Главная / Общество / Организация АУЕ поставлена вне закона

Организация АУЕ поставлена вне закона

11 ноября 2020 - 12:48

Верховный суд России 17 августа признал экстремистской организацию АУЕ («арестантский уклад един» или «арестантское уркаганское единство») и запретил ее на территории России.

Насколько распространено это движение в нашем регионе? Какие меры профилактики помогут оградить детей и молодежь от опасных идей? Об этом мы поговорили с председателем комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве Саратовской области Анжеликой Потаповой.

Анжелика Владимировна, для начала официальные данные. По информации прокуратуры Саратовской области, органы надзора и профилактики в этом году выявили в социальной сети «ВКонтакте» 208 сообществ, содержащих деструктивный контент. Среди участников сообществ выявлено 570 жителей региона, из них 388 несовершеннолетних являлись подписчиками интернет-сообществ, пропагандирующих криминальные субкультуры. Откуда это? Что за явление? Есть ли объяснение?

– Для того чтобы понять, с чем мы имеем дело, напомню значение слова «деструкция»: разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо, уничтожение. Современные юридические, психологические и социологические исследования обозначают через понятие «деструктивное» социально неодобряемые формы активности личности. Деструктивное поведение подрастающего поколения сегодня вызывает наибольшую тревогу. Если оно явное, предостеречь молодого человека от страшных поступков несложно, для этого достаточно родительской заботы и визита к грамотному психологу. Однако чаще всего молодые люди всеми способами скрывают от взрослых свое влечение к разрушению или саморазрушению. Есть ряд типичных проявлений деструктивного поведения детей. К ним относят бродяжничество, воровство, драки, побеги из дома, нанесение ущерба чужому имуществу и попытки суицида. Часто на это провоцирует общение в социальных сетях, без которых современный подросток не мыслит свою жизнь. Палитра киберугроз, подстерегающих неокрепшее юношеское сознание в социальных сетях, очень широка. Это и овершеринг – размещение избыточной личной информации в общем доступе, и кибербуллинг – травля в интернете, которая нередко переходит в конфликты в реальном мире. Сюда можно отнести груминг в сети – это ситуация, в которой опасный незнакомец втирается в доверие к ребенку, устанавливает с ним тесный эмоциональный контакт для дальнейшей сексуальной эксплуатации. Имеет место шоплифтинг – кража на спор с видеоуроками в сети. Как своеобразная «вершина» деструктива – скулшутинг: вооруженное нападение на школьников внутри учебного заведения.

Что такое АУЕ? Не похоже на банальную тюремную романтику, которая так распространена в России? Песню Михаила Круга «Таганка» у нас и детсадовцы знают...

– Все как раз далеко от банальности. Арестантско-уркаганским единством (встречается также трактовка «арестантский уклад един») называют неформальное движение подростков, живущих по воровским законам. Основные его ценности – это тюремные понятия. АУЕ ориентировано в основном на школьников, средний возраст приверженцев этого движения – 10–17 лет. Способов вовлечения много. Подростку предлагают совершить мелкое противоправное действие или просто покурить, а потом используют этот поступок для шантажа: «если ты не будешь делать то, что я тебе говорю, то я обо всем расскажу твоим родителям». Или ребенку сообщают, что надо помочь «одному хорошему человеку», который в беде, например, деньгами. Ребятам, которые попадают в эту ловушку, около 12 лет, в этом возрасте влиять на них очень легко. Вовлечение происходит как будто бы ненасильственно, ребенок вроде бы сам отдает телефон или деньги, никто его не заставляет и силой ничего не отнимает. И если изначально АУЕ пропагандировали так называемые трудные подростки, то со временем они начинали транслировать ценности данного движения в школах, и постепенно в этот мир оказались втянутыми дети из вполне благополучных семей.

Откуда истоки?

– АУЕ формируется последние двадцать лет. В 90-е годы в нашей стране наблюдалась популяризация криминальной среды. Вспомните, например, сериалы «Бандитский Петербург» или знаменитую «Бригаду». Криминальный авторитет в глазах подростка выглядит сильным, уверенным в себе, способным на серьезные и смелые поступки. Вполне понятно, почему мальчишки хотят быть на него похожими. И еще важный момент. В подростковом возрасте одна из основных потребностей – быть своим. Дети активно ищут ту группу, которая примет их, в которой они смогут чувствовать себя комфортно и уверенно. Подростку крайне важно ощущать себя особенным, принадлежащим к какой-то тайной стороне жизни. А в субкультуре всегда есть некие правила, которые точны и понятны. Подросткам именно этого и не хватает – им нужны четкие границы и правила.?

