Главная / Издания / Эмоции Собиновского

Эмоции Собиновского

Эмоции Собиновского
08 июня 2011

Светлана Микулина

Фото Владимир Дементьев

МК в Саратове

№24 (719) 8-15.06.2011

Пирожки для Танечки

Весенне-летний праздник музыки под названием Собиновский фестиваль стал принадлежностью истории.
В его пестрой афише присутствовали действа на самый разнообразный вкус. Классические меломаны имели возможность послушать бессмертную «Травиату», центральные партии в которой исполняли обладатели прекрасных голосов — Марина Жукова из «Новой оперы» в роли Виолетты, Сергей Балашов и Андрей Батуркин из театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, занятые в партиях Альфреда и Жоржа Жермона.

Театр Немировича-Данченко и Станиславского — добрый друг саратовской оперы. Многих солистов известнейшего музыкального театра наш зритель уже давно любит и знает, что называется, в лицо. Особенно если это миловидное лицо (и прекрасная фигура) принадлежат такой замечательной балерине, как Татьяна Чернобровкина. Наша землячка, выпускница Саратовского хореографического училища, Чернобровкина, бесспорно, танцовщица от бога. Народная артистка России, победительница огромного числа престижных балетных конкурсов, эта прима обладает не только талантом, но и чудесным, теплым характером. В театрах — что саратовском, что московском, эту прелестную женщину иначе как Танечкой и не зовут. Мама двух сыновей, Чернобровкина ныне активно совершенствует себя в педагогике. Ведь для звезды очень важно передать свой редкий дар, как говорят балетные, «из ног в ноги». На нынешнем фестивале балетная актриса блистала в партии Кармен в знаменитом одноактном балете Бизе-Щедрина «Кармен-сюита». У служебного входа наблюдала добродушного вида саратовчанку, принесшую любимой Танечке… домашние пирожки. Вахтер пробовала образумить «пирожницу»: балерины сдобу не едят! Она фигуре может повредить. «Танечка — тонюсенькая. Ей не повредит!» — парировала поклонница.

Светлые слезы художника

Практически каждый фестиваль имеет свои «фишки», маленькие праздники внутри большого. На этот раз в рамках Собиновского было два таких события — концерт молодых исполнителей саратовской оперы и выставка декораций и театральных работ главного художника академ­оперы Сергея Болдырева в залах Радищевского музея.

Концерт «Молодость театра», несмотря на то что проходил в субботний полдень, собрал изрядно народа. Дача в конце мая, конечно, манит многих. Однако и сцена, и меломаны любят юность. Поэтому многие поклонники красоты и юности изменили намерению относительно полива цветов. Благо состав оперы обновился и несколько талантливых выпускников консерватории украсили саратовскую сцену.

Что касается болдыревской выставки, то равнодушных среди посетивших это оригинальное действо, по-моему, просто не было.

Взглядам собравшихся были явлены макеты декораций свыше тридцати спектаклей. Автор этих строк давняя поклонница светлого дара художника, черпающего вдохновение не только из сюжета произведения, но и из музыки. Кстати, сам Болдырев убежден: ремесло театрального художника вознаграждается почти… волшебно. «Увидеть собственное творение на сцене, подсвечиваемое огня­ми рампы, окуриваемое цветным театральным дымом, обрамленное великой музыкой и голосами певцов, — да это лучший на свете перформанс», — сказал мне маэстро театральной живописи.

Поистине творческий человек, начавший  карьеру в культовом Театре на Таганке в должности осветителя и художника-декоратора, трижды лауреат областного театрального фестиваля «Золотой Арлекин», мастер, осуществивший более ста театральных постановок, личность, чьи работы представлены в частных коллекциях по всему миру, Сергей Викторович, словно ребенок, не смог удержаться на собственной выставке от взволнованных слез. Художники — по силе и наготе эмоций — те же дети. И слава богу, что они живут в этом непростом мире. Без них он стал бы куда циничнее и бес­цветнее.

Гламурные эринии и эротичный слуга

Одной из остро ожидаемых премьер Собиновского стала опера Танеева «Орестея», в основу которой легла трагедия Эсхила.

