Главная / Происшествия / Машина-убийца | 18+

Машина-убийца | 18+

27 апреля 2021 - 19:03

В редакцию обратилась мать погибшего в ДТП под Энгельсом Сергея Солдатенко с просьбой придать огласке её версию и стороны защиты относительно обстоятельств дорожно-транспортного происшествия в декабре 2018 года.

Этот день, 8 декабря 2018 года, Татьяна Фёдоровна всю оставшуюся жизнь будет вспоминать с ужасом. Она уверена, что её сына Сергея убили. Материнское сердце трудно обмануть. Но чтобы виновные не понесли заслуженного наказания, с первых минут аварии на трассе в Энгельсском районе и потом, в зале суда будет разыгран целый спектакль, название которому, по мнению матери, «коррупция и беззаконие».

В тот день, когда ещё не было доподлинно известно и доказано, что же на самом деле случилось на трассе в то злополучное зимнее утро, и кто на самом деле стал виновным в автомобильной аварии, в СМИ прошла информация пресс-службы Госавтоинспекции по Саратовской области, что «37-летний водитель “Тойоты РАФ 4” допустил выезд на встречку и врезался в грузовую “Газель”. В результате ДТП водитель иномарки погиб на месте. 31-летний мужчина за рулём грузовика госпитализирован». И точка.

Возможно, как считают родственники погибшего Сергея Солдатенко, в толпе, что собралась на месте аварии, кто-то и слышал, как шептались подъехавшие на место происшествия люди в погонах: мол, парню уже не поможешь, а собственники «Газели» люди благодарные, так пусть покойный и будет виноват.

Что так оно и было, родственники погибшего не берутся утверждать, но в наше время сплошь и рядом наблюдаются такие сделки. Бизнес, один сплошной бизнес…

С небес всё видно

Прошло два года. Несмотря на существенные доводы защиты и противоречия судебной экспертизы, несмотря на то, что, по мнению матери, при рассмотрении дела постоянно игнорировались процессуальные права и подбирались только «нужные» свидетели, суд под председательством судьи Натальи Рубановой признал Сергея Солдатенко, отца троих детей, виновным. Несмотря, по глубокому убеждению защиты, на его невиновность.

Родственники погибшего пробуют представить, как развивалась ситуация и что произошло 8 декабря 2018 года на автодороге А298 — Р208 Тамбов — Пенза — Саратов — Пристанное — Ершов — Озинки — граница с Республикой Казахстан — 7-й километр автоподъезда к Энгельсу.

«Газель», до верха нагруженная овощами, шла в сторону Энгельса. Примерно в три часа тридцать минут утра, проехав через бугор и набрав по инерции скорость, мини-грузовик, переваливаясь с боку на бок, реагируя от перегруза на каждую неровность на дороге, мчался по трассе к огням города. Вдруг слышится хлопок — и в это мгновение, как предполагают родственники Сергея Солдатенко, от перегруза (причин больше нет) лопнуло заднее левое наружное колесо. Машину начинает мотать по дороге, ведь в кузове тонны груза. Далее отрывается с частью балки левое переднее колесо и отлетает в сторону. «Газель» заносит влево, оставляя след на асфальте (потом эти задиры следователь и эксперт «запишут» на счёт «Тойоты» Солдатенко). Неожиданно водитель грузовика Аркади Барбарян в свете фар видит стоящую на противоположной стороне дороги около отбойника легковую машину. Тяжёлый мини-грузовик несётся прямо на неё. Доли секунды — и неуправляемая «Газель» на скорости наезжает на легковушку, прямо на капот со стороны водителя, сминает крышу и того, кто был в машине. Скорее всего, в результате отрыва переднего колеса, а затем столкновения автомобилей Барбаряна выбрасывает вместе с водительской дверью на асфальт. Пусть руки и одежда в грязи, пусть при падении на землю что-то хрустнуло внутри, главное — жив! Далее, как в настоящем боевике. Грузовик от удара переворачивается и, скользя на правом боку, в метрах семи-восьми от столкновения останавливается. Через минуту «Газель» уже горит. Барбарян трясущимися руками достаёт телефон, набирает номер своего родственника — Барбаряна-старшего. Можно только представить, как оперативно заработала в эти минуты телефонная связь по нужным адресатам…

Какова же версия следствия? Водитель С. А. Солдатенко, находясь в состоянии алкогольного опьянения, следуя с неустановленной скоростью, выехал на полосу встречного движения и допустил столкновение с передней левой частью встречного автомобиля ГАЗ-3302 под управлением водителя А. М. Барбаряна.

