Главная / Издания / От обезьяны или Адама?

От обезьяны или Адама?

От обезьяны  или Адама?
06 апреля 2011

Антон Лихин

МК в Саратове

№15 (710) 6-13.04.2011

Казалось бы, все люди нашего поколения еще со школьной скамьи твердо знают, что человек произошел от обезьяны, как уверяет нас Чарльз Дарвин, выстроивший свои эволюционные цепочки более 150 лет назад. 5 апреля 1859 года первые главы «Происхождения видов...» отправились издателю.

Однако сейчас, в эпоху постсоветского расцвета православия (и других религий), встает непростой вопрос: как же классическая теологическая (или, как ее чаще называют, креационистская) теория происхождения человека будет коррелироваться с дарвинистской? К тому же в последнее время все большую популярность в научной среде приобретают идеи о том, что английский ученый во многом ошибся, строя свою эволюционную версию. И поэтому ко всей теории нужно подходить весьма и весьма критично. На фоне этих противоречий возникают вполне резонные вопросы: как же о происхождении человека рассказывать детям в школах? Какой из путей выбрать, или их, быть может, стоит совместить? Ответы корреспондент «МК» в Саратове» постарался получить у видных работников сферы образования, чиновников и представителей разных религиозных конфессий. Кстати, удивительно, что сами директора школ, к которым за комментариями обратился наш журналист, предпочли отмолчаться и на поставленный вопрос не отвечать… Может быть, они еще не определились для себя, от кого произошел человек? Или не получали соответствующих директив «сверху»?

 

Заместитель главы администрации Саратова по социальной сфере Ольга Баталина:

— Достоверных сведений, которые склоняли бы нас в пользу одной или другой теории происхождения человека, до сих пор нет. И я не думаю, что в ближайшее время они появятся. А так как мы опираемся на теории, то, наверное, детей нужно знакомить со всеми ними. Другой вопрос — в каком возрасте, в рамках какого предмета и насколько деликатно и этично это делать. Общеизвестно, что основополагающей является на сегодняшний день теория Дарвина, и дети, естественно, должны ее знать. Но современная школа обязана воспитывать человека в первую очередь думающего, а человек думающий — это тот, который, располагая множеством информации, сам делает выводы и выносит какие-то резонные суждения. В частности, во множестве предметов сегодня внедряются реферативные формы, формы дополнительного изучения дисциплины, когда помимо базовой теории в рамках дополнительных заданий школьники готовят собственные эссе, доклады или рефераты по альтернативным точкам зрения и защищают их на классных часах. И я считаю, что такая многополярность и дискуссия в конечном счете если и не убедят конкретного ученика в верности одной из теорий, то хотя бы позволят нам избежать однобокости в образовании. И это очень важно. Потому что если абсолютной истиной мы не располагаем, то должны рассказывать детям о разных точках зрения и подходах к этому вопросу.


Настоятель Свято-Троицкого собора города Саратова отец Пахомий (Брусков):

— Как вы прекрасно понимаете, я как верующий человек придерживаюсь теории сотворения мира Богом, то есть креационистской. То, что в современной школе присутствует несколько однобокое трактование происхождения человека, по моему мнению, ущемляет права верующих людей, которых с каждым годом в России становится все больше и больше. По-моему, грамотный преподаватель должен представить своим ученикам как минимум две теории. Конечно, он может поделиться с ними своим видением их, рассказать им о «за» и «против» обеих версий, но обязан дать информацию в полном объеме, чтобы они сами могли сделать для себя выбор. А из-за отсутствия такого подхода, на мой взгляд, система преподавания этого вопроса сегодня крайне несовершенна. Мало что изменилось с тех пор, когда мы оканчивали школу еще в Советском Союзе.  Зачастую сейчас происходит то же, что и в те времена: подростки заканчивают обучение, зная только одну теорию Чарльза Дарвина, а это, по-моему, неправильно. Могу сказать, что этот ученый был весьма верующим человеком, и его теория ни в коем случае не отрицает возможности создания мироздания Богом, как рассказывали об этом нам когда-то.

 

Председатель городского комитета по образованию Марина Епифанова:

— Официально признанная теория происхождения человека — это, конечно, теория Чарльза Дарвина. Но у нас уже со следующего года в средних образовательных учреждениях будет вводиться преподавание основ православной культуры. К тому же мы берем не только православную, но и иные культуры, учитывая запросы каждого родителя. Если он будет желать, чтобы его ребенок изучал иудаизм, ребенку будут преподавать этот курс, если ислам, то другой и т.д. Поэтому мы говорим о том, что школа должна полностью обеспечивать запросы родителей в этом вопросе. То есть помимо классической научной теории мы должны преподносить детям и альтернативные. Ребенок должен быть знаком со всем, чтобы впоследствии, уже будучи самостоятельным человеком, он мог делать собственные выводы.



Раввин Саратова Михаэль Фрумин:

— Я считаю, что основная цель образования, особенно школьного — это научить детей учиться, мыслить. Думаю, что в данном случае школьники должны иметь представление обо всех общепринятых теориях происхождения человека. В том числе, естественно, и теологической, поскольку очень многие люди придерживаются именно ее. Любой такой подход говорит, что существует высшая сила, которая сотворила все в мироздании, и дети также должны знать об этом, как и о научной теории происхождения человека. Пока же, к сожалению, в этом вопросе возникают некоторые «перегибы» в сторону дарвинизма.

 

Ректор СГМУ, депутат Саратовской городской думы Владимир Попков:

—  Мы студентам такие темы не преподносим — наверное, они имеют большее касательство к среднему образованию. О происхождении человека рассказывает известная теория английского ученого Чарльза Дарвина, которая на сегодняшний день признана основополагающей в современной науке. Хотя есть и определенные мнения, касающиеся этого вопроса и расходящиеся с основной точкой зрения. Но учитывая, что именно теория Дарвина в общегосударственных рамках признана основной, наверное, в первую очередь стоит преподносить детям именно ее. Это я, естественно, говорю как ректор медицинского вуза.

 

Уполномоченная по правам ребенка в Саратовской области Юлия Ерофеева:

— По-моему, детям нужно преподавать все, что в первую очередь повысит уровень нравственности в обществе. Потому что у нас на определенном этапе это звено, к сожалению, выпало. Я не берусь оценивать, почему и когда, но вижу результат. У нас проблемы с добротой, взаимопониманием и умением слушать друг друга. В первую очередь это касается взрослых, но идет все, естественно, из детства. И подрастающее поколение должно впитывать все это постепенно, поэтапно и, самое главное, ненасильственно. Ведь организм и психика детей более хрупкие. Но я однозначно одобряю и поддерживаю все, что направлено на повышение их нравственности, и этот вопрос тоже может сыграть положительную роль в данном направлении. Но самое главное, что информация детям должна преподноситься аккуратно и ненавязчиво.

 

Министр образования Саратовской области Гарри Татарков:

— Это серьезная научная проблема, и для ее разрешения нужно обращаться не к министру образования, а к специалисту, занимающемуся этим вопросом. Вы знаете, так и озвучьте мое мнение: министр образования отказывается от комментариев по этому вопросу.

Антон Лихин

Оставить комментарий