Кровавый сюжет и прекраснейшая музыка, вдохновенно исполненная оркестром. Замечательно звучащий хор. Петербургский художник Иван Совлачков виртуозно декорировал мрачные колонны, пересекающие всю сцену, драматически красными лентами. Своеобразный намек не то на кровь, струящуюся непрестанно, не то на злополучное кровное родство, породившее столько изощренных преступлений. Удачно завладевал зрительским впечатлением и шипящий клубок змей, спускающийся с колосников, а также черные гадюки, венчающие прически неумолимых, как рок, эриний, появившихся, чтобы уничтожить Ореста (замечательная работа солиста саратовской оперы тенора Ильи Говзича) за убийство собственной матери (московская солистка «Геликон-оперы» меццо-сопрано Ксения Вязникова предстала в роли царицы поистине с роскошной убедительностью. Великолепные внешние данные плюс страстная игра сделали ее партию незабываемой).

Одним из ярких впечатлений от этой оперы стала партия Кассандры в исполнении народной артистки России, солистки саратовского театра Светланы Костиной. Редкой красоты и проникновенности голос певицы не просто пел — рыдал, неистовствовал. Это был уровень эмоций и горя по цветаевской шкале чувств — навзрыд. Одета Кассандра была, правда, странно — в беспредельно убогое рубище. Дочь царя, пусть и плененная, пусть и с помрачившимся сознанием, вряд ли позволила бы облачить себя в такую убогость.

Вообще «Орестея» усилиями и вдохновением известного петербургского режиссера Вадима Милкова оказалась на редкость зрелищным спектаклем. Пленил и финал спектакля, когда в храме Аполлона оказались отпущены грехи, когда свершилось великое покаяние, в результате которого даже безжалостные фурии ада облеклись в белые одежды херувимов.

Единственное, что лично у меня (полагаю, и не только у меня) вызвало недоумение, так это слуга, сопровождающий Ореста. Слов у слуги нет. Зато есть жесты. Он постоянно льнет к нему, гладит его, и эти навязчивые ласки к концу спектакля начинают раздражать настолько, что возникает желание отдать молчаливого слугу кровожадным фуриям. Раз такой преданный и влюбленный, то отправляйся за своего кумира и господина в ад!

Кстати, о фуриях. О них говорили в фойе модные девушки. Готический стиль их нарядов саратовских модниц заинтересовал. Ну что на это скажешь?! Театр часто диктовал моду. Так что если в ближайшее время увидите юную красавицу со змеями в прическе, не удивляйтесь — это эхо «Орестеи».

Молитва лауреата

Иногда жюри долго не может выбрать лауреата на конкурсе конкурсов. На этот раз сомнений практически не было. И зрители неизменно пользующегося успехом состязания молодых певцов, и профессионалы, решающие, кто сильнейший, были единодушны: Нажмиддин Мавлянов, молодой тенор из Узбекистана сразил всех и красотой голоса, и той возвышенной одухотворенностью, которой сопровождалось каждое исполнение. Тележурналист Александр Динес снял трогательный сюжет про молодого певца. Оказывается, совсем недавно у него умерла мама, которую он безгранично любил, и сейчас — в день своего триумфа он так хотел бы ей позвонить, но звонить, увы, некуда. Но он знает, что его молитва-благодарность дошла до матери.

Под занавес фестиваля состоялось еще одно важное для Саратова событие. В концерте объединенного симфонического оркестра исполнялись шедевры из отечественной музыкальной классики. Прозвучали Чайковский, Римский-Корсаков и Прокофьев. Окончание фестиваля не является окончанием работы для оркестра академоперы. Сейчас объ­единенный оркестр под руководством маэстро Юрия Кочнева выехал в Москву. Как раз на эти дни приходится его выступление на фестивале симфонических оркестров мира. Так что пожелаем нашим удачного столичного дебюта и с нетерпением будем ждать следующего, двадцать пятого фестиваля. Губернатор Павел Ипатов в своем выступлении в последний фестивальный день, правда, обозначил его как пятнадцатый. Но это, надо полагать, исключительно от волнения. Не каждый ведь день поднимаешься на театральную сцену.

Светлана Микулина

Оставить комментарий