Главная / Новости партнеров / Как бюрократия помогает бизнесу выживать на современном рынке

Как бюрократия помогает бизнесу выживать на современном рынке

01 июня 2022 - 12:30

Преимущества бюрократии в бизнесе

Можно с уверенностью сказать, что бюрократия является обычным и жизненно важным компонентом нашей повседневной жизни, но какую именно роль она играет на предприятии? Как бюрократия влияет на бизнес, особенно когда речь идет об инициативах цифровой трансформации, за которые берутся ИТ-руководители?

Ответ не простой: бюрократия занимает свое место в бизнесе и влияет на него прямым и косвенным образом, поэтому для улучшения работы компании она должна быть бережливой и маневренной. Для стимулирования инноваций бизнес должен в первую очередь оптимизировать свою бюрократию.

Бюрократическая эффективность

Вебер и Мертон — и многие другие писатели о бюрократии — подчеркивают ее эффективность, что звучит странно для тех из нас, кто вырос на историях о бюрократической расточительности и неумелости и кто, вероятно, сам был свидетелем этого.

По словам Вебера, бюрократия с чисто технической точки зрения способна достичь высшей степени эффективности и в этом смысле формально является наиболее рациональным из известных средств осуществления власти над людьми. Она превосходит любую другую форму по точности, стабильности, строгости дисциплины и надежности.

В наше время специализированные технические навыки становятся все более необходимыми. Прошло то время, когда «дилетанты» могли управлять бизнес-функциями. Люди должны нести ответственность за области, в которых они являются экспертами, и для координации их усилий отлично подходят формализованные взаимодействия. Оптимальная эффективность в работе может быть достигнута только за счет устранения эмоциональных проблем, таких как личные отношения, враждебность, тревога и т. д., оставив только рациональные соображения.

Критерии успешной бюрократии

Но эффективность является не единственной характеристикой, а сложным набором атрибутов. «Главное достоинство бюрократии — ее техническая эффективность, при этом предпочтение отдается точности, скорости, экспертному контролю, непрерывности, осмотрительности и оптимальной отдаче от вложенных средств», — говорит Мертон.

Термин «бюрократия» обычно ассоциируется с безличной иерархией, жесткими правилами, предсказуемыми процедурами и темпом принятия решений и изменений. Подчеркивая недостатки бюрократии в быстро меняющемся мире, теоретики последовательно противопоставляют негибкие механистические системы текучим органическим системам, а медлительные сегменталистские культуры — инновационным интегративным культурам.

Бизнес и правительство

Современные демократические правительства неизбежно являются бюрократическими. Они основаны на верховенстве закона и управляются государственной службой, избираемой по заслугам, отдельно от выборов политических должностных лиц.

Но бизнес тоже был задуман как бюрократия. Организационная структура компании – неотъемлемая часть массового производства, которое требует строгой повторяемости и статистического контроля качества. Глобальная конкуренция невозможна без эффективности затрат. А растущие размеры и масштабы бизнес-организаций вынуждают к централизованному контролю над децентрализованными организациями. Очень крупные современные капиталистические предприятия сами по себе являются непревзойденными моделями строгой бюрократической организации. Все сложные организации демонстрируют бюрократические проблемы путаницы, волокиты и ухода от ответственности. Неудивительно, что крупные компании и государственные учреждения, стремящиеся к цифровой трансформации, сталкиваются с аналогичными бюрократическими препятствиями.

Бюрократическая ценность бизнеса

Одним из наиболее убедительных способов использования бюрократии в современной экономике является поддержка бренда компании. Бренд должен быть последовательным; он должен обеспечивать унифицированный, последовательный, узнаваемый опыт для клиентов. И эта последовательность является особенностью бюрократии. McDonald's, например, стандартизировал в мельчайших деталях работу своих магазинов и деятельность своих сотрудников в руководстве по эксплуатации, которое состоит из шестисот страниц и весит 10 кг.

Руководство по брендингу определяет, как следует использовать логотип компании, какие шрифты приемлемы, расположение элементов на странице, а также голос и стиль, которые следует использовать для общения с клиентами. Обзоры обеспечивают соблюдение этих принципов брендинга. Поскольку бренды могут иметь огромную ценность для бизнеса — Coca Cola оценивается в 59,2 миллиарда долларов, а Disney — в 52,2 миллиарда долларов, — не будет преувеличением сказать, что бюрократия компании может быть важнейшим компонентом ее стоимости.

Точно так же, как правительство должно отвечать перед разнообразными гражданами, предприятия — по крайней мере, публично торгуемые — должны отвечать перед разнообразной базой акционеров. Чтобы гарантировать, что сотрудники делают то, что хотят эти заинтересованные стороны, компании разрабатывают структуры управления и контроля. Чем крупнее и сложнее организация, тем больше она будет рассматривать бюрократию как решение для объединения своих сотрудников с заинтересованными сторонами.

Бюрократия идеальна для современного рынка

Сегодня именно капиталистическая рыночная экономика требует, чтобы официальные дела государственного управления выполнялись точно, недвусмысленно, непрерывно и как можно быстрее. Одной из причин, по которой бизнес требует бюрократии от правительства, является предсказуемость (рассчитываемость).

Своеобразие современной культуры, а именно ее технико-экономической основы, требует прозрачного расчета результатов. Бюрократия развивается тем совершеннее, чем более она «обесчеловечивается», тем полнее ей удается устранить из служебного дела любовь, ненависть и все чисто личные, иррациональные и эмоциональные элементы, ускользающие от расчета. В этом особое достоинство бюрократии, которое в полной мере оценивает капитализм.

Хотя бюрократия может показаться механической и «безликой», то же самое можно сказать и о «невидимой руке рынка». Сегодня бизнес-решения в конечном счете находятся вне контроля руководителей — их принимают потребители. Рынок безжалостен, беспощаден и мешает вашим лучшим планам. Его решения не могут быть обжалованы. Иными словами, рынок имеет многие черты бюрократии.