Всё. Мол, и доказывать ничего не надо. В крови погибшего найден алкоголь. Так что доводы матери, что её сын Сергей Солдатенко просто спал в стоящей машине и никуда не ехал, никому из этих должностных людей, видимо, были неинтересны. Не дали доказать невиновность Солдатенко и адвокату защиты, её ходатайства почти все были отклонены. Ведь, по мнению матери, её сына уже «записали» в виновники аварии. В обратном случае, как вы понимаете, за фальсификацию и искажение действительности не одна голова полетела бы…

Что же было дальше в то утро? Около места аварии вскоре собрались люди из остановившихся машин. Кто-то вызвал скорую помощь, МЧС, приехали инспекторы ДПС, потом прибыл следователь Александр Кирпичев, который, по мнению защиты, вряд ли был на официальном дежурстве в эту ночь, но суд почему-то отказал защите уточнить данную информацию. То есть тайна с телефонными звонками — под семью замками. Почему? По мнению Татьяны Фёдоровны, именно знакомые Барбарянам люди должны были приехать в такой ситуации и всё «разрулить».

Приехала эксперт-криминалист ГУВД г. Энгельса Вероника Кулаева, которая много фотографировала, но в деле почему-то потом оказались не все фотографии, видимо, только те, которые могли навести тень на плетень. По всей видимости, у каждой службы есть своя «творческая» кухня.

Довольно быстро подъехала какая-то «Газель», в которую тут же поспешно перегружаются из кузова сгоревшего грузовика рассыпанные по дороге лук, свёкла и другие овощи. Собираются доски, которыми практически до верха была наращена задняя часть будки «Газели» Барбаряна.

Рессоры прибывшей «Газели» прямо на глазах изгибаются в обратную сторону, машина от перегруза «приседает» на задние колёса, кабина поднимается, да так, что вот-вот оторвётся от земли… Есть фотографии и видеосъёмка. Ещё через полчаса грузовик, покачиваясь на неровностях дороги, едет на весы в ближайшеё хозяйство, где, заметьте, не следователь, который обязан был это сделать, а свидетель Михаил Нестеренко с помощью видеокамеры фиксирует вес машины с овощами — 7 тонн 800 килограммов! Вот тебе и картина маслом!

Надо понимать, что в деле есть справка от Барбаряна о загруженности «Газели» не более чем на 1,5 тонны, но есть и видео свидетеля о перегрузе. Две взаимоисключающие версии. Но суд почему-то не устранил противоречия, а без объяснений принял сторону обвинения.

А теперь стоит кое-что уточнить. На фотографиях перевёрнутой «Газели» хорошо видно, что в конструкцию машины внесены изменения, а именно увеличено количество рессор на задней оси, установлены между задним мостом и кузовом «Газели» камазовские пневмоподушки, стоят воздушный компрессор и два воздушных баллона от автомобиля КамАЗ. Видимо, владельцы «Газели» сильно постарались увеличить грузоподъёмность своего мини-грузовика. Даёшь восьмитонник! А на деле создали, получается, машину-убийцу.

Конечно, нетрудно догадаться, что на внесение таких технических изменений разрешения ГИБДД и у Барбаряна не было. Да и вряд ли найдётся хоть один сотрудник ГИБДД, чтобы выдать такое разрешение, — это сразу тюрьма. Кстати, защита задавала вопрос в суде: можно ли считать внесённые в данном случае изменения в конструкцию машины неисправностями, и разрешена ли эксплуатация данной машины в таком виде? Знаете, что сказал в суде под аудиозапись свидетель, инспектор ДПС Андрей Мазяркин? Мол, если перегруз зафиксирован, то такие изменения в конструкции автомобиля — нарушение. А если не зафиксирован перегруз, то это не нарушение. Интересная позиция представителя закона на дорогах, не правда ли?

