Главная / Культура / На родине Петрова-Водкина открылась выставка домовой резьбы

На родине Петрова-Водкина открылась выставка домовой резьбы

06 марта 2022 - 14:09
На родине Петрова-Водкина открылась выставка домовой резьбы

6 марта в выставочном зале Хвалынского краеведческого музея разместилась экспозиция, посвященная местной домовой резьбе и технологиям ее изготовления. Автором проекта и экспозиции стал кандидат исторических наук, исследователь деревянной домовой резьбы Хвалынска Алексей Наумов. За несколько лет им и его сподвижниками были собраны образцы местного зодчества. Что-то удавалось спасти во время разборки очередного дома, что-то находилось на свалках.

В фондах музея и в Национальном парке «Хвалынский» удалось собрать столярный инструмент конца XIX – нач. ХХ вв., с помощью которого и создавались затейливые украшения домов.

Среди ярких экспонатов – уникальная для наших мест лобная доска с нижегородско-городецким типом глухой резьбы: с розетками, растительным орнаментом и виноградными лозами. Шестиметровую доску нашли в селе Алексеевка Хвалынского района. Также в экспозиции представлен целый фронтон со слуховым окном в виде ярила, полотенцем и причелинами. Его удалось спасти и привести в экспозиционное состояние еще в 2019 году. Еще несколько интересных наличников, в которых отражены основные сюжетная линии хвалынской домовой резьбы. «Первая возникла под влиянием каменной архитектуры и господствующих стилей – классицизма, эклектики и барокко. Это наличники с накладным геометрическим орнаментом, валютами, накладками. Вторая сюжетная линия складывалась под воздействием духовной жизни мастера, отражала его картину мира с различными религиозными символами, мифами и легендами, получила развитие из глубин народного творчества и наиболее ярко и разнообразно отразилась в пропильной резьбе в виде стилизованных драконов, двуглавых орлов, беригинь», – отмечает Алексей Наумов.

Хвалынская резьба не столь богата и разнообразна, но все же заслуживает внимания, так как является неотъемлемой частью архитектурной ткани города. И самое главное – у нас сформировался свой тип наличника, который больше не встречается нигде в мире. Он возник под влиянием каменных архитектурных форм и христианских традиций. Его отличительной особенностью является «упруго выгнутая» лобань (верхняя часть наличника), увенчанная тремя башенками. По всей видимости, форма хвалынского наличника сформирована в период эклектики, заимствовавшей барочный тип обналички окон – высокую, вытянутую вверх «лобань». Народная интерпретация развила тему фигурными накладными башенками, иногда увенчанными точеными вазончиками. Поле «лобани» под башенками декорировалось резными узорами. Это могли быть стилизованные звезды, розетки, голубь или геометрические накладки. В целом, хвалынский наличник прост и строг, его башенки, подобно «троесвечию», символизирующему Святую Троицу. Стилизованный парящий голубь, с расправленными крыльями, отсылает нас к иконостасной резьбе и иконографии Святого Духа.

Одна из ключевых идей выставки отражена в инсталляции «Руина смылов». Перед созданием экспозиции в соцсетях был проведен опрос – с чем ассоциируется у людей старая домовая резьба. Всего получилось 18 разных слов: зодчество, тепло, бабушка, староверы, детство… Эти слова были размещены на руинированных элементах домовой резьбы, как символ того, как легко люди расстаются с тем, что им дорого, как стремительно мы теряем среду, которая формировала в нас добрые ассоциации. Инсталляцию окружают старые фотографии, где на деревянных резных крылечках, у наличников, на завалинках запечатлены целые семьи. Сюжеты из совсем недавнего, но безвозвратно ушедшего прошлого.

Заканчивается выставка на мажорной ноте – фотографиями результатов фестиваля восстановления исторической средовой архитектуры «ТомСойерФест». Благодаря волонтерам и спонсорам, с 2017 года в Хвалынске были восстановлены пять деревянных домов с резными наличниками и крылечками. Возрожденная красота запускает в Хвалынске процессы отказа местных жителей от сайдинга и возвращение к традиционным материалам и формам облагораживания собственного жилища.

Открытие выставки стало возможным благодаря команде Фонда «Сосновый остров» и ее проекту «Гений и место», получившему поддержку Фонда президентских грантов.