Главная / Издания / Абитура пролетариата

Абитура пролетариата

Абитура пролетариата
20 апреля 2011

Ирина Лихоман

МК в Саратове

№17 (712) 20-27.04.2011

Российское образование больше не нуждается в ПТУ, по крайней мере в том виде, в котором они существуют сейчас. Как считают чиновники, многие профтехучилища вместо образовательной функции выполняют только социальную: собирают подростков из неблагополучных семей, которые не пошли в 10-й класс, и позволяют им отсиживаться в училище до армии.

По статистике, лишь 15% выпускников ПТУ устраиваются на работу по специальности, хотя на производстве уже не первый год наблюдается острая нехватка рабочих рук. В новом федеральном законопроекте начальное профессиональное образование фактически упразднено, и сегодня многие проф­техучилища, в том числе и саратовские, зависли между небом и землей.

Филиал — это звучит гордо?

Новый федеральный законопроект «Об образовании» обсуждается еще с осени 2010 года. Но этой весной стало ясно, что несмотря на оживленные и жаркие дискуссии начальное профобразование окончательно исчезло из проекта закона. Получается, стране не нужны квалифицированные рабочие? Как оказалось, у чиновников от образования есть немало претензий к ПТУ: слабая общеобразовательная подготовка (в Саратовской области результаты ЕГЭ у выпускников профтехучилищ значительно ниже, чем у школьников, и это общероссийская тенденция), некачественная профессиональная подготовка (материально-техническая база многих училищ не отвечает задачам современного производства). Правда, власть имущие почему-то забыли, что те же техникумы, да что греха таить, некоторое вузы тоже не всегда дают качественное образование. Но их почему-то никто не торопится реорганизовывать.

Чиновники задумались над тем, что означает термин «начальное образование»:  начальные навыки или начальная специальность?! Но если речь идет о квалифицированных рабочих кадрах, которые должны выпускать ПТУ, подобные формулировки в законе неуместны. Поэтому их решили убрать, а вместе с тем изменить всю систему подготовки рабочих кадров. В Минобразовании РФ пообещали, что ПТУ не будут закрыты, а просто поменяют статус. Те, что посильнее, — станут техникумами, послабее — филиалами техникумов.

Как все это будет реализовываться на практике и насколько можно верить обещаниям — большой вопрос. Но назад дороги нет, и это подтверждается недавним выступлением президента Дмитрия Медведева, предложившего перепрофилировать ПТУ. Глава государства посетовал, что часто полученные в профессиональных училищах знания не востребованы рынком труда, а предложенные рабочие места абсолютно неперспективны. Да и сами выпускники не торопятся идти в рабочие, а предпочитают регистрироваться в качестве безработных, посему «сеть нужно рационализировать и оптимизировать», — сообщил президент. Команда дана, и остается наблюдать, насколько тщательно она будет выполняться.

Процент износа

Как живут сегодня ПТУ и лицеи Саратовской губернии, занимающиеся подготовкой рабочих кадров? Хватит ли у них опыта, сил и профессионализма подняться на ступень выше и стать техникумами? Или их ждет незавидная участь филиалов?

Одно из самых крупных саратовских профессиональных училищ, а ныне лицей № 49, переживает нелегкие времена. И это несмотря на то, что образовательному учреждению удалось сохранить свой профиль и готовить специалистов по дефицитным ныне профессиям: станочник, слесарь... В лицее сохранился даже свой станочный парк — большая ценность для профессионального училища. Тем не менее трудностей хватает.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Анатолий Дудник, директор профессионального лицея № 49 города Саратова:
— Проблем много. Во-первых, не хватает учащихся: в 2010 году мы набрали 150 человек, а два года назад набор был более трехсот. Рождаемость упала, а конкуренция сильна: вузы берут молодежь на платные отделения, техникумы вообще без экзаменов принимают, заменив их тестированием. Во-вторых, устаревшие станки требуют замены, а денег на это выделяется очень мало. Каждого выпускника мы обязаны трудоустроить, но проблема в том, что молодежь не всегда довольна зарплатой, которую им предлагают, часто она не очень высока — опыта-то нет.

