Главная / Издания / Узаконенный тупик

Узаконенный тупик

Узаконенный тупик
06 июля 2011

Станислав Шалункин

МК в Саратове

№28 (723) 6-13.07.2011

Одной улицей в Саратове стало меньше. Она исчезла благодаря судебным решениям и действиям чиновников. Улица в Малой Поливановке превращена в тупик. Ну, если и не в тупик, то проулок. Очень узенький.

Об этом уникальном событии в стране, в которой вроде бы серьезные люди и на серьезном уровне рассуждают широко о расширении дорог городов и поселений, поведала наша читательница Вера Тарасова. Не без печали поведала, так как она и ее сосед Вячеслав Ефимов пострадали, по их мнению, от судебных действий. Не поверив написанному (речь о письме в газету), приехал на «место происшествия».

«Ласточкино  гнездо» — примечательность Поливановки

Что ж... к дому Тарасовой и ее соседа теперь разве что только на кобыле и можно подъехать. При условии, что кобыла — пони. Судите, читатели, сами. По никогда не асфальтированной дороге, свернув от магистральной, по которой трамвай № 4 ходит, мы на редакционной машине ехали довольно долго по склону. Затем — спуск и поворот на ту самую улочку. По мере приближения к дому Тарасовой — Ефимова (у них домовладение на двух собственников) улица сужается и становится почти что тупиком. У калитки дома «пострадавших» проход узок, как лаз. То есть дальше проехать невозможно и пройти зимой после снегопада — тоже. «Перешеек» довольно длинный. Далее улочка делает разворот. И там уже ехать можно, впереди — асфальтированная дорога и вообще кратчайший путь до той самой магистральной трассы, где трамваи и маршрутки ходят. Увы, Тарасовой и Ефимову этот путь на машинах заказан. А та дорога, по которой мы подъехали к их дому, в осеннее ненастье, гололед, после летнего дождя опасна либо преодолима лишь трактором или пони, то бишь кобылой.

Помимо этого, Ефимов не может на своей территории (там сарай) построить гараж. И его автомобиль стоит под открытым небом. Почему? Даже если он гараж построит, то въехать в него не сможет. Расстояние от границы домовладения Тарасовой — Ефимова до ограды противоположных соседей небольшое. Метр с кепкой. Пройти можно, уткнуться носом своего авто в свою калитку можно, но совершить маневр и въехать в предполагаемый гараж невозможно. Что и подтвердил водитель нашей редакции, когда я спросил его, смог бы он въехать? Нет, не акробат…

Подробно это все описываю, чтобы глазам читателей предстала картинка своеволия одних и бесправности всех остальных жителей извилистой улочки. Именно на извилине и образовался «перешеек» из-за некоторой пришлепки к домовладению семейства Александровых. Для благозвучия назовем пришлепку «ласточкиным гнездом». Как рассказали окружившие редакционную машину жители, Александровы «ласточками» постоянно пристраивали к своему дому то кухню, то палисадник. А сам дом построен впритык к границе заборов, то есть границе земельного участка. Что видно невооруженным глазом. Все дома стоят в 2-3 метрах от заборов, за заборами — улица. А вот фасад дома Александровых на одной линии с соседним забором. В 1960-е годы пристроили к кирпичному фасаду деревянную пристройку. И она целиком вышла на улицу. Но чаи гонять и воздух с Кумыски вдыхать элегантней, когда мимо окон не проходят пешеходы, машины. Сделали палисадничек. Разумеется, поставили забор. Так улица из широкой стала в этом месте узеньким переулком. Почти тупиком с лазом. Но и этим не ограничились. Кучу стройматериалов и каких-то железяк (из-за проросшей травы затрудняюсь сказать, что там лежит), которая навалена в углу одним боком на палисадник, а другим на забор соседей, Александровы перед приходом землемеров скоренько огородили. Действительно, видно, что в спешке поставили хлипкий заборчик. И вот весь этот прихват вошел в общую площадь домовладения. То есть часть улицы. Каково, а? Именно из-за этой пришлепки Ефимов и не может строить гараж. Разумеется, пострадавшие от «ласточкиного гнезда» Тарасова и Ефимов обратились в суд.