Кстати, водитель А. М. Барбарян не однажды был уже виновником аварии. Например, есть материал по факту ДТП, которое произошло в Энгельсе всего полгода назад, то есть 18.06.2018 года. «Лихой» водитель «с перегрузом» Барбарян въехал во впереди движущийся автомобиль. Трудно было, видимо, удержать многотонник. Несмотря на то, что потерпевший получил телесные повреждения, правоохранители вынесли постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

«Шито белыми нитками»

И всё же есть немало фактов, на которые стоит обратить внимание. Помните, есть такое выражение — «шито белыми нитками»? Так вот, в этом деле, по мнению Татьяны Фёдоровны, виртуозность следователя Кирпичева, инспектора ГИБДД Мазяркина, эксперта Романа Шостака и специалиста Кулаевой всё-таки «с душком». Или это явная некомпетентность сразу нескольких человек? Или…

Вернёмся к машине Барбаряна. Есть, как вы понимаете, неоспоримые доказательства перегруза «Газели», но судья Рубанова утверждает, что «каких-либо следов, свидетельствующих о движении автомобиля ГАЗ-3302, регистрационный знак Ф 836 КО 164, с перегрузом не обнаружено». Так, кстати, утверждал в своей экспертизе и известный своей репутацией эксперт Р. Г. Шостак, но при этом в суде, отвечая на вопросы адвоката защиты Ольги Клочко, он не мог пояснить простую вещь: почему в месте столкновения «Газели» и «Тойоты», которое указал в схеме ДТП всё тот же инспектор ДПС Мазяркин, отсутствуют следы осыпи грязи и стекла? Почему следы столкновения (грязь, осколки, маслянистая жидкость на смятой сверху вниз крыше «Тойоты») есть непосредственно в месте нахождения легковой машины после аварии? Значит, именно здесь, в этом месте, около отбойника, на обочине произошло столкновение машин? Хотя следователь Кирпичев пытался изобразить версию о смыве осколков в сторону «Тойоты» сотрудниками ПСЧ-27 г. Энгельса, однако допрошенные на судебном заседании пожарные в пух и прах опровергли утверждения следователя. Они рассказали, где стояли пожарные, куда была направлена струя воды. На фотографиях чётко видно, что потёки воды в сторону «Тойоты» отсутствовали. Выводы следствия разваливались прямо на глазах судьи, но, увы…

В распоряжении следствия почему-то не оказалось ни одной записи с видеорегистраторов проезжавших машин, особенно водителя Михайлова, который практически первым оказался на месте аварии. Обратите внимание, главного свидетеля не было и в суде, его фактически спрятали от вопросов защиты. Но всё и про всех знали родственники Аркади. Брат Аркади Барбаряна Мамвел рассказывал, что Михайлов якобы вытаскивал Аркади из машины через стекло. Ходатайство защиты о вызове и допросе Михайлова судом почему-то было отклонено.

Странно, но на фотографиях чётко видно, как обгоревшая кабина «Газели» без стекла, не имея ребра жёсткости в виде двери (её нашли потом чистенькой, без следов пожара, почему-то спрятанной под пологом в машине Барбаряна), изменила свои геометрические размеры, при этом рулевая колонка поднялась на 75-80 см вверх к потолку. При таких повреждениях кабины водитель «Газели» должен был получить телесные повреждения, несовместимые с жизнью.

Далее. Защита ходатайствовала об истребовании детализации звонков с телефонов Барбаряна и Михайлова с целью установления точного времени аварии, однако суд в удовлетворении ходатайства отказал. А зачем? Приговор Сергею Солдатенко людьми в погонах, как считают его родственники, был уже вынесен заранее. И зачем кому-то знать, кому в то утро звонили Барбаряны?

Чтобы установить истину и добиться справедливости, представителями стороны защиты было сделано немало видеосъёмок и фотографий с места аварии, запрошены фото- и видеоматериалы из службы спасения МБУ «Энгельс-СПАС», зафиксированы мельчайшие и характерные фрагменты покорежённых машин. Например, злополучное колесо, оторванное явно до столкновения машин, было абсолютно без следов пожара и находилось уж слишком далековато от места аварии. Всем этим фактам должно быть объяснение, но эксперт Шостак и следователь Кирпичев только путались в суде в своих показаниях. Но судья почему-то была к ним благосклонна.

