Завод № 306 (ныне СЭПО) в годы Великой Отечественной войны стал одним из флагманов авиационной промышленности, освоив выпуск важной детали – магнето. Это уникальное изделие, используемое в двигателях истребителей и бомбардировщиков, было создано благодаря упорному и самоотверженному труду конструкторов, инженеров, рабочих. Весомый вклад всего трудового коллектива в Великую Победу получил подтверждение – 16 сентября 1945 года за образцовое выполнение заданий правительства по производству агрегатов для боевых самолетов завод № 306 был награжден орденом Красной Звезды. Имена тружеников тыла – рядовых и командиров производства – вошли в летопись славной истории Саратовского электроагрегатного производственного объединения.
С чего начиналась история
В июне 1941 года завод № 306 представлял собой строительную площадку с остовами корпусов, котлованами и размеченными промзонами под открытым небом. Именно сюда через месяц после начала войны были эвакуированы несколько крупных предприятий из Москвы, Ржева, Полтавы и Ленинграда вместе со станками, рабочими и их семьями.
Одними из первых сюда приехали только что назначенный директор завода – Иван Сергеевич Доценко, старейший работник промышленности, бывший заместитель наркома тяжелого машиностроения, а также утвержденный Москвой главный конструктор ОКБ завода № 306 Николай Васильевич Полтев. Перед новым объединенным коллективом была поставлена правительственная задача – в кратчайшее время наладить серийное производство магнето – сердца авиационного двигателя.
Но для этого нужно было сначала организовать производство. Весь коллектив молодого предприятия был мобилизован на выполнение казалось бы непосильных заданий. Предстояло оборудовать рабочие места, запустить станки, построить коммуникации. Инженеры, конструкторы, техники, химики, экономисты, рабочие всех специальностей, мужчины и женщины, старики и подростки – все помогали в тот момент и работали по принципу: «уходи домой, когда выполнишь дело». Между участками, цехами шло соревнование за быстрейший ввод в строй оборудования.
Становление нового предприятия осложнялось и тем, что прибывшие заводы были различными по характеру производства, по своим техпроцессам, навыкам кадров. Сказывалась нехватка рабочих рук. Да и работающие в большинстве состояли из женщин, молодежи и подростков. В сентябре-декабре 1941 года обеспеченность рабочей силой составляла на заводе 76,4%.
В цехах, как на передовой
…Верно говорят, что сердцем самолета является мотор. Ну а сердцем мотора по праву считается магнето. От этого маленького, но сложного механизма зависит надежность мотора, его тяговые характеристики. Отказ магнето в полете означал гибель самолета.
Новые авиамоторы предъявляли к магнето повышенные требования по высотности, мощности, прочности, точности момента искрообразования с автоматической его регулировкой.
С технической точки зрения сделать это было сложно. Достаточно сказать, что для этого требовалось освоить литье и далеко не простую механическую обработку постоянных магнитов из лучших по тем временам сплавов; наладить специфическое производство деталей из твердой резины, обладающей самыми высокими свойствами по искростойкости; и, наконец, пожалуй, самое сложное – внедрить процесс изготовления малогабаритных высоковольтных трансформаторов, способных надежно работать на большой высоте.
Коллектив справился с этой задачей – ровно через 30 дней с момента прибытия последних эшелонов на предприятии начался выпуск требуемой продукции, которую фронт бесперебойно получал на протяжении всех лет войны.
Здесь тыл стал фронтом
Суровый, 1942-й год показал весь потенциал завода № 306. Уже в январе перед коллективом была поставлена задача кратно увеличить выпуск готовой продукции – нужно было обеспечить войска всем необходимым и в достаточном количестве, чтобы переломить ход войны. Тяжелее всего пришлось, когда враг прорывался к Волге и ровнял с землей Сталинград. Два года бесперебойно коллектив трудился с максимальной нагрузкой. Но рабочие выстояли и с задачей справились, можно сказать, на отлично, потому как за выполнение годовой программы 1943 года завод впервые получил награду во Всесоюзном социалистическом соревновании среди предприятий Наркомата авиационной промышленности, а 12 работников были удостоены высоких правительственных орденов – Ленина, Знака Почета, Трудового Красного Знамени.
Но не магнето единым был сплочен коллектив. После рабочих смен все кто мог занимался серьезной общественной нагрузкой, которая вовсе не была в тягость. В Саратове формировались дивизии народного ополчения. Из работников завода создавались группы самозащиты, противовоздушной обороны. После смены почти все занимались в различных военных кружках. Вскоре группа работников, закончивших курс бойцов-истребителей танков, отправилась на фронт. Много сил было отдано укреплению обороны города – невзирая на чины и звания все рыли окопы, насыпали валы, устанавливали световые отвлекающие макеты и объекты.
На пути к новым победам
Освободив родную землю, наши войска двинулись в Европу, а трудовой коллектив предприятия получил новое задание. Особое внимание в тот момент уделялось переходу цехов на поточный метод организации производства.
В январе 1944 года всесоюзная газета «Правда» писала, что на саратовском заводе № 306 начал работу конвейер, что сразу позволило увеличить производительность труда на 70-75%. К марту того же года был налажен выпуск первой мирной продукции завода – шести видов запасных частей для тракторов, которые готовили для посевных и уборочных.
Ширилось движение стахановцев, выполнявших по пять-десять норм сдачи продукции. Набирали обороты «двухсотники», выходили вперед комсомольско-молодежные «фронтовые» бригады, рационализаторы. Многие из прославленных передовиков производства были подростками, которые едва доставали до высоченных станков-дипов.
Герои трудовых военных лет
Мирная жизнь уже казалась близкой, а Победа – неминуемой и, безусловно, общенародной. Каждый работник предприятия был достоин высокого звания или награды. Список заводских героев исчисляется не сотнями, а тысячами имен и фамилий. Все они собраны в уникальном историческом документе – «Рапорт тов. Сталину коллектива завода о досрочном выполнении годового плана», позже представленных к медали «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».
Подвиг завода № 306, всего трудового коллектива также отмечен высокой правительственной наградой – орденом Красной Звезды, которая была присвоена ему 16 сентября победного, 1945-го года.
Память о первом поколении заводчан нынешние работники ООО «СЭПО-ЗЭМ» хранят до сих пор. В честь них ежегодно в канун Дня Великой Победы проводится митинг-шествие с портретами героев цехов и отделов и возложением цветов к мемориалу заводчанам-фронтовикам, не вернувшимся с полей Великой Отечественной войны.
Реклама
Рекламодатель: ООО "СЭПО-ЗЭМ"
ИНН: 6453037698