Большие маневры на малой родине номенклатуры

Вроде бы здравый смысл и справедливость восторжествовали. Судья Ленинского района Пименов удовлетворил исковые требования.
Вот что говорится в судебном решении: «Спорный участок земли отводился Александровой П.Т. на основании решения исполнительного комитета Саратовского городского совета депутатов трудящихся от 2 октября 1952 года площадью 600 кв. м (общепринятые шесть соток! — Ред.) под индивидуальное строительство. …15 августа 1963 года был составлен план данного земельного участка с имеющимися на нем постройками и местом расположения дома… Согласно плану и кадастровому паспорту… техническому плану дома № 20... указанный земельный участок имеет другие границы, отличные от границ, зафиксированных специалистами БТИ в 1963 году. Как видно из указанных документов, произошло выдвижение границ меньшей части участка… на которой расположен жилой дом, в сторону участка дома № 19, напротив дома № 21, на место, где ранее имелась проезжая часть. В судебном заседании установлено, что указанные границы земельного участка со смежными землепользователями не согласованы. Участок дома № 19… принадлежащий третьему лицу Вершининой, является смежным с участком ответчиков и расположен напротив участка истцов. …Имеется соответствующая карта (план) указанного земельного участка… от 24 марта 2005 года. На данной карте (плане) отсутствует спорный земельный участок... Свидетель Валовик пояснила, что спорный участок был огорожен ответчиками незадолго до приезда геодезистов. Спорный участок земли, по ее мнению, является частью общественной дороги. Дом ответчиков строился постепенно… После газификации ответчики пристроили к дому пристройку, которая выходит в улицу (так в тексте! — Ред.) на 2,7 м».

Другие свидетели говорили почти то же самое. Свидетелей со стороны ответчиков не было. И неудивительно, что суд пришел к выводу, что «возведение ограды на участке мест общего пользования и присоединение указанного участка ответчиками к их земельному участку нарушает права истцов как собственников, препятствует проезду к своему земельному участку, возведению Ефимовым В.И. необходимых ему сооружений. В связи с изложенным суд считает необходимым обязать ответчиков убрать возведенный забор…»

Александровы ничего не убрали, а пожаловались в областной суд, и тот отменил решение судьи Пименова. Новое рассмотрение иска Тарасовой и Ефимова принесло свободу тем, кто на улицах устанавливает свои заборы, превращая проезжую часть в непроезжую и даже непролазную. Да здравствует, что называется, тот самый суд, самый гуманный для всякого рода деятелей, которые усложняют и без того непростую жизнь россиян?!

Поразительно, что в решении судьи Озерова полностью приводятся слово в слово показания тех же свидетелей. Но решение противоположно ранее принятому. Так какие же обстоятельства повлияли на столь резкое нежелание вернуть улицу? Цитирую: «…распоряжением комитета по землепользованию и градостроительству администрации МО «Город Саратов» от 1 сентября 2010 года ответчикам предоставлен в общую долевую собственность бесплатно земельный участок из земель населенных пунктов… общей площадью 2419 кв. м». Хороший участочек? Не удивляйтесь, читатели, речь идет о двух старых участках, которые были предоставлены в 1953 г., но их общая площадь была 1200 кв. м (те самые пресловутые шесть соток каждому). И все-таки согласитесь, что прихват с помощью землемеров, которые мерили спорные объекты, как говорили свидетели, накануне приватизации их ответчиками, то есть два года назад, по оградам, установленным Александровыми накануне приезда геодезистов, значительный — еще две шестисотки. В общем, получается, что ответчики прихватили себе еще два участка по 6 соток. Размах значительный. Если бы каждому позволили во время приватизации своего участка брать в собственность еще один такой же, то пришлось бы раздвигать границы страны. Но не всем такое позволено. Ответчики, что они и не отрицали, ближайшие родственники (вдова и дочь) номенклатурного советского руководителя. Думается, если бы тот же  Вячеслав Ефимов прихватил бы даже сотку от общей дороги, неприятностей и проблем у него появилось бы предостаточно.

Впрочем, и гуляя по центральным улицам Саратова, мы в буквальном смысле сталкиваемся с прихватами. Этими крыльцами при магазинах и офисах, которыми оттяпана часть тротуаров, этими вынужденными автостоянками, с так плотно стоящими на них автомобилями, что проползать под колесами скоро будем. Причем что огорчительно: ползая под колесами, спотыкаясь об уголки и ступени, падая на тротуар, вынуждены будем при этом признавать, что это все нам устроено по закону.

Александровы здесь не живут постоянно. Дочь в Москве. Престарелые бабушка и мама тоже на попечении родственников. На малую родину, то есть в Малую Поливановку, они приезжают на лето. А круглогодичные проблемы и страдания предназначены для постоянных жителей этой улицы, ставшей почти что тупиком, который вполне можно назвать судебным. Разумеется, с большой буквы.

Станислав Шалункин

Оставить комментарий