Стороной защиты были проведены консультации в Саратовском государственном техническом университете имени Гагарина Ю. А. на кафедре материаловедения и технологии материалов, где готовят настоящих профессионалов по вопросам испытаний и диагностики, исследований и контроля качества материалов. Вопрос касался излома передней балки автомобиля ГАЗ-3302. Учёными был дан ответ: на поверхности излома имеются признаки усталости металла. Словом, доездились бизнесмены с перегрузами, машина уже стала разваливаться на ходу.

Кстати, переднюю балку с изломом представили и в суде, который постановил, что «излом передней балки автомобиля ГАЗ-3302 является одномоментным. Изломы кронштейнов крепления левой и правой рессор данного автомобиля также являются одномоментными». Профессоров на плаху!

Стоит обратить внимание

Сторона защиты в суде обращала внимание на фальсификацию многих фактов. Например, протокол осмотра места происшествия следователями Кирпичевым и Кулаевой был написан (время зафиксировано в документе) уже после составления схемы ДТП. То есть при составлении схемы ДТП их не было на месте аварии, однако они подписали эту бумагу, не проверив сведения, которые были отражены в схеме. Почему? Или так доверительно работает следователь с инспектором ДПС Мазяркиным, как бы помогая друг другу выстроить «нужную» версию?

Напомним, что при осмотре места происшествия при ДТП со смертельным исходом обязательно описывается поза погибшего водителя до извлечения тела из машины. Есть методические рекомендации при составлении протоколов осмотра места происшествия и действий должностных лиц. Почему следователь Кирпичев не сделал этого? На одном из судебных заседаний этот господин промолвил, что он не знает, почему.

Защита неоднократно заявляла ходатайство о назначении и проведении комплексной экспертизы, но суд вновь отказал и в этом ходатайстве. Почему?

И ещё. На фото и видео, которые 08.12.2018 года сделал свидетель Нестеренко на месте ДТП, отображены оторвавшиеся части «Газели». Однако следователь Кирпичев не отразил их в протоколе осмотра места происшествия. А ведь не увидеть их было нельзя. Почему? По мнению матери Сергея Солдатенко, скорее всего, чтобы сфальсифицировать место столкновения машин. Вопросы, вопросы…

Например, в суде эксперту Шостаку задают вопрос, отчего оторвался капот автомобиля «Газель» и какова траектория его движения? Он пояснить не может. В постановлении суда так и написано: «не может». Траекторию движения левой двери автомобиля «Газель» господин Шостак тоже «пояснить не может». Тогда суд подытоживает: «Лобового стекла нет, автомобиль сгорел». Точка. И дальше: «Колесо “Газели” лопнуть от перегруза не могло, для отрыва колеса и повреждения балки необходимо внешнее воздействие, удар». Словом, против лома нет приёма.

Эксперт Шостак при исследовании механизма ДТП почему-то не применил второй закон Ньютона, используемый при расчёте силы удара каждого из автомобилей при столкновении, и впоследствии установить траекторию движения каждой машины.

О том, что водитель «Тойоты» не ехал, а машина стояла, говорят многие факты. Ноги Солдатенко находились под педалями газа и тормоза, а рычаг АКПП (!) — в положении паркинга. Есть фотографии. Когда машина в положении паркинга, вам скажет любой водитель: она заблокирована и никуда не может ехать. Значит водитель, как уверена сторона защиты, спал, расположив поудобнее ноги на полу в машине. Его глаза были закрыты.

И всё же стоит поймать эксперта за руку. При назначении автотехнической экспертизы представителем защиты был подготовлен вопрос: «В каком положении находятся рычаг АКПП и рычаг стояночного тормоза автомобиля “Тойота?”» Но почему-то эксперт Шостак проигнорировал этот вопрос и сделал, по мнению защиты, голословный, ничем не подтверждённый вывод: «Определить положение рычага АКПП не представляется возможным вследствие его разрушения (отделения от АКПП) в результате ДТП. Определить положение стояночного тормоза не представляется возможным вследствие его разрушения при ДТП». Чего проще — не увидеть, пройти мимо, исказить факты без зазрения совести…

Многие вопросы защиты судом были просто проигнорированы. Например, на вопрос защиты, поставленный перед экспертом Шостаком: «Мог ли перегруз автомобиля ГАЗ-3302 в 3-4 тонны стать причиной разрушения элементов подвески переднего левого колеса данного автомобиля с последующим отрывом переднего левого колеса и выездом на сторону встречного движения?», этот господин просто не ответил. Как бы пропустил мимо ушей?

