Главная / Общество / Саратовские общественники решили остановить побег «целевиков» из сельской медицины

Саратовские общественники решили остановить побег «целевиков» из сельской медицины

28 сентября 2018 - 14:31

Как нам дальше развивать медицину в Саратовской области? Такую тему заседания Общественной палаты, которое прошло в областной публичной библиотеке, обозначил ее руководитель Александр Ландо. На срочность заседания повлиял последний приезд в регион Вячеслава Володина. В сельских населенных пунктах ему жаловались на нехватку врачей.

Львиная доля вакансий в регионе, по словам Ландо, приходится на медиков. Значит что-то не то делает медицинский университет. Александр Ландо привел несколько примеров из будней районной медицины, где, кроме неправильных диагнозов, грешат отсутствием человеколюбия. Он призвал выступающих обойтись без самоотчетов.

Первый доклад был про подготовку медицинских кадров и об обеспеченности этого процесса. Историческая справка о создании медуниверситета имени Разумовского и его столетней славе подтверждалась сегодняшними рейтингами. Проректор по учебной работе Ирина Бугаева отдельно остановилась на дополнительном образовании для медиков, о возможностях для повышения квалификации. По 74 специализациям можно «подтянуться». И все они востребованы в регионе.

В чем обязательства университета при обучении по целевой квоте, она тоже рассказала. Вуз предоставляет базу. А за то, что целевые студенты не возвращаются в районы области, университет не может нести ответственность. При поступлении таких учащихся за университетом не закрепляется такое право. С 2011 по 2018 год 1289 было принято «целевиков». Первый выпуск был в 2017 году. Пока таких выпускников всего 183 человека. Ирина Бугаева спросила, какие меры их закрепления можно предложить: обучение за счёт муниципального бюджета или ужесточение репрессивных мер к студенту, не сдержавшему обещание вернуться в сельскую местность?

Александр Ландо уточнил, что 80 процентов «целевиков» не возвращаются в село. Начали разбираться с количества баллов, которых достаточно для поступления в медвуз. Выяснилось, что средний балл для среднего студента – 230. А у приезжающих «целевиков» он всего 160. Александр Соломонович назвал их «балбесами».

Ректор медуниверситета Владимир Попков сказал, что раньше единственной причиной невозврата было дальнейшее обучение. Сейчас, как выяснилось, выпускник вуза может не поехать домой даже из-за того, что ему не нравятся условия жизни и работы. Но, по словам ректора, они готовят тех, кого им прислало министерство здравоохранения. Именно министерство отслеживает, в каком районе каких специалистов не хватает, выделяет квоты, выступает стороной в договоре и гарантирует оплату обучения направленного на учебу из средств регионального бюджета. Александр Ландо предположил, что, наверное, университет тоже должен стать стороной в договоре, чтобы нести ответственность за трудоустройство отучившегося по квоте выпускника.

Следом выступил «большой друг» Общественной палаты прокурор Олег Петров. Александр Ландо попросил его назвать тех, кто нанёс урон бюджету области, не вернувшись обученным за бюджетные деньги специалистом в сельскую местность. Олег Петров объяснил, что штраф за отказ у выпускника гораздо меньше того, что он заплатил бы за обучение на коммерческом отделении. Так что он их не смущает. Фамилии отказников прокурор называть не стал, но примеры приводил.

Быстро стало ясно, каждый выпускник выкручивается как может, не желая ехать работать в районную больницу. Олег Петров пообещал проверить реальное трудоустройство каждого увильнувшего в сторону «целевика». Александр Ландо попросил ещё обратить внимание и на то, были ли отправленные учиться по квоте чьими-то детьми, братьями или сватьями. Александр Ландо к этому времени понял, что с университета взятки гладки. «Это задача министерства здравоохранения – заниматься таким анализом и менять договоры, а не ждать, когда председатель Государственной думы приедет», – решил Ландо.

Заместитель министра здравоохранения Наталья Мазина рассказала, что условия работы и ее оплаты у медспециалистов все время меняются. Но одинаковой заработной платы в первичном звене и специализированных больницах быть не может. А каждый человек ищет, где лучше. По её словам, целевой приём начинается с заявок районных медучреждений. В количестве их министерство не ограничивает. Отказ возвращаться вчерашние выпускники объясняют тем, что боятся ответственности. Они хотели бы поработать год под присмотром опытных врачей. Но годовая интернатура отменена по решению на федеральном уровне.

Зампред правительства Саратовской области Валентина Гречушкина признала, что в районной администрации и сейчас видят, какой ребёнок едет, чтобы вернуться, а какой – только и мечтает, получив высшее образование, выбраться из села. Поэтому Гречушкина предлагает установить штраф в 800 минимальных оплат труда за неисполнение договора. Это позволит «отделить мух от котлет» уже на стадии его подписания.

Депутат Саратовской областной думы Дмитрий Чернышевский сказал, что не всё определяется деньгами. Молодые и неопытные боятся сделать врачебную ошибку и попасть под пресс правоохранительных органов. И поэтому бегут из профессии сельского доктора.

Подводя итог обсуждения, Александр Ландо сказал, что рано или поздно в медицину все равно вернут распределение на работу для всех, кто отучился за государственные деньги.

 

Ольга Копшева