Главная / Издания / Нет уж, увольте!

Нет уж, увольте!

Нет уж, увольте!
29 марта 2011

Ирина Лихоман

МК в Саратове

№14 (709) 30.03-6.04.2011

Если верить официальным данным, заработная плата работников бюджетной сферы в Саратовской губернии составляет 12-15 тысяч рублей. Однако в реальности жалованье каждого третьего бюджетника не дотягивает даже до прожиточного минимума. Педагоги, библиотекари, музыкальные руководители, воспитатели детсадов, социальные работники, врачи-интерны и многие другие вынуждены «тянуть» на себе несколько ставок, дабы заработанных тяжелым трудом рублей хватило на оплату услуг ЖКУ и самый скромный набор продуктов.

В особенностях зарплат сферы образования, здравоохранения и культуры попытался разобраться «МК» в Саратове».

Сериал «Интерны» по-саратовски

В начале марта этого года министр здравоохранения Саратовской области Лариса Твердохлеб в очередной раз заявила, что за последние пять лет финансирование здравоохранения увеличилось почти в три раза. Средняя зарплата всех категорий медицинских работников так же выросла более чем в три раза и составила 11,2 тысячи рублей. Врачи нынче получают 18,4 тысячи рублей, средний медперсонал — 10,5 тысячи рублей, а младший, то есть санитарки и сестры-хозяйки, по 6,6 тысячи рублей.

Слушая такие оптимистичные отчеты, многие саратовцы наверняка возмутятся: мол, хорошо же врачи устроились — почти двадцать тысяч получают, а помощи от них не допросишься! Только и ждут, пока крупную купюру в карман положишь. Но на самом деле зарплаты, озвученные министром, очень далеки от народа.

Подтверждение этому можно найти в постановлении правительства Саратовской области № 482-П от 15 декабря 2008 года «Об оплате труда работников областных бюджетных учреждений здравоохранения…»

Возьмем для примера молодого врача-интерна, выпускника медицинского вуза, проходящего годичную последипломную практику. Его должностной оклад составляет 4 тысячи 200 рублей и ни копейкой больше. Никакой категории у него нет, опыта тоже, посему надбавок за стаж, стимулирующих компенсационных выплат, которые получают другие врачи, ему не положено. Более того, по закону возбраняется платить работникам меньше установленного законом МРОТ, который на сегодняшний день составляет 4330 рублей. А значит, «дотягивать» заработок врача-интерна до минималки приходится за счет урезания заработков других врачебных специалистов.

Не лучше ситуация и у молодого специалиста, который уже прошел интернатуру, — его должностной оклад всего на 440 рублей больше, чем у интерна, и составляет 4640 рублей (у врача — специалиста в стационаре — 4880 рублей). Ждать, чтобы оклад хоть немного подрос, доктору приходится три года, которые он обязан проработать в системе государственного здравоохранения. Если дождется — получит квалификационную категорию и надбавку за стаж. И тем не менее даже с высшей квалификацией надеяться на существенное увеличение оклада не приходится: саратовский врач-хирург, оперирующий в стационарах и имеющий высшую категорию, имеет оклад 5 тысяч 900 рублей.

Немного исправляют печальную ситуацию компенсационные выплаты и надбавки. Через три года работы врач получит 10% надбавки за стаж, через пять (если до этого времени не умрет с голоду) — 20%. Плюс стимулирующие за качество работы и напряженный труд (правда, некоторые медучреждения их практически не выплачивают), а также за работу во вредных условиях.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Ольга Беляева, главный специалист по экономической работе и заработной плате Саратовской областной организации профсоюза работников здравоохранения:

