Главная / Общество / Саратов рок-н-ролл.ру

Саратов рок-н-ролл.ру

12 ноября 2022 - 11:00
Саратов рок-н-ролл.ру

28 октября на 87-м году жизни скончался величайший мировой музыкант Джерри Ли Льюис. Творчество которого и личное знакомство с ним имеют прямое отношение к герою нашей встречи. Моя мама всегда говорила: «Вы с Элвисом хороши, но вы все-таки не Чак Берри и Джерри Ли Льюис».

Впервые прошедшим летом увидев скромные афиши с анонсами концертов этого артиста, я загорелся не по-детски. Давно и успешно выступающий на московских площадках разного уровня, от центрового клуба «Ритм энд блюз» до Дома музыки, универсальный артист Денис Мажуков посетил Саратов. Стараниями не местных антрепренеров, для которых его имя звучит, по-видимому, как пустой звук, а благодаря любимой областной филармонии. Автор идеи совместить в одном концерте виртуозного пианиста и молодежную секцию Театра хоровой музыки мне остался неизвестен. Программа совместно исполненных спиричуэлсов была очень неожиданна для совершенно неподготовленной публики. Порадовали молодые девушки и ребята, в сравнении со старыми академическими хорами, отличавшимися пожилыми джентльменами и дамами с необъятными бюстами. Совмещённая программа, по словам музыканта, была продолжена в ходе тура в несколько городов страны, начиная со Ставрополя (к моменту публикации данного материала гастроли давно закончены).

Несмотря на предстоящую репетицию с молодежной секцией Театра хоровой музыки, Денис с присущей ему легкостью неожиданно быстро согласился на интервью. Пришлось и мне вспомнить навыки почти 40-летней давности. Каждая заметка в саратовской областной газете «Заря молодежи», статья или интервью о музыке, жадно ловилась друзьями, коллегами, и имела резонанс не только в городе, но и в области. Сейчас, когда о личности и творчестве Дениса Мажукова есть подробные статьи в Википедии, хотелось узнать редкие факты из его жизни и творчества.

Впервые в маленькой брошюрке, составленной энгельсским энтузиастом джаза А. Заморока об истории джаза в Саратове, задолго до эпохи интернета я прочитал о его отце Алексее Мажукове. Найти брошюрку с целью подарить ее музыканту мне пока не удалось. Библиографическая редкость нынче. Известный советский композитор Алексей Сергеевич Мажуков приехал из немузыкальной Чувашии в конце 1950-х годов учиться в Саратовскую консерваторию – оплот традиций и консерватизма в классической музыке. Свежим ветром в страну вместе с хрущевской оттепелью ворвались джаз, а затем рок-н- ролл вместе с музыкой Чака Берри и Элвиса Пресли. Неудивительно, что молодого исполнителя джаза Алексея Мажукова отчислили из старейшей в стране Саратовской консерватории. При этом, по словам сына, отец совсем не обижался на Саратов. Без него не было бы обучения по классу композитора Юрия Шапорина в Московской консерватории.

Многое дала работа в легендарном оркестре великого джазмена, репатрианта из довоенной Польши, знакомого с традициями лучшего европейского джаза, Эдди Рознера (известного по фильму «Карнавальная ночь»). Плохих музыкантов Рознер не держал в своем оркестре, увольнял и заменял на молодых и талантливых. Параллельно собирались пластинки мэтров джаза и рок-н-ролла. Рос и творческий багаж композитора А. Мажукова.

По круизам и капстранам он особо не рассекал. Максимум – поездки в Польшу. Поэтому все пластинки приобретались по ценам черного рынка. Судя по фото, Алексей Сергеевич был далеко не самым пробивным человеком. Его лицезреть можно в «Песне года». Особым успехом пользовались на моей памяти «Наша биография» и «Красная стрела» в исполнении Софии Ротару.

В квартире у МКАДа была оборудована по тем временам (1979 год) крутейшая студия звукозаписи, включая многоканальный магнитофон «Тик вокодер ревер» и клавишные «Корг». Немудрено, что артистическая тропа к дому Мажуковых не зарастала. Кроме Пугачевой, Ротару, Георгиади и многих других, подтягивались и начинающие, такие как Юлиан и Валерия.

В разговоре с Денисом Алексеевичем мы оба сошлись во мнении, что благодаря YouTube мы можем видеть и слышать множество прекрасных советских песен, которые по разным причинам не дошли до массового слушателя. Но от этого они не менее прекрасны и слушаются на одном дыхании. Стремившиеся получить «два в одном флаконе». Красивые песни плюс возможность записи в домашней студии. Если про чудо-студию А. Зацепина, где было довольного много самопала, написано множество статей, заметок и интервью, то рассказ Дениса о студии отца лично для меня явился полный эксклюзивом. В такой творческой атмосфере сын не мог не вырасти одаренным музыкантом.

