Главная / Общество / Пусть лучше лодки выпадают за пределы области, чем доходы областного бюджета

Пусть лучше лодки выпадают за пределы области, чем доходы областного бюджета

04 сентября 2018 - 09:22

Депутатам Саратовской областной думы от партии КПФР не удалось с лёта в два раза снизить транспортный налог на катера, моторные лодки, яхты и гидроциклы.

 

Губернатор сказал твёрдое «нет»

Законотворческий процесс – штука замысловатая. Новые правовые новеллы от губернатора области Валерия Радаева принимаются областными депутатами на раз-два, без особого обсуждения. Остальным везёт гораздо меньше. Но даже отклонять законопроект можно всё-таки по-разному – вприсядку перед автором, в уважительном поклоне за былые заслуги, или грубо вытолкав за дверь. Коммунистический порыв залезть своими сапожищами на чужую поляну пресекали жёстко. «Не надо ревизировать то, что сделано до вас», – посоветовал председатель думского бюджетного комитета Владимир Капкаев автору законодательной инициативы Александру Нараевскому.

Коммунисты, конечно, тоже хороши. Придумали бы какой-нибудь закон про то, как обложить новой данью всех жителей Саратовской области – и все сразу посмотрели бы на них с радостью. Взялись бы разжигать классовую ненависть и требовать принять закон, отменяющий всякие льготы и привилегии чиновникам и депутатам – получили бы ненависть коллег и признание сирых, бедных и обездоленных, которых в Саратовской области не счесть. Но Александр Нараевский своей законодательной инициативой решил почему-то взбаламутить всех. Владельцам моторных лодок до 30 лошадиных сил он разом предложил поднять налог с 20 до 37 рублей за каждую л/с, а хозяевам более мощных плавсредств наоборот – уполовинить налоговый платёж. Но одни не успели погоревать, а другие порадоваться.

«Нет! Не бывать этому никогда!», – стукнул, наверное, кулаком по столу губернатор Валерий Радаев. Но сформулировал официальный ответ как можно более корректно, объяснив, что, если депутатскую инициативу поддержать, то областной бюджет не досчитается почти 27 миллионов рублей. Эти выпадающие доходы разбалансируют бюджет. Несбалансированный региональный бюджет аукнется Саратовской области на уровне минфина РФ. Так что, извините, гражданин-товарищ Нараевский, но идите вы со своей инициативой сами знаете куда.

Начитавшись такого губернаторского отказа, депутаты коммунисты решили тем более поддержать своего товарища, не только по партийной принадлежности, но и из чувства противоречия. Они потребовали вынести законопроект об уменьшении тарифов на обсуждение коллег. По думскому регламенту к коллегам со своим депутатским творчеством прорвётся далеко не каждый. Механизмов для торможения законодательных инициатив существует предостаточно. Первое же препятствие – заседание рабочей группы профильного комитета, где решается, есть ли смысл в инициативе, преодолевают совсем не все.

 

101 лошадиная сила влетает хозяину в копеечку, но…

Защита своего предложения у Нараевского свелась к нападению. Он сказал, что депутаты прошлого созыва и чиновники радаевского правительства утверждёнными в 2012 году ставками налога на катера и яхты показали, что не любят свой народ. Потому что наши налоги в два раза выше, чем у всех соседних регионов. Вот в Ульяновске все плавсредства мощностью до 100 лошадиных сил облагаются налогом по 30 рублей за каждую, свыше 100 – по 85 рублей. Волгоград просит с плавсредств до 100 лошадиных сил – 24 рубля, свыше – 115. Пенза начинает с 53 рублей за лошадиную силу и максимум выставляет 100. И нет там никаких разбивок по категориям – на катера, яхты, гидроциклы. А у нас в Саратовской области мало того что намудрили, так ещё и цены задрали.

Лошадиную силу мощного катера оценили в 200 рублей, лошадиную силу мощной яхты – в 310. Но хуже всего досталось мощному гидроциклу. Каждую его лошадиную силу оценили в 410 рублей. «Давайте сделаем 100 катерам, 230 яхтам, 280 гидроциклам,», – предложил Александр Нараевский.

По подсчётам депутата, у нас в регионе пользоваться маломерными судами можно два месяца. Потому что в апреле еще ледостав, в мае-июне – нерест, когда тоже выезжать нельзя. «Остается июль, август. Два месяца пользоваться лодкой можно. И такие налоги», – сокрушался. За гидроцикл мощностью 101 лошадиная сила владельцу приходится отдавать за год в областной бюджет 41 тысячу рублей!

