Главная / Общество / Смерть от опечатки

Смерть от опечатки

05 февраля 2018 - 15:34

Жители Саратова – лидеры России по готовности лечиться с помощью Интернета. Такие выводы сделали специалисты "Яндекса", изучив запросы за последние пять лет со словами "грипп", "ОРВИ", "кашель", "насморк". Такие же лидеры мы по изучению названий разных лекарств и инструкций по их применению.

Ну ладно, не на первой позиции саратовцы. Впереди Волгоград и Воронеж. Но наши земляки прочно обосновались в пятерке самых любознательных и упорных. Мы не хотим болеть и в борьбе за свое здоровье готовы горы свернуть!

В действительности Интернет, конечно, добавил головной боли. Сегодня любой диагноз ставится под сомнение, благо каждый может кликнуть мышкой и прочитать, что об этом пишут в сети. Но обилие информации всегда ставит нашего человека в тупик. Раньше он заскакивал в магазин, хватал "Жигулевское" и убегал. Сегодня он подолгу стоит перед витриной, где ровными шеренгами стоят бутылки с разными этикетками. Вкус напитка в них практически идентичен, но от необходимости сделать осознанный выбор мы зависаем. Ну как же – надо сравнить плотность и содержание спирта.

Исход приличных врачей из мест, где россиянину оказывают бесплатные медицинские услуги, в направлении частных практик возродил к жизни почти дворянскую привычку лечиться у семейного доктора. Ну это такой специалист, к которому вы всегда можете обратиться за помощью и который знает ваших детей и их болячки с рождения.

У продвинутых семей таких экспертов несколько. Врач широкого профиля – хорошо, но иногда требуется профиль максимально узкий. Такому доверия больше. В политике с этим проще. Есть один кандидат, и хочешь ты или не хочешь, он победит. Впрочем, я о другом.

Здоровье – штука тонкая. Требует точности и уверенности. Потому житейский алгоритм отработан давно и до мелочей. Сначала звоним одному врачу, потом – другому. Назначения, как правило, кардинально противоположные, если речь заходит о чем-то чуть более сложном, чем простуда. Потом сводим все воедино и выбираем некое усредненное лечение. То есть часть медикаментов отметаем (нередко по причине их дороговизны), что-то заменяем дженериками. Далее лезем в Интернет, читаем о побочных действиях, которые есть у каждой таблетки. Проверяем препараты на предмет совместимости. Идет большая научно-исследовательская работа, в результате которой из 10-12 наименований остается 3-4-5.

Проходит сколько-то дней, и мы выздоравливаем. Благодаря или вопреки лечению. При этом заметьте – каждый из врачей, насоветовавший нам с три короба препаратов, убежден, что помогло именно его лечение. Мы же люди интеллигентные, не уточняем, что приняли к сведению, а от чего отказались. В результате у каждого доктора растет самомнение – он смог, его лечение оказалось верным. И точно так же он потом лечит других больных, за что просим у них прощения.

Наш "глубокий и вдумчивый" подход к лечению небезупречен. Обычный лишай у ребенка, подцепленный прошлым летом у деревенских котов, в трех дорогих саратовских больницах лечить принимались по-разному. Везде заставляли сдавать кучу анализов. Естественно, не бесплатно. От прописанных препаратов пошла мощная аллергия, пришлось даже сдавать билеты на юг. Потом попали на прием к опытному врачу, которому хватило одного взгляда, чтобы понять, чем нужно лечить. Через два дня я уже снова заказывал билеты на море. Но, черт возьми, как в следующий раз сразу попасть к тому, к кому нужно?!

При этом перед глазами пример отца-пенсионера, который лечится по старинке и с таким же эффектом как у нас. Заболело горло, в аптеке посоветовали бронхо… чего-то там. Что-то новое, естественно, и дорогое. Несколько дней коту под хвост. Потом пошел туда же, жестко потребовал дешевого лекарства. Дали сироп из корня солодки. Через два дня побежал на зимнюю рыбалку.

Наверное, нельзя нынешнее время сравнивать с тем, когда я ходил в школу. Вроде бы сегодня и вирусы мощнее. Разнообразнее. И все же нет у меня уверенности в том, что с нынешней заразой не справится тот же чай с малиной. Что еще? Горчичники. Банки. Сидение над картошкой, когда нужно подышать, а потом ни в коем случае не разговаривать. Вот кто бы сказал наверняка – точно это уже не помогает? Потому что на себе, а тем более на собственных детях экспериментировать не станешь.

Никто не отменял и конспирологическую версию о том, что фармацевтические компании сами производят вирусы. Чтоб было к чему продавать лекарственные препараты, которых все больше и больше. И они все дороже и дороже. Ведь какие деньги в этом бизнесе крутятся! И потому, если судить по ящику, наш человек рождается, чтобы лечиться.

Главное – усядешься перед телевизором с тарелкой баранины, а тебе тут же начинают увлекательно рассказывать о свечах от геморроя или что у кого-то воняют ноги. Кто-то в телевизоре непременно страдает запором или диареей, кашлем или болями в суставах, простатитом или молочницей. Там здоровых людей вообще не бывает.

Понятно, что лечение по Интернету чревато своими осложнениями. Как в том анекдоте, когда пациент лечился по медицинскому справочнику и умер от опечатки. Но, сдается мне, в сеть больной россиянин лезет не ради прихоти, а потому что не на все сто доверяет практикующим врачам. А не доверяет им, поскольку неоднократно становился свидетелем их некомпетентности.

Другое дело – а кто собственно пишет в сети? Из врачей я имею в виду. Один знакомый доктор уверял, что в Интернете торчат "специалисты", которые оказались не востребованными в реальности. И как с этим спорить?

Вопрос лишь в том, нам-то что делать? Больным, выздоравливающим и заболевающим? Куда податься, если бесплатная медицина существует для проформы, а платная – для выкачивания денег из пациентов? В Интернете хоть не хамят…