Прекрасно помню первые эстрадные выступления юного музыканта. У меня отложилась в памяти легендарная программа музыкального редактора Ольги Молчановой «Шире круг». Википедия называет совсем другую. Ошибаться могут и я, и Вики. Японский набор Элвиса Пресли, возможно, и стал отправной точкой для будущего пианиста Дениса Мажукова. Веселые поп-песенки были забыты. Несмотря на уверения отца, что трудно быть послом рок-н-ролла в неритмичной стране, Денис окунулся в эту стихию.

Тернии ждали его на этом пути. Сотрудничество с ансамблем «Браво» в качестве пианиста и клавишника на записи легендарной суперуспешной пластинки «Московский бит». Неудивительно, что бывшие артисты группы «Браво», среди которых легендарный трубач из 70-х Сергей Бушкевич (участник ночных концертов М. Звездинского) под названием «ОффБит» стали на некоторое время его музыкантами. Впрочем, об этом сотрудничестве сам Денис не очень любит вспоминать. Причину я, естественно, уточнять не стал.

Мимо моего внимания прошли передачи Дениса на Молодежном канале радиостанции «Юность». Было время стремительного взрыва ФМ-станций. Те, кто вещал на дальних и средних, вылетели из нашего внимания. Сейчас бы послушал с огромным удовольствием.

С удивительным стоицизмом и спокойствием Денис поведал о том, что не считает трагедией международную изоляцию. По миру поездил более чем достаточно. Рад гастролям в родной стране. Эстрадный чёс – это не его стезя. На отсутствие интереса к своей персоне в плане гастролей не жалуется. Главным выступлением, в котором Денису удалось принять участие, стало выступление на фестивале рок-н-рола в Италии, где с 1 по 9 августа выступили лучшие исполнители. Аудитория 400 тысяч человек, время для его выступления – 23.00.

По словам одного из продюсеров этого фестиваля, его пригласили, потому что его техника и мастерство – это волшебный коктейль всех грандов этого жанра. Близкое общение и джемы с Джери Ли Льюсом и Чаком Берри не прошли даром. Спокойное отношение к телеэфирам. По словам самого Дениса, особого ажиотажа они не добавляют. Участие в «Антропологии» Д. Диброва на телеканале НТВ или в квартирнике у Маргулиса (еще на канале Че) украшают его послужной список.

Очень хотелось, чтобы данный материал стал неким эксклюзивом, потому что, по моим наблюдениям, это была его премьера в Саратове. Увы и ах. Я ошибался. Весной Д. Мажуков выступал с Д. Крамером. Феноменально, но на концертах Д. Крамера в Саратове постоянные аншлаги. Их феномен мы обсуждать не будем. Удивительным моментом была автограф-сессия в фойе после концерта. Все компакт-диски с новым альбомом были проданы зрителям, по возрасту явным ровесникам рок-н-ролла по довольно высокой для Саратова цене.

В самом конце автограф-сессии случилась настоящая вишенка на торте. Терпеливо дождавшись окончания автограф-сессии, высокий мужчина средних лет достал фотографию студента саратовской консерватории Алексея Мажукова, которая терпеливо 60 лет дожидалась своего часа.

Сказать о том, что Денис оторопел от такого подарка, значит не сказать ничего. Общежитий тогда в консерватории не было и в помине. Снимали тогда студенты комнаты в коммуналках и углы. Во дворе такого дома на задворках консерватории и проживал будущий композитор. Счастливо обменявшись телефонами, оба довольные друг другом разошлись. При игре вполне ковбойскими сапогами Дениса рояль "Стейнвэй" не пострадал.

Хотелось бы пожелать виртуозу, посетившему Саратов, приезжать с новыми программами и неожиданными дуэтами. Подобрать своим музыкантам стильные костюмы, как это было в свое время у группы «Браво». Думаю, это украсит шоу, происходящее на сцене. С любезного согласия музыканта мы публикуем два фото: его самого и его отца в Саратове конца 1950-х – начала 1960-х. Как было принято в моих публикациях в 1980-х, автограф нашего гостя, прекрасного пианиста-виртуоза и пожелания саратовцам благодарным зрителям его концертов.

Автор приносит искреннюю благодарность сотрудникам Саратовской филармонии Д.Р. Рахматуллину и Н.Р. Рахматулину, благодаря которым состоялось это интервью, и надеется на дальнейшее сотрудничество.

Андрей Цепов