— Высокие зарплаты медицинских работников, о которых мы часто слышим, формируются очень просто — как правило, за счет вторичной занятости. То есть, чтобы врачам  ежемесячно получать по 11-12 тысяч рублей, приходится работать на полторы, две ставки. Средний медицинский и фармацевтический персонал получает еще меньше: медицинская сестра с первой категорией может рассчитывать на оклад в 4400 рублей, акушерка — 4640 рублей, а старший фармацевт — 4400. Еще одна проблема заключается в том, что заработная плата некоторых категорий работников (как правило, младшего медперсонала — санитарок, сестер-хозяек) значительно ниже минимального размера оплаты труда и составляет чуть больше 2,5-3 тысяч рублей. В результате доведение до МРОТ происходит за счет стимулирующих компенсационных выплат, которые положены врачам. А что делать? Никаких дополнительных источников на эти нужды не предусмотрено.

Какая же ловкая статистика у министерства здравоохранения! Получается, если завтра законодатели разрешат брать медикам по три ставки, чиновники отрапортуют, что их зарплата перевалила за 20 тысяч, при этом скромно умолчав о том, что люди за эти деньги днюют и ночуют на работе. Не удивительно, что укомплектованность в учреждениях здравоохранения Саратова составляет чуть больше 60%. По губернии наибольшая потребность наблюдается во врачах-реаниматологах (369 человек), анестезиологах — реаниматологах (323 человека), участковых терапевтах (230 человек), психиатрах (88 человек), участковых педиатрах (74 человека), инфекционистах (71 человек).

Имеется нехватка и других специалистов, одна надежда на модернизацию здравоохранения, в рамках которой Саратовской области будет выделено несколько миллиардов рублей.

Сколько у вас «ученико-часов»?

В системе образования также немало проблем. Только в отличие от медицинской отрасли, которой в будущем «светят» деньги на повышение зарплат, педагогам надеяться не на что. Если говорить о заработной плате работников образования, то у учителей общеобразовательных школ она немного выше, чем у других педработников, — 12 тысяч 800 рублей. Она даже немного подросла по сравнению с 2009 годом, но не от щедрости местных властей, а из-за «оптимизации и реорганизации».

За последние три года в Саратовской области было закрыто и реорганизовано около 300 школ, только за последний год губерния лишилась 50 учебных заведений. Но как говорят в профсоюзе работников образования, 12 тысяч рублей получают те педагоги, которые берут дополнительную нагрузку — 1,5-2 ставки. А работая на одну ставку, учитель будет получать  8-8,5 тысячи рублей в месяц. Да и то если учеников в его классе будет больше двадцати человек. У остальных зарплата не только невелика, но и крайне нестабильна.

Напомним, что новая система оплаты труда поставила заработок учителей в прямую зависимость от количества детей в классе. Была даже введена новая единица измерения — «ученико-час», то есть когда деньги идут вслед за учеником. Зависимость от количества детей в школе привела к тому, что в некоторых сельских малокомплектных школах заработная плата педагога не поднимается выше 5 тысяч рублей. А если количество детей в школе снижается, то падает и жалованье.

Учителя волнуются, пишут жалобы и на все лады ругают новую систему оплаты труда, которая прижилась только в городе, где школы переполнены, а специалистов в сельской местности поставила на грань бедности. В результате школьных реформ многие педагоги увольняются, а молодые вообще не едут в село, подтверждение чему можно получить на сайте педагогических вакансий vacancies.sgu.ru. Там можно обнаружить десятки вакансий самых «дефицитных» школьных специалистов в Саратовской области: учителей иностранного языка, физики, а также преподавателей русского языка и литературы.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Николай Тимофеев, председатель Саратовской областной организации профсоюза работников народного образования и науки:

— Хуже всего положение работников дошкольных учреждений, чей средний заработок составляет 6 тысяч 439 рублей, а также педагогов учреждений дополнительного образования (центры детского творчества, дома детского творчества) — 6 тысяч 500 рублей. Воспитателям детских садов сейчас доплачивают губернаторскую тысячу, всем остальным приходится обходиться тем, что есть. Размер зарплаты в учебных заведениях, которые раньше именовались ПТУ и техникумами, а теперь чаще всего называются колледжами, тоже очень мал — от 9 до 11,5 тысячи рублей. Отмечу, что заработная плата педагогов профессиональных училищ у нас самая низкая в Приволжском федеральном округе.

