Главная / Издания / Прервать нельзя оставить

Прервать нельзя оставить

Прервать нельзя оставить
08 февраля 2011

Ирина Лихоман

МК в Саратове

Демографическая политика государства, направленная на стимулирование рождаемости, сделала крен. Депутаты, медики, общественники и представители РПЦ исподволь начали борьбу с абортами. Ограничивается реклама услуг по искусственному прерыванию беременности, выносятся предложения о проведении абортов только на платной основе и даже высказываются идеи о денежной стимуляции беременных, решивших сохранить ребенка.

Саратовские эксперты опасаются подобных решений, поскольку уверены: запрет легальных абортов ведет к стремительному росту нелегальных.

Что ты, милая, смотришь искоса?

Тема запрета или ограничения абортов не является новой для российских парламентариев, и практически каждый год находится озабоченный демографической ситуацией депутат, выступающий с запретительной инициативой. И, казалось бы, на это уже можно не обращать внимания. Но смущает одно: за последний год противников абортов стали поддерживать высокие государственные чины, и даже президент Дмитрий Медведев осторожно высказывался об этой стороне демографической составляющей.

Год назад Дмитрий Медведев подписал документ, ограничивающий рекламу медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности. Поправки в федеральный закон «О рекламе» предусматривают запрет на размещение подобной информации на всех видах общественного транспорта, в образовательных, санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях. Также объявления запрещено размещать на первых и последних полосах газет и журналов в печатных изданиях для несовершеннолетних.

Но народным избранникам таких поправок оказалось мало, и в середине декабря 2010 года Госдума РФ одобрила в первом чтении новые ужесточения закона о рекламе абортов. Если закон будет принят (в чем сомнений нет), рекламные объявления повторят судьбу сигаретных пачек: надпись «аборт является причиной бесплодия и может вызвать вредные последствия для здоровья женщин» появится на каждой рекламке. Причем поиграть с размером шрифта и дать предупреждающую надпись мелкими буквами не получится: депутаты оговорили в законе и этот момент. Польза вышеуказанных поправок налицо: сегодня в рекламных изданиях и бульварной прессе можно встреть немало объявлений типа «аборт за 2 часа», «медикаментозное прерывание беременности — быстро, эффективно, недорого». И никаких предупреждений о возможных последствиях.

— Я категорически против того, чтобы слово «аборт» указывалось в рекламном объявлении, — высказывает свое мнение Ольга Аккузина, главный акушер-гинеколог Саратовской области. — Поскольку рекламировать аборт постыдно. Есть понятие «гинекологические услуги», которые могут звучать в рекламе. А уж объявления «аборт за 2 часа» — это возмутительно! У молодых девочек может возникнуть ложное впечатление, что все выполняется легко и быстро, но на самом деле искусственное прерывание беременности — очень тяжелая, выполняемая вслепую операция. Перед ней женщина должна пройти полное медицинское обследование, а после нее отойти от наркоза, пройти осмотр врача и только тогда выписываться. В моей практике были случаи, когда ко мне обращались молодые женщины с просьбами: сделайте мне аборт, но только поскорее! А то мне нужно еще попасть на экзамен, а потом на работе отчет сделать. И такое легкомысленное отношение к своему здоровью вырабатывается, в том числе, благодаря некорректной рекламе.

Назад, в средневековье

Но одно дело — запретить рекламу, и другое дело — саму медицинскую услугу. За последние несколько лет с инициативой запретить аборты выступали партия «Родина» и ЛДПР. А общественная организация «Молодая гвардия», состоящая из молодых единороссов, неоднократно проводила акции «в защиту жизней неродившихся детей». Буквально на днях с революционной идеей, всполошившей широкую общественность, выступила Русская православная церковь. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предложил вывести все операции по прерыванию беременности из списка бесплатных медицинских услуг и производить их только за деньги. А бесплатные аборты оставить исключительно для тех, кто делает процедуру по медицинским показаниям.

Самое интересное, что у главы РПЦ нашлись весьма влиятельные сторонники. Уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Павел Астахов высказался за то, чтобы среди «бесплатных» оставить только операции по медицинским и жизненным показаниям.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Ольга Аккузина, кандидат медицинских наук, главный акушер-гинеколог Саратовской области:

— Я категорически против того, чтобы переводить аборт на платную основу. Половина женщин решается на процедуру искусственного прерывания беременности только потому, что им не на что кормить ребенка. И если сейчас сделать эту медицинскую услугу платной, то мы не уменьшим количество абортов, а превратим их в криминальные. Благо сейчас для этого есть медикаменты и сомнительные повитухи, которые всегда готовы оказать такого рода услугу. И желающие найдутся — ведь это будет стоить дешевле, чем в поликлинике. В результате мы будем терять репродуктивное здоровье женщин,  возрастет материнская смертность. Я согласна с церковью в том отношении, что аборт — это плохо и что с ним нужно бороться. Но только не запрещением — все это мы уже проходили.

Двадцать лет назад в Саратовской области от криминальных абортов погибало до 10 женщин в год, но сегодня, благодаря грамотности молодежи и доступности операций по прерыванию беременности в медицинских учреждениях, криминальные аборты сведены к минимуму.