В 2006 году, с переходом части профессиональных училищ с федерального на областной бюджет, резко снизилось их финансирование. Крупные училища остались в федеральном подчинении и могли похвастаться сильной материальной базой, неплохими зарплатами педагогов. Но в январе 2010 года  все учреждения начального профессионального образования были отданы регионам, и ПТУ стало еще труднее. Главная проблема у всех одна: что в Саратове, что в районах губернии — изношенность оборудования, инструментов и инвентаря.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

Алексей Мальцев, директор профессионального училища № 67 города Маркса:
— Мы готовим молодежь по нескольким специальностям, среди них тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, сварщик, слесарь по ремонту автомобилей. Материально-техническая база в училище не обновлялась с начала 90-х годов, но найти финансовые средства на эти нужды мы не в состоянии: обновление оборудования по каждой специальности требует примерно 20 миллионов рублей. При этом мы являемся востребованным училищем, у нас большое общежитие и учатся дети из других регионов — Волгоградской, Самарской, Московской областей и даже с Сахалина.

Елена Копылова, директор профессионального училища № 80 города Ртищево:
— О новом проекте закона об образовании могу сказать только одно: мы готовы подняться на ступеньку выше, стать техникумом, благо у нас сохранились опытные профессиональные кадры, но при условии, если государство поможет нам обновить устаревшую материально-техническую базу. Оборудование не менялось с самого открытия училища, а это конец 80-х годов, и для того чтобы готовить высококлассных специалистов, нам необходима помощь.

Парикмахер широкого профиля

Несмотря на демографический кризис и непопулярность рабочих профессий, вчерашние школьники едут на учебу в саратовские ПТУ со всей губернии. И хотя общежития в Саратове имеются всего при двух училищах — № 22 и 39, юношеского пыла это не отбавляет: в вымирающих поселках и деревнях перспектив нет вообще. Рабочая молодежь живет у родственников, на съемных квартирах (средняя цена аренды комнаты в «коммуналке» — 2-3 тысячи рублей с человека), стараясь всеми силами удержаться в областном центре.

Стипендия у всех пэтэушников сегодня составляет 400 рублей плюс бесплатное горячее питание из расчета 30 рублей в день. Некоторые профтехучилища могут добавить к выделенной из областного бюджета скромной сумме еще 20-30 рублей и кормить подростков сытнее. Небольшой приработок дает учащимся производственная практика на предприятии, которую они проходят, а тысяча-полторы никогда не бывают лишними.

По данным минобразования Саратовской области, самыми популярными профессиями у абитуриентов профессиональных училищ считаются автомеханик, сварщик, оператор ЭВМ, продавец, повар-кондитер, парикмахер. Наименее популярными — мастер отделочных строительных работ, мастер столярно-плотничных работ, портной. Интересно, что практически в каждом лицее или профессиональном училище есть специальности «секретарь-референт» и «парикмахер». Неужели губернии требуется такое количество секретарей со средним профессиональным образованием? В любом кадровом агентстве Саратова подтвердят — современные требования к секретарю-референту не менее жесткие, чем к директору: высшее образование, знание иностранного языка, а иногда и двух. Кому нужны невостребованные на рынке труда специальности? Оказывается, самим училищам. Правда, администрация большинства ПТУ пытается заверить, что эти профессии востребованы среди девушек, но некоторые директора училищ честно признаются: готовить делопроизводителя гораздо дешевле, чем слесаря. Ведь чтобы научить специальности секретаря, требуется несколько не самых новых компьютеров, а вот подготовка, скажем, токаря, обходится примерно в 55-60 тысяч рублей в год. Училищу же нужно сохранить педагогический коллектив и рабочие места, поэтому приходится вертеться.