И ещё интересный нюанс. За всё время, пока шёл суд, сменились 6 или 7 представителей обвинения. И было много поводов для сплетен из-за неуёмной страсти этих людей к своим айфонам, которые просто захватывали всё внимание обвинителей во время заседания суда. А ведь погиб человек!

Не слишком ли много фальши и откровенной лжи?

В суд также было представлено экспертное исследование специалиста

А. Н. Исаева о причинах дорожно-транспортного происшествия, основываясь на схеме, протоколе осмотра места происшествия, транспортных средств, видео- и фотоматериалах с места ДТП. Но почему-то суд не принял во внимание этот документ. А может, потому, что доводы специалиста Исаева не вписывались в нарисованную «картину маслом»?

Исаев утверждал в суде, что «Тойота» была прижата к отбойнику, удар произошёл под углом, лобового удара не было. Автомобиль «Газель», движущийся с аварийным перегрузом, во время столкновения наехал на переднюю часть автомобиля «Тойота», используя его переднюю часть в качестве трамплина, перевернулся и загорелся. Но суд посчитал, что мнение специалиста Исаева о том, что выезд автомобиля ГАЗ-3302 на полосу встречного движения обусловлен возникновением раскачки на пологих неровностях дорожного покрытия до полной потери управляемости и возникновения разрушения балки передней подвески, «носит только предположительный характер». Однако суд поверил выводам Шостака, сделанным, по мнению защиты, голословно.

Суд полностью согласился и с показаниями водителя Барбаряна, который в суде как бы ничего не помнил, но увлекательно рассказывал, что скорость «встречной» «Тойоты» была больше 100 км в час. Надо же, какая зоркость в ночи и точный математический расчёт!

Правда должна восторжествовать

Сегодня в распоряжении редакции есть документ, который, по словам матери Сергея Солдатенко, должен поставить все точки над «i». Это заключение специалистов Томского экспертно-правового центра «Регион 70», которые руководствуются в своей деятельности федеральным законом № 73-ФЗ от 31.05.2001 г. «О государственной судебной экспертной деятельности в Российской Федерации».

Надо отметить, что специалисты центра в своей работе использовали методическое пособие профессора ИПК НП «СУДЭКС», кандидата юридических наук И. И. Чава «Судебная автотехническая экспертиза», а также методическое пособие выдающегося учёного в области юриспруденции и судебной экспертизы, профессора, доктора юридических наук Ю. Г. Корухова «Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о дорожно-транспортных происшествиях» и другие методические пособия ВНИИ судебных экспертиз для экспертов, следователей, судей.

Стороной защиты для проведения автотехнического исследования в центр были представлены: копии протокола осмотра места происшествия и схемы совершения административного правонарушения от 08.12.2018 года, фотоматериалы с места ДТП, фотоматериалы повреждённых автомобилей ГАЗ-3302, г/н А836КО164, и Toyota RAV4, г/н М777ХО64, видеоматериалы с места произошедшего столкновения, копия заключения автотехнической экспертизы, выполненного экспертом ФБУ Саратовской лаборатории судебных экспертиз Р. Г. Шостаком от 31.01.2019 г. (№ 5139/5140/5141/6-5).

По представленным материалам был определён и реконструирован механизм произошедшего ДТП. Заметим, что реконструкция рассматриваемого столкновения с использованием программного комплекса РC-Crash 10.0 была основана на математических расчётах динамических процессов, происходящих до, в момент и после столкновения на основании физических, математических законов и физических свойств транспортных средств. Для виртуальной реконструкции произошедшего ДТП в графическом виде с сохранением масштабных размеров были взяты схема места ДТП, фотографии с места ДТП, фотографии повреждённых транспортных средств.