Головная боль для учителей и родителей. Как определить, что школьник попал в АУЕ?

– Об этом могут сказать фильмы, сериалы, музыка, соответствующий жаргон и внешний вид. Тревожные признаки – резкое падение успеваемости, обман, частые просьбы выдать побольше карманных денег без внятного объяснения на что. Стоит насторожиться, если ребенок «теряет» уже не первый телефон или другой гаджет. “Мы проводим активную разъяснительную работу с родителями. Рассказываем о возможностях современных гаджетов по отслеживанию действий ребенка в сети: его контактов, поисковых запросов и так далее, о возможностях получения психологической и практической помощи детям, которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования интернетом или мобильной связью (виртуальное преследование, домогательство, грубость, шантаж, мошенничество, несанкционированный доступ к почте, нежелательный контент и т.д.). Модули по профилактике деструктивного поведения и буллинга включаются в курсы повышения квалификации учителей-предметников, классных руководителей, специалистов социально-психологической службы. Буквально несколько месяцев назад проводили обучающие вебинары для представителей комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, психологов, педагогов и родителей по вопросам информационной безопасности несовершеннолетних и преодоления кризисных ситуаций. Но что касается детей и подростков, то тут отдельная статистика (вы выше привели общую), из которой видно, что их интерес к АУЕ, к счастью, не укрепляется. Если рассматривать итоги последних лет, то в 2019 году установлено 168 сообществ, содержащих деструктивный контент, из них 66 посвящено криминальной субкультуре АУЕ. 52 несовершеннолетних являлись подписчиками интернет-сообществ, пропагандирующих данные субкультуры. В 2020 году выявлено лишь 31 сообщество, содержащее деструктивный контент, из них девять посвящены криминальной субкультуре АУЕ. Участников в возрасте 16–17 лет – 25 человек, 14–15 лет – 29 человек, 11–13 лет – 6 человек, все – учащиеся образовательных организаций. С ними, а также с их родителями проводится разъяснительная работа, изучается окружение ребенка. Родителям «заблудившегося» в сети подростка и попавшего в связи с этим в сложную ситуацию следует вовремя обратиться в местную комиссию по делам несовершеннолетних. Есть еще возможность получить консультацию по бесплатному телефону линии помощи «Дети в онлайне»: 8-800-25-000-15.

Роль интернета решающая в распространении деструктивных идей среди подростков?

– Это важный информативный канал, средство коммуникации. К тому же, как показала пандемия 2020 года, незаменимый. Запретить интернет невозможно. Значит, на первое место выходит профилактика, противодействие опасному контенту – его обнаружение и пресечение, разъяснительная работа с детьми, родителями, учителями, информирование семей об ответственности, предусмотренной административным и уголовным законодательством РФ за совершение противоправных действий. Теперь действия лиц, пропагандирующих идеи движения и склоняющих к криминальной деятельности молодежь, попадают под статью 282.1 УК РФ («Организация экстремистского сообщества»). Максимальное наказание предусматривает до 12 лет лишения свободы и штраф до 700 тысяч рублей. И такое решение логично и своевременно. Потому что, несмотря на проводимую профилактическую работу, искоренить такие явления оказалось объективно невозможно. Ведь проблема не столько в сложностях выявления, сколько в бесконтрольном и массовом распространении информации в сети: на месте ликвидированных сообществ создаются новые. Поэтому вопрос государственного регулирования данной проблемы назрел давно. Но главное, конечно, – максимальное внимание к ребенку, переживающему трудности взросления, формирования мировоззрения. Без помощи взрослых подростку не обойтись. Если он будет чувствовать поддержку со стороны родителей, если будет знать, что семья – это та самая подушка безопасности между ним и взрослым, тревожным миром, если найдет свой смысл в той среде, которая его окружает изначально, то его не заинтересует ни АУЕ, ни любое другое деструктивное сообщество.