывают. Только пули свистят, да бомбы рвутся. Да в последних кадрах несколько фрицев окружают летчика. Оно и верно – фильм о тех, кто спасался. И как.

В Англии их встречали как героев, а они были подавлены случившимся.

- Мы ничего не сделали, просто спаслись.

- Вы выжили! А это немало.

В понимании истинного христианина (да любого верующего человека) спасшийся сделал все возможное, чтобы спасти и ближнего своего. Иначе быть не может. Подбитый истребитель пикирует на воду, летчик не успевает выпрыгнуть с парашютом.

- Он погиб! – кричит юноша с небольшого катера.

- А вдруг он живой? – вопрошает капитан, они плывут к месту аварии и спасают пилота. В самую последнюю секунду, когда тот уже прощался с жизнью.

Делай что должно, и будь что будет. Может, ты не поможешь, но сделай все, что было в твоих силах, и тогда тебе не в чем будет себя упрекнуть. И напротив – отчаяние, уныние, страх способны лишь усугубить ситуацию. Как это произошло с другим подобранным солдатом. Из-за его истерики погибает не в чем ни повинный юноша, получивший травму головы. Его замечательно играет Барри Кеоган, про которого даже нет статьи в русской Википедии. А парень очень хорош. И здесь, и в новом фильме автора незабываемого "Лобстера" Йоргоса Лантимоса.

"Убийство священного оленя", 2017, режиссер Йоргос Лантимос, в ролях: Колин Фаррелл, Николь Кидман, Барри Кеоган, Рэффи Кэссиди.

Такое ощущение, что аннотации к фильму писали люди, картину не видевшие. На Кинопоиске сказано так:

"Талантливый кардиохирург Стивен живет счастливой жизнью с женой Анной и двумя прелестными детьми. Этой семейной идиллии угрожает призрак из прошлого, которое Стивену больше не под силу скрывать".

На Вики аннотация еще короче. "Фильм расскажет о хирурге (Колин Фаррелл), вынужденном совершить жертву, когда ухудшается состояние его сына".

Благополучная семья живет будничной жизнью. Муж – уважаемый хирург, жена… ну Николь Кидман, короче. Сын и дочка – обычные современные дети. Ничего особенного не ждешь, пока не проясняется роль подростка Мартина (в действительности ирландцу Барри Кеогану уже 25), тенью ходящего за персонажем Колина Фаррелла. Поначалу думаешь, что парень хочет за что-то отблагодарить доктора. Или просто привязался. А вот что на самом деле нужно Мартину, и как он этого добивается… В общем, обязательно дождитесь этого момента. Лично у меня как отвисла челюсть, так и просидел я с открытым ртом до самых титров…

Не хочу сказать, что "Убийство…" рифмуется с "Дюнкерком", но при желании какие-то сходства обнаружить можно. Здесь важнее тема искупления вины. Но говорится и о спасении, причем не без доли цинизма, которым славится Лантимос. Кто и на что готов, чтобы сохранить свою жизнь? Ох, даже страшно, в какие глубины мы способны заглянуть. А что если ты стоишь перед вопросом, кого из родных следует лишить жизни, чтобы спасти всех остальных?

Не исключаю, что после этого кино поклонников у Лантимоса поубавится. Талантливый режиссер постоянно вываливается из окна Овертона, предлагая обсуждать темы, которые кому-то и в голову не придут. За что ему отдельное спасибо.

Последние новости
20 апреля 2024