В заключении сказано, что, в соответствии с техническими характеристиками автомобиля ГАЗ-3302, разрешённая максимальная масса автомобиля составляет 3500 кг, из чего следует, что фактическая масса автомобиля превышает максимально допустимую массу транспортного средства на 4300 кг. Данное несоответствие оказывает непосредственное влияние на элементы ходовой системы и раму автомобиля, поскольку у каждой конструктивной детали автомобиля имеется технически предельная прочность, при превышении которой происходит их деформация и разрушение. Именно об этом и пыталась все два года говорить сторона защиты в суде.

В заключении специалиста № 001.2021 от 26.01.2021 г. подробно исследуются степень и характер образования повреждений на автомобиле Toyota RAV4. Если кратко, то на поверхности переднего и заднего правых колёс отсутствуют следы, характеризующие вращение в момент контакта с металлическим ограждением. Особое внимание специалистами обращено на фотографию селектора автоматической коробки передач — положение «паркинг». Для того, чтобы перевести рычаг селектора АКПП в положение «Р», необходимо запустить двигатель автомобиля и нажать на педаль тормоза, при этом в положении «Р» автомобиль находится без движения.

И таких точных и неопровержимых выводов, что происходили на дороге, множество. Про балку, в левой части которой имеется излом. Есть признаки, характеризующие усталостный излом. Теперь о переднем левом колесе автомобиля «Газель». Помните, по версии защиты, произошёл отрыв переднего левого колеса с элементами ходовой части, но на поверхности шины не образовались повреждения, равно как и на колёсном диске появилась лишь незначительная деформация наружного борта, что в целом несоизмеримо с полученными повреждениями автомобиля ГАЗ-3302.

Далее. Специалисты ТЭПЦ, проведя исследования, составляют математическую модель столкновения транспортных средств с учётом их положения в момент столкновения на полосе движения автомобиля ГАЗ-3302, и констатируют, что механизм развития ДТП противоречит объективным фактам, а именно: отсутствует образование повреждений на боковой правой поверхности автомобиля Toyota RAV4 ввиду преобладающего левоэксцентричного вращения; положение транспортных средств в конечном положении не соответствует положениям, зафиксированным на схеме ДПС и фотоматериалам с места ДТП.

То есть, если бы Toyota RAV4 выехала на полосу встречного движения и столкнулась с «Газелью», то «Газель» не перевернулась бы, а осталась на колёсах и, сбавив скорость, продолжила движение. Легковая машина при таком развитии событий не была бы прижата к металлическому ограждению, а от удара развернулась бы в обратную сторону и вдобавок встала поперёк дороги. Кстати, специалисты центра даже определили скорость движения автомобиля ГАЗ-3302 в момент наезда — около 74 км/час.

Поскольку масса автомобиля ГАЗ-3302 превышает максимально допустимую, смещается центр тяжести автомобиля. В результате чего в процессе смещения автомобиля ГАЗ-3302 на полосу для движения автомобиля Toyota RAV4 происходит изменение вращающего момента, от чего после непосредственного контактного взаимодействия автомобиль Toyota RAV4 приобретёт вращательный момент против часовой стрелки. Ввиду того, что до момента столкновения автомобиль ГАЗ-3302 обладал большим запасом кинетической энергии, происходит опрокидывание автомобиля ГАЗ-3302, и впоследствии он скользит своей боковой правой частью к месту конечного расположения.

Безусловно, на странице газеты нельзя посмотреть визуальный механизм произошедшего ДТП в динамическом изображении, но на сайте mk.ru и saratovnews.ru эта информация будет представлена.

Материнское горе

Трудно представить, как мать Сергея Солдатенко — Татьяна Федоровна, все эти годы изо дня в день вновь и вновь переживала случившуюся трагедию. Жить с мыслью, что её сына убили, при этом подло обвинив его в содеянном другими людьми, очень тяжело. 

Страшно даже от мысли, что рядом живут люди, которые способны лишь на подлость и мерзость… Как жить в мире, где обесцениваются честность, порядочность, милосердие?

Сегодня Татьяна Фёдоровна и друзья Сергея продолжают бороться за доброе имя этого человека. Ради его памяти, ради будущего его детей.

Редакция  не берётся делать каких-либо выводов, а надеется на производство соответствующей проверки компетентными органами информации, изложенной матерью Сергея Солдатенко в своём обращении.