Главная / Культура / Нам и не снилось

Нам и не снилось

12 марта 2018 - 18:34

Еще пара фильмов для вечернего просмотра, хотя есть ощущение, что спасибо скажут не все. Из свежих оскарных. Шесть номинаций на двоих.

"Зови меня своим именем", 2017, режиссер Лука Гуаданьино, в ролях: Тимоти Шаламе, Арми Хаммер, Майкл Сталберг, Амира Казар, Эстер Гаррель.

История вспыхнувшей страсти между двумя молодыми людьми одного пола. Красивая обстановка, красивая страна, очаровательные женщины, интерьеры, много зелени и спелых плодов, вкусная еда и вина. Италия середины 80-х – это еще и шикарная попса, которая в фильме представлена в широком ассортименте. От одной хрипотцы Лореданы Берте уже мурашки по коже и воспоминания о тех славных временах.

После прошлогоднего триумфа "Лунного света" нет ничего удивительного, что гомосексуальная тема так или иначе затрагивалась сразу в нескольких картинах, претендовавших на Оскара в номинации "Лучший фильм". По всей видимости, в толерантной Америке теперь ни один Оскар не сможет считаться полноценным, если среди соискателей призов не будет фильма о геях.

Слушайте… Я не гомофоб. Я признаю право людей на свободу во всем, что касается личной жизни. Но тут, на мой взгляд, Гуаданьино перегнул не одну палку. Может, вам это больше понравится. У меня вид целующихся взасос мужиков вызвал рвотный рефлекс. Во время просмотра это случилось не раз. На сигаретах пишут, что они вредны, на бутылках со спиртным сообщают о разных болезнях, которые будут ниспосланы часто употребляющим. А тут… Ну предупреждать же надо! Многие люди перед тем, как включить фильм на телеке, накладывают себе в тарелку картошки с мясом. Ну ведь реально подавиться можно, и кто за это ответит?

Не думаю, что для киношной истории было важно демонстрировать оральный секс и мастурбацию с помощью персика. Я бы понял, что чувство, которое испытал 17-летний юноша в 24-летнему мужику, сильно и прекрасно без того, чтобы один хватал другого за член и крепко держал.

Собственно и фильм-то был не о технике этого дела, а о страсти, которая не поддается умозаключениям и объяснениям. Но опять же – можно как угодно относиться к романтизации гомосексуальных отношений, рассуждениям о свободе выбора и борьбе с ограничениями, которые подчас даже не общество накладывает на индивида, а он сам. Но к чему столько деталей? Это как рассказывать анекдот, а потом еще и объяснять, в чем соль шутки.

Словом, кино для очень подготовленного зрителя. Я оказался не таким.

"Секретное досье", 2017, режиссер Стивен Спилберг, в ролях: Мерил Стрип, Том Хэнкс, Сара Полсон, Боб Оденкёрк, Трейси Леттс, Брэдли Уитфорд.

Этот фильм в первую очередь советую коллегам-журналистам. Реально можно обзавидоваться. На дворе – начало 70-х, а в редакциях есть сканеры. Да и сами редакции крупнейших газет "Нью-Йорк Таймс" и "Вашингтон пост" – это целые здания, в которых на каждом этаже трудится не один десяток человек. Тут и журналистов считают пучками – как редиску. "Это позволит нам нанять 25 репортеров и платить им 5 лет!"

Ветераны журналистики поностальгируют по линотипным машинам и в принципе по старому способу печати газет. Сколько народу было занято в этом увлекательном процессе! Со времен "Гражданина Кейна" популярны кадры печатающихся газет, двигающихся сплошным бумажным потоком. Это как коляска на Потемкинской лестнице.

Но самое главное – вы восхититесь свободой слова. Не хочу, чтобы меня судили за преклонение перед Западом, но можете вы себе представить ситуацию, чтобы президент нашей страны, узнав о том, что в какой-либо газете собираются публиковать документы, подрывающие авторитет власти, судится с этой газетой! Что было бы с этой газетой в России? Что было бы с человеком, который добыл секретные документы, и главредом, давшим добро на публикацию?

В действительности фильм довольно скучный. Точнее – специфический. То, что работа Спилберга была выдвинута в номинации "Лучший фильм", скорее, дань уважения этой странице истории свободы по-американски.

Главная коллизия – решится ли героиня Мерил Стрип (владелица "Вашингтон пост") обнародовать информацию, которая, возможно, пагубно скажется как на будущем газеты, так и на перспективах самой владелицы остаться на свободе. И, разумеется, дама принимает мужественное решение резать к чертовой матери! Ну в смысле – публиковать.

Америка гордится тем, что у них есть такие СМИ. А между СМИ, как бы они ни конкурировали друг с другом, есть внутрицеховая солидарность.

"Пресса должна служить народу, а не правителям". Это из постановления американского Верховного суда по тому самому делу. Можете представить такую строку в постановлении российского суда, когда в нем сойдутся президент и пара газеток?

Власть боится прессы, поскольку любой проступок, ставший достоянием публики, становится причиной отставки. СМИ воздействуют на массы, а массы воздействуют на власть. Вы же знаете, сколько было выступлений американцев против войны во Вьетнаме?

А известно вам, почему в составе студенческой сборной США по баскетболу, которая проиграла нашим в драматическом олимпийском финале 1972 года, не было одного из лучших игроков Калифорнийского универа Билла Уолтона? Он тоже протестовал против войны во Вьетнаме!

Можете вспомнить в нашей стране митинги протеста против войны в Афганистане? Или чтоб кто-то из советских игроков по этой причине отказался играть за сборную своей страны, и ему ничего за это не было?

Я никого не осуждаю, наши люди просто не знали правды об этой войне. Настоящей свободной прессы не было в СССР, по сути, нет и теперь. Нет гражданского общества, способного отстоять свои свободы. Нет честных судов.

Это совершенно другая реальность, от которой дух захватывает. Да что там говорить – у них президенты дольше двух сроков не правят! Нам такое и не снилось.