Главная / Общество / Шаг длиною в 150 лет. От Тамбовско-Саратовской железной дороги до Приволжской

Шаг длиною в 150 лет. От Тамбовско-Саратовской железной дороги до Приволжской

14 июля 2021 - 15:48

История Саратовского региона ПривЖД началась в июле 1871 года с открытия движения по участку Аткарск – Саратов, относившемуся к Тамбовско-Саратовской дороге. В разные исторические периоды участки магистрали также входили в состав Рязано-Уральской и Сталинградской железных дорог, которые в 1953-м объединили в Приволжскую.

Саратовский регион дороги имеет уникальную историю становления и развития. В разные годы здесь реализовывались сотни проектов, в том числе государственного масштаба. Например, железнодорожный мост через Волгу стал самым крупным мостом первой пятилетки, а участки знаменитой Волжской рокады, построенные в кратчайшие сроки, обеспечили бесперебойное снабжение армии в период Сталинградской битвы.

Постепенно на смену первым паровозам пришли мощные тепловозы и электровозы. При этом звеньевой путь на деревянных шпалах превратился в бесстыковой на железобетонном основании. В начале 2000-х велось активное строительство вторых путей на участке Саратов – Петров Вал, а в 2008 году открылось движение по двухпутному электрифицированному участку Саратов – Сенная. В результате весь главный грузовой ход Приволжской железной дороги от Сызрани до Волгограда был переведен на электровозную тягу. Сегодня это наиболее короткий маршрут, соединяющий промышленные центры Урала и Поволжья с районами Северного Кавказа и портами Азово-Черноморского бассейна.

С чего начиналась интеграция в мировую систему грузовых перевозок

Приволжская железная дорога – одна из старейших магистралей России.

История Приволжской (Рязано-Уральской) магистрали началась во 2-ой половине 19 века. Свое летоисчисление дорога ведет с июля 1871 года, когда было завершено строительство участка от Аткарска до Саратова.

В январе 1892 года было образовано одно из самых крупных железнодорожных предприятий дореволюционной России – Общество Рязано-Уральской железной дороги (РУЖД). Дореволюционная Рязано-Уральская ж.д. связала 12 губерний и область Уральского казачества, протянулась от Москвы до Каспия и от Смоленска до Уральска. Общая длина ее путей составляла 4377 верст.

В 1896 году в районе станции Увек была построена первая в России паровая паромная железнодорожная переправа через Волгу. Позже, в 1935 году, здесь был возведен железнодорожный мост – крупнейший мост первой пятилетки.

Годы революции и Гражданской войны нанесли Рязано-Уральской железной дороге громадный ущерб, но к 1925 году ее паровозный парк был полностью восстановлен.

В 30-е годы дорога технически развивалась и вооружалась. К 1941 году выполняемые дорогой перевозки в четыре раза превзошли уровень 1913 года.

Строительство Волжской рокады во время Великой Отечественной войны позволило обеспечить стратегически важные перевозки к Сталинграду и на Кавказ. Железнодорожники с честью выдержали тяжелейшие испытания военных лет, восстановили разрушенное хозяйство, дали импульс техническому развитию магистрали.

В 1953 году Рязано-Уральская и Сталинградская железные дороги были объединены в одну – Приволжскую.

В своих современных границах магистраль охватывает территории Саратовской, Волгоградской и Астраханской областей, а также несколько станций в Ростовской, Самарской областях и Казахстане. ПривЖД включает в себя три отделения: Саратовское, Волгоградское и Астраханское.

Приволжская железная дорога является важным звеном, связывающим Центр России, Украину и Кавказ с Уралом, Средней Азией и Сибирью.

Дорога обеспечивает пропуск мощного грузопотока к портам Азово-Черноморского бассейна, включает в себя часть международного транспортного коридора "Север – Юг", который призван интегрировать Россию в мировую систему грузовых перевозок между Европой и Азией.

Со станций Приволжской магистрали отправляются важные для экономики страны грузы: нефть, черные и цветные металлы, зерно, сера, цемент, химические и минеральные удобрения

Создание экспозиционно-выставочного комплекса «Станция Покровск»

На железнодорожной станции Покровск в городе Энгельсе проводится работа по восстановлению инфраструктуры будущего экспозиционно-выставочного комплекса «Станция Покровск». рамках реализации проекта произведена укладка брусчатки, высажены зеленые насаждения, установлены скамейки и урны, организован автополив и освещение. Произведено удлинение станционных путей с целью демонстрации натурных образцов железнодорожной техники на смотровой площадке.

В текущем году на территории станции начался капитальный ремонт трех строений: железнодорожного вокзала, здания железнодорожных касс и водонапорной башни. Во втором полугодии планируется отремонтировать здания телефонно-телеграфной станции и железнодорожной больницы. После реставрации интерьер зданий приблизится к историческому. Во всех восстановленных зданиях будет воссоздано внутреннее убранство и техническое оснащение, соответствующие исторической эпохе. В помещениях планируется разместить манекены работников и пассажиров, одетых в платья и костюмы начала XX века.

В настоящее время на станции представлены железнодорожный кран ЕДК-300, платформа стрелы крана ЕДК-300, вагон-цистерна и электропоезд серии ЭР9ПК, выпускавшийся до 1972 года. В перспективе в экспозицию будут включены пассажирские и почтово-багажные вагоны начала XX века, а также образцы тягового подвижного состава, два ретро-автомобиля и железнодорожная дрезина. До 2024 года на выставочных площадках планируется разместить более 18 единиц подвижного состава.

Для проведения культурно-просветительских мероприятий на территории комплекса запланирована установка сцены с местами для зрителей.

***

В 2015 году объекты, расположенные на станции Покровск, были включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ. К ним относятся пять объектов недвижимого имущества, находящиеся в полосе отвода железной дороги: здание железнодорожного вокзала (1893 года постройки), здание железнодорожных касс (1889 года постройки), водонапорная башня (1900 года постройки), здание телефонно-телеграфной станции (1890 года постройки), а также здание железнодорожной больницы (1930 года постройки). Кроме того, в этот список вошли два вагона, расположенные на путях станции Покровск: правительственный вагон 1959 года выпуска и вагон 1913 года выпуска.