Главная / Издания / ОБЛОМбированные

ОБЛОМбированные

ОБЛОМбированные
20 июля 2011

Станислав Шалункин

МК в