И здесь сложно не согласиться с чиновниками от образования, требующими навести порядок в специальностях, которые готовят профессиональные училища.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Сергей Хорин, директор группы компаний «Мелиоративное снабжение»:
— Нам не хватает рабочих рук, профессиональные училища в Марксовском районе практически не готовят токарей и фрезеровщиков, зато в каждом ПТУ есть специальности «повар» и «парикмахер». На нашем предприятии 80% токарей пенсионного и предпенсионного возраста, и нам очень нужны молодые рабочие кадры. Но взять их негде, и с этим дефицитом необходимо что-то делать.

Такие жалобы предъявляют работодатели и других районов области. Бизнесмены не понимают, зачем в селе учить на оператора ЭВМ, если не хватает рабочих мелиоративного комплекса? Впрочем, о том, чтобы помочь профессиональным училищам финансово и создать базу для обучения тех же слесарей, речь не идет. У мелких предприятий на это просто нет средств, а крупных не так много и с ними давно заключили договоры активные и сильные лицеи и ПТУ.

На практику в соседний район

Есть ли выход из этого положения? В минобразовании области утверждают, что есть, и снова кивают на новый проект закона об образовании. За последние три года 11 областных учреждений начального профессионального образования Саратовской губернии стали техникумами. Сделать «прыжок» получилось у крепких училищ с сильным преподавательским составом и надежной материальной базой. Как правило, у тех, кого до последнего времени держал на своих плечах федеральный бюджет. Нищим сельским ПТУ, которым не то что новый трактор купить — старенький токарный станок починить не на что, новый статус «не светит».

На ступень выше поднялись профессиональный лицей № 20 (сейчас Саратовский техникум строительных технологий и сферы обслуживания), профессиональный лицей № 42 (теперь — Саратовский колледж кулинарного искусства), профессиональный лицей № 62 (ныне — Балаковский промышленно-транспортный техникум) и другие. Некоторые уже работают по двухступенчатой системе образования  (Балаковский автомобильно-электромеханический техникум): там обучают как рабочих, так и управленцев. Но пока таких образовательных учреждений в области мало.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Олег Афонин, заместитель министра образования Саратовской области:
— В области есть техникумы, которые работают по двухступенчатой системе, и мы их к этому буквально обязываем. При изменении статуса техникум обязан сохранить подготовку рабочих кадров: хотите обучать специалистов? Пожалуйста. Но и рабочие руки нам очень нужны. Современные подходы к организации довузовского профессионального образования, поддерживаемые Министерством образования и науки РФ, предполагают сетевое взаимодействие сильных техникумов с профессиональными училищами. То есть техникум является головным учреждением и выступает как ресурсный центр, который имеет хорошую материальную базу для практического обучения. В этом случае теорию учащиеся будут изучать в своем профессиональном училище, на местах, а практику проходить на базе головного учреждения. Выехали на практику, поработали, вернулись и учатся дальше.

Действительно, многие ПТУ будут рады, если им предоставят базу для прохождения практики. Непонятно только одно: с какой целью затевать столь глобальную реорганизацию, если профтехучилища фактически остаются, только в системе среднего специального образования? Получается, что не меняется практически ничего, по крайней мере основная цель, о которой талдычат чиновники — слабая система подготовки рабочих кадров, остается на прежнем уровне. Зачем нужна такая бессмысленная смена фасада? Вывод напрашивается только один: став филиалами техникумов, профтехучилища потеряют часть административного аппарата, этого чиновники от образования даже не скрывают. А также могут лишиться части корпусов, в которых ранее проходила практическая часть обучения. Видимо, именно это президент Медведев и назвал «рационализацией и оптимизацией», и с ним сложно не согласиться. 

СПРАВКА МК

В настоящее время в Саратовской области работают 33 областных лицея и профессиональных училища. В 2011 году учреждениями начального профессионального образования области планируется выпустить 3797 квалифицированных рабочих.

Ирина Лихоман

Оставить комментарий