По мнению Ольги Аккузиной, нужно не запрещать аборты, а сделать материнство привлекательным. Безопасной и доступной должна быть контрацепция (сегодня упаковка оральных контрацептивов рассчитанное на месяц, стоит от 300 рублей до 2 тысяч) как метод сохранения женского здоровья, которая должна применяться в определенные периоды жизни (перерывы между родами, учеба, сложная жизненная ситуация). Ну и конечно, государственная поддержка в виде дотаций для малообеспеченных слоев населения.

Ведь разрушительные действия абортов, которые на сегодняшний день являются самым дешевым методом контрацепции, давно известны врачам-гинекологам. Это и бесплодие, и воспалительные заболевания, которые со временем переходят в хронические. Доказана связь между абортом и раком груди. Интересно, что по статистике только 4% женщин в возрасте до 40 лет ни разу не делали аборт.

Тем не менее удивляться позиции РПЦ не приходится — православная церковь всегда выступала против искусственного прерывания беременности, так же как и другие религиозные конфессии.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

Священник Сергий Кляев, руководитель отдела по делам благотворительности и социального служения Саратовской епархии, руководитель епархиального Общества православных врачей, настоятель храма в честь Воздвижения Креста Господня:

— Предложение святейшего Патриарха совершенно логично. Ведь сегодня получается, что налогоплательщики по системе ОМС оплачивают  в том числе и производство абортов, невольно становясь соучастниками узаконенного детоубийства. Если женщина приняла решение  сделать аборт — она должна платить за него сама. Трагедия в том, что многие, идя на это преступление, не осознают того, что они совершают. Православная церковь сегодня делает очень много и для просвещения людей, и для оказания помощи в этой кризисной ситуации. Недавно было принято решение о создании в каждом федеральном округе центра защиты материнства, где будут оказывать психологическую и финансовую поддержку женщинам.

Расим-хазрат Кузяхметов, директор саратовского медресе «Шейх Саид»:

— В исламе аборт категорически запрещен. Прерывание беременности допустимо только в крайнем случае, когда комиссия врачей дает заключение, что роды угрожают жизни матери. Но и в этом случае срок  беременности не должен превышать 120 дней. Согласно изречению пророка Мухаммеда после 120 дней зародыш становится человеком и его убийство является преступлением.

Ребенок за 100 тысяч

Каких только удивительных идей не высказывают политики! В конце января партия ЛДПР «разродилась» очередной инициативой. Депутаты вынесли на рассмотрение Госдумы оригинальный законопроект, согласно которому женщинам, отказавшимся от аборта, предложено выплачивать по 100 тысяч рублей. Правда, с одним условием: появившегося на свет младенца затем нужно передать государству. Таким образом «жириновцы» предлагают решить демографическую проблему. Эта идея даже перекликается с позицией церкви: не хочешь воспитывать — отдай в детский дом, только не убивай. Правда, церковникам и в голову не пришла бы мысль платить за ребенка деньги. Проект сразу же раскритиковали другие партии. Те же единороссы назвали его пропагандой социального сиротства, поскольку на такую сделку в первую очередь пойдут неблагополучные мамаши.

Интересно, что три года назад похожее решение проблемы предложил депутат Госдумы, известный православный политик и борец за права женщин Александр Чуев. Однако у него хватило смекалки не обременять бюджет дополнительными выплатами, и он заявил, что из собственных средств выдаст по тысяче рублей первым 100 женщинам, отказавшимся от аборта. А при рождении ребенка пожертвует еще 2 тысячами рублей на каждого малыша. Чем закончилась пиар-акция, депутат так и не сообщил.

А вот «стотысячный» законопроект ЛДПР Госдума отклонила, посчитав, что представленный документ направлен на отказ от материнства, и никакие общественные формы воспитания не смогут заменить ребенку семью.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Ирина Халдеева, председатель правления саратовского регионального общественного фонда «Кризисный центр для женщин и детей, пострадавших от насилия в семье»:

— Все эти разговоры об ограничении абортов оказываются очень созвучными той демографической политике, которая сейчас проводится в государстве. И очень естественно на нее ложатся. Но решение — оставлять или не оставлять ребенка должна принимать сама женщина, а не правительство. Поскольку это ее риск и ее ответственность. Прежде чем предлагать перевести аборты в перечень платных услуг или ограничить их, нужно обеспечить поддержку молодой матери, которая сегодня вынуждена растить ребенка не только без поддержки государства, но и без поддержки мужчин, с которых порой даже алименты взыскать сложно. Кстати, вы заметили, кто озвучивает все предложение об ограничении абортов? Только мужчины, несмотря на то, что женщин в парламенте достаточно.

Возможно, что все вышеперечисленные предложения — просто работа на публику, ведь с точки зрения политического пиара тема запрета абортов давно считается одной из самых выигрышных. Недаром наибольшее количество защитников прав неродившихся детей появляется перед очередными выборами. Правда, когда в 2003 году пошли разговоры о сокращении списка социальных показаний для прерывания беременности, никто не принял это всерьез, поскольку приближались выборы в Госдуму. Тем не менее список уменьшился вполовину: как оказалось, это был первый шаг к выстраиванию в стране новой демографической политики.

Ирина Лихоман

Оставить комментарий