Впрочем, по заработной плате в системе среднего профессионального образования (техникумы) мы стоим на четвертом месте с конца в ПФО. Про вузы лучше вообще промолчать, поскольку средний заработок преподавателей высших учебных заведений Саратовской области составляет 13 тысяч 593 рубля и практически сравнялся с жалованьем школьных педагогов из наполненных учениками городских школ. С этой мизерной зарплатой мы занимаем предпоследнее место среди регионов Приволжского федерального округа, меньше нас читающим лекции кандидатам наук платят только в Мордовии.

Полнейшее бескультурье!

Работников культуры и раньше было сложно назвать высокооплачиваемыми, а в последние годы их положение ухудшилось вовсе. Уровень оплаты труда работников культуры на сегодняшний день самый низкий среди всей бюджетной сферы.

Известно, что новая система оплаты труда, которая была введена у бюджетников, позволяет поднять заработок одним за счет сокращения других. В результате за 2008-2009 годы количество работников культуры уменьшилось на 1400 человек, еще 900 были переведены на неполную ставку, треть из которых — на 0,25 ставки. За три года закрылось более 30 библиотек.

— Вы представляете, что такое 0,25 ставки для женщины-библиотекаря на селе? — возмущается Вера Дмитриева, председатель областной организации Российского профсоюза работников культуры. — Это значит, что она будет работать всего полтора часа в день, по сути — формальная работа, и фактически библиотеки нет. То же самое касается клубов, домов культуры и остальных учреждений культуры.

По данным минкультуры области, средняя зарплата работников библиотек составляет 6 тысяч 174 рубля, клубов — 5 тысяч 941 рубль, музеев — 7 тысяч 341 рубль. Средняя зарплата по отрасли — 7 тысяч 906 рублей.

Но и здесь повторяется привычная для всех бюджетников история: даже за эти небольшие деньги людям приходится работать с утра до ночи.

— Средняя заработная плата по музыкальным школам 9 тысяч 600 рублей, а ставка — всего 5 тысяч, это о чем говорит? — продолжает Вера Дмитриева. — О том, что преподаватель берет на себя полторы-две ставки. Когда мы выезжаем в районы, то никогда не видим этих «средних» цифр, чаще всего зарплата формируется за счет вторичной занятости. По большому счету это называется экономическое принуждение к труду, человек работает за небольшие деньги буквально в два раза больше. И это неправильно. Мало того, что работникам культуры отказано в выплатах за стаж, так более 40% из них имеют оклады ниже МРОТ, поэтому стимулирующие выплаты тратятся только на то, чтобы довести зарплату работника до минимальной. Мы неоднократно говорили, что это пагубная, неверная система: базовые оклады должны быть не меньше МРОТ, а на них уже должны начисляться компенсационные и стимулирующие выплаты. А так выходит, что у нас добрая половина работников выше «минималки» не получает, даже со всеми надбавками.

Бюджетники жалуются на нелегкую долю в профсоюзы, профсоюзы заваливают письмами президента, правительство, губернатора области и председателей комитетов по культуре, образованию, здравоохранению... Но пока все остается на своих местах, и чиновники открыто показывают, что проблемы заработной платы работников бюджетной сферы их интересует меньше всего. Да что там говорить, российское правительство два года не индексировало учителям, врачам и библиотекарям зарплаты, словно забыло о людях, которые нас лечат, учат и просвещают. Будет ли свет в конце тоннеля? Многие работники бюджетной сферы в «светлое будущее» не верят и меняют профессию на менее почетную, но высокооплачиваемую. Например, гардеробщика или вахтерши, которые сегодня получают не меньше 6-7 тысяч рублей.

Ирина Лихоман

Оставить комментарий