Главная / Общество / Телевидение теряет популярность как источник новостей

Телевидение теряет популярность как источник новостей

02 августа 2019 - 08:10

Аудитория телезрителей в России постепенно снижается. Об этом свидетельствуют выводы авторов отчета «Российский медиа-ландшафт», подготовленного Левада-центром.

Если десять лет назад информацию по телевизору получало 94% россиян, то сегодня таких 72%. Реже всего получают новости по телевизору самые молодые: этим источником информации пользуются 42% россиян до 25 лет. Старшие поколения более лояльны к телевидению: оттуда новости узнают 93% жителей России от 65 лет и старше. У молодежи роль главного источника информации сегодня играет не телевидение, а социальные сети, отмечают авторы исследования.

Доверяют телевидению как источнику новостей 55% россиян. Десять лет назад эта цифра была на треть выше — почти 80% населения. Доверие к телевидению сохраняют прежде всего люди старше 35 лет. В прошлом году заметно снизилось доверие россиян к тому, как телевидение освещает отдельные темы, прежде всего экономические. Сегодня более половины населения считает, что освещение телеканалами положения дел в экономике “не соответствует действительности”.

Интернет и социальные сети как источники новостей по значимости сегодня опережают все остальные источники информации, кроме телевидения. За десять лет их аудитория выросла в три раза: с 9% до трети населения страны.

Растет доверие к интернет-ресурсам и социальным сетям растет. На сегодняшний день около 72% населения пользуется интернетом "ежедневно" или "практически ежедневно" и несколько раз в неделю; в 2001 году таких было всего 2-3%. При этом порядка 45% граждан выходят в интернет “несколько раз в день”; это прежде всего самые люди моложе 25 лет.

Приблизительная совокупная аудитория независимых СМИ, которые регулярно публикуют точки зрения, отличные от официальных, на сегодняшний день составляет порядка 35% россиян (при этом только 6% регулярно использует сразу несколько независимых источников).

Социальными сетями сегодня регулярно (“ежедневно, практически ежедневно” и “несколько раз в неделю”) пользуется порядка 56% россиян. Никогда не пользовались ими около трети населения страны. За восемь лет регулярных наблюдений число регулярных пользователей социальных сетей выросло в 2,5 раза (с 22% в 2011 году). Наиболее активными пользователями являются молодые россияне — 85% посещают сети “ежедневно или практически ежедневно”. Среди старшей возрастной группы (65 лет и старше) таких только 8%.
Наиболее популярными социальными сетями в России являются ВКонтакте (ими пользуются порядка 42% россиян), “Одноклассники” (33%), YouTube (30%) и Instagram (23%). Аудитория Facebook в России насчитывает порядка 9% населения, Twitter – 4%. Согласно опросам аудитория ВКонтакте, Instagram, Twitter является более молодой, аудитория “Одноклассников” — более пожилой. YouTube тоже смотрят прежде всего молодые, но аудитория этой сети более равномерно распределена между разными возрастными группами.

Российская аудитория мессенджеров для обмена сообщениями и звонками за три года наблюдений она увеличилась вдвое — с 31% в 2016 году до 62% в марте 2019 года. Лидерами среди приложений являются WhatsApp (49% россиян) и Viber (31%). Мессенджером ВКонтакте пользуются порядка 17%, Skype — 14%. Аудитория Telegram на сегодняшний день составляет порядка 8% населения. Мессенджерами пользуется преимущественно молодежь, однако WhatsApp и Viber довольно хорошо распространены и в остальных возрастных группах.

Среди распространенных интернет-услуг у россиян наибольшей популярностью пользуются мобильный банк (46% используют “время от времени”), заказ такси (28%), навигационные карты (25%) и покупки в онлайн-магазинах (21%). Еще 15% россиян заказывают еду и покупают билеты онлайн, порядка 10% проходили обучающие онлайн-курсы. Около трети российских граждан продавали сами или покупали у других товары или услуги по интернету. Как и во всем, что связано с интернетом, наиболее активными пользователями интернет-услуг являются молодые россияне.