Главная / Культура / Наша Тоня громко плачет…

Наша Тоня громко плачет…

09 февраля 2018 - 18:48

В корейском Пхенчхане стартовали очередные зимние олимпийские игры, потому сегодняшний обзор посвящен спортивной драме "Я, Тоня", вышедшей в российском прокате под названием "Тоня против всех". Три номинации на Оскар, между прочим. Марго Робби, сыгравшая фигуристку Тоню Хардинг, претендует на приз в номинации "Лучшая актриса", Эллисон Дженни готовится стать "Лучшей актрисой второго плана". Отмечен фильм и в номинации "Лучший монтаж". Хотя, скорее всего, не получит ничего. Клеклая получилась история.

"Я, Тоня", 2017, режиссер Крейг Гиллеспи, в ролях: Марго Робби, Маккенна Грейс, Себастиан Стэн, Эллисон Дженни, Джулианна Николсон, Кэйтлин Карвер, Бояна Новакович, Пол Уолтер Хаузер.

Американцы любят и умеют снимать спортивные драмы. И они тоже, как российские кинематографисты, не прочь подчистить историю, чтобы зрители сочувствовали героине. Любители спорта помнят, чем запомнилась Тоня Хардинг. Это первая американка, исполнившая тройной аксель. Так пишут в Википедии, хотя аксель может быть только в 1,5, 2,5 или 3,5 оборота.

Ну а самое известное событие, связанное с именем Тони Хардинг, становившейся чемпионкой США и серебряным призером чемпионата мира, это нападение на другую звездную американскую фигуристку Нэнси Керриган. Перед национальным чемпионатом 1994 года Нэнси получила дубинкой по ноге от злоумышленника, который, как потом выяснится, был подослан мужем Тони и его приятелем. По фильму Тоня – невинная овечка, в действительности Хардинг призналась, что ей было известно о готовящемся нападении. (Планировалось, что Нэнси сломают ногу, однако, удар привел к сильному ушибу.)

В дальнейшем Тоня была приговорена к условному сроку, общественным работам, большому денежному штрафу, но самое главное – ей запретили кататься и выступать на соревнованиях. В итоге Хардинг пришлось даже заняться профессиональным боксом.

Критика приняла фильм очень доброжелательно. Мол, показана история упорной девочки, которая всего добивалась своим трудом. Мне, признаться, коллизий не хватило. Большую часть фильма Тоня ходит по кругу. То уходит от мужа, то возвращается к нему. По каждому поводу ей прилетает в нос. И весь фильм она, если не тренируется, замазывает синяки.

А, ну еще собачится со своей матерью. Та отчаянно свернословит, и дочка ей под стать. Мать груба, но в своем праве, поскольку считает каждый цент, выброшенный на оплату услуг тренеров Тони.

Еще Тоня вопит на своего отца, которому на фиг не нужна. Ругается Хардинг и с судьями, которые, по ее мнению, не справедливы к ней. В фильме приводится диалог с одним из арбитров, который несет какую-то чушь о том, что не ставит Тоне высоких оценок потому, что она не из порядочной американской семьи, то есть не может быть примером для подрастающего поколения.

Легенда о том, что Тоню Хардинг зажимали судьи, действительно существовала. Но я очень хорошо помню время, когда выступала Тоня. (В конце 80-х и начале 90-х фигурное катание в нашей стране смотрели все.) Это было силовое катание, совершенно не женское. Высоченные, но механические прыжки. Такие же вращения. Что характерно – в фильме ни слова не говорится о том, какие программы делала Тоня, какой образ хотел создать. Про платье лишь был эпизод. В мыслях только прыжки. А в соперницах, например, Катарина Витт. Настоящая богиня. Да даже Нэнси Керриган была гораздо артистичнее, хотя американки этим редко отличаются.

По фильму не сочувствовать Тоне Хардинг трудно. Сложное детство, заброшенный ребенок, деспотичная мать, но есть мечта, к которой она идет наперекор обстоятельствам. Олимпийской чемпионкой не стала, но какое-то время была кумиром. А потом в

одночасье стала изгоем в своей же стране. Такова обратная сторона славы. Чем выше забираешься, тем больнее падать.

Американцам эта история близка. Они ж тогда с катушек слетели. И потому, когда в фильме говорится, что на олимпиаде все только и говорили о том инциденте… Речь идет об американцах. Для остального мира удар палкой по ноге одной из участниц игр остался почти незамеченным. В советских газетах об этом глухо писали. (Думаю, и сегодня очень мало народу, участвующего в играх, знает, что Россию лишили флага.)

Ну и хочется сказать, что в нашем фигурном катании бывали и более интересные сюжеты. Не сомневаюсь, однажды киношники и до них доберутся. Например, до Евгения Плющенко, выступившего в Сочи в командных соревнованиях, а потом облажавшегося в одиночном катании. Дотянул до последнего и снялся с соревнований, когда уже его и заменить наша сторона не имела права. Но сделают, конечно, героя.

Пожалуй, занятна псевдодокументальная манера, в которой снят фильм "Я, Тоня". Правда, этот прием уже все российские телеканалы освоили. И, если честно, утомили с этими историями, когда жена находит в кармане мужа чек на детскую игрушку, которую он домой не приносил, а потом начинает следить за ним, ловит его встречающимся со второй своей семьей… И все участники этой придуманной драмы по очереди комментируют происходящее.

В актерском ансамбле отмечу еще Маккенну Грейс, сыгравшую Тоню в детстве. Очень талантливая девочка подрастает. Мы ее помним по картине "Одаренная", хотя 11-летняя Маккенна, начавшая сниматься с 7 лет, отметилась уже в добром десятке фильмов и сериалов.