 

Признание в любви к народу и бюджету

Никто из противников законодательной инициативы не хотел соглашаться с упрёком в ненависти к народу, который коммунисты несколько раз бросили в чиновников и близких к власти депутатов. «Я люблю свой народ и хочу снизить ставки по налогу», – два раза прокричал заместитель регионального министра финансов Виктор Осокин. Но снова и снова просил у авторов законопроекта не просто сделать предложение, а подложить под него экономическое обоснование.

«Мы любим народ, но хотим, чтобы казна пополнялись», – мягко и добродушно убеждал председатель думского бюджетного комитета Владимир Капкаев. – Мы же для народа эти деньги собираем с тех, кто с достатком живёт и может купить транспортное средство за пять миллионов рублей. Напрягаем небольшую часть плательщиков налога, а для самых уязвимых категорий у нас пониженные ставки».

 

Владельцам «Казанок» можно не беспокоиться. Хозяевам яхт тоже может подфартить

В заседании рабочей группы принимал участие руководитель ГИМС Роман Сулейманов. У него была одна поправка к законопроекту. Он горячо взялся убеждать депутата Нараевского, что тот зря объединил все маломощные плавсредства одной ставкой в 37 рублей. Раньше они в Саратовской области делились – до 23 л/c, до 60 и до 100. И у самой первой категории лошадиная сила стоила всего 20 рублей, а не 37, как предлагает сделать Нараевский.

«Все субъекты федерации до 30 лошадиных сил держат тариф минимальный, – говорил Роман Сулейманов. – Это наши с вами деды платят за свои лодки. 600 рублей или тысячу заплатить – для них разное дело». Если бы руководитель госинспекции маломерных судов мог сам выступить с законодательной инициативой, он бы лучше ещё сильнее уменьшил налог на яхты.

«Почему каждое красивое судно все обзывают яхтой?» – удивлялся он, объясняя, что у нас на Волге большие и красивые вовсе не яхты, а маломерные моторные суда до 20 метров длиной независимо от мощности. – Яхты и парусники на Дне города мы видим. Фанаты яхтового спорта на Зеленом острове базируются. А вы им 230 рублей за лошадиную силу всё равно ставите».

Нараевский с замечанием согласился, депутаты-коммунисты пообещали доработать закон. Но председательствующий на заседании Владимир Капкаев очень хотел, чтобы они совсем забрали законопроект.

 

Поди туда – не знаю куда, посчитай то – не знаю что

Когда председатель бюджетного комитета говорил, что нет ничего страшного, чтобы ради бюджета и ради бедных людей пощипать богатых, он чувствовал свою моральную правоту. Но автор законопроекта убеждал председателя, что эти самые нелюбые ему богатые люди – «не дураки», и «нашли пути ухода от налога». Во-первых, они снимают с учета плавсредство в сентябре и ставят его на учёт только в июле, и таким образом платят не 40-50 тысяч рублей в год, а всего 3-4 тысячи. Во-вторых, договариваются и регистрируют водные транспортные средства в регионах с меньшими ставками налога.

Руководитель ГИМС подтвердил, что владельцы судов стали уводить их. В основном, на Северный Кавказ.

Председатель бюджетного комитета хотел уличить автора законопроекта в неправильных цифрах. Дескать, вот у него справочка, где сказано, что в Саратовской области ставится на учёт плавсредств больше, чем снимается. Значит никуда они не уходят из региона.

Руководитель ГИМС сказал, что даже самые блестящие учётные цифры – это заслуга работников ГИМС, а вовсе не налогового пресса. А незарегистрированные суда есть, их много, и погоня за ними часто приводит к авариям. И если этой аварийности может помочь снижение налогов, то нужно снижать налоги. Руководитель ГИМС хотел, чтобы разговор вёлся без передёргиваний.

Но ответственные люди, выстраивающие барьер снижению налогов на водный транспорт, отправили авторов законодательной инициативы за конкретными доказательствами того, что снижение налогов в Саратовской области приведёт к возвращению тех, кто отсюда из-за них убежал. И цифру возвращенцев тоже нужно обязательно назвать. И вот, если эти возвращенцы заплатят более 20 миллионов рублей налогами, то тогда – да, конечно, законодательную инициативу Нараевского можно и поддержать.

Напоследок автор законопроекта спросил, а как вообще в правительстве области подсчитали, что выпадающие доходы составят 27 миллионов рублей? Ведь на депутатский запрос Нараевского, сколько сейчас поступает денег от владельцев плавсредств, налоговая ему ответила, что водные виды транспорта из общей суммы транспортного налога выделить невозможно. Без всякого смущения ему раскрыли алгоритм расчёта. В региональном минфине взяли сумму начисленного по действующим ставкам налога на зарегистрированный в Саратовской области водный транспорт и отняли от неё сумму налога, получаемого по новым ставкам Нараевского.

Вы можете смеяться над таким подходом, но все прекрасно поняли, что надеяться на изменение ставок нет оснований.

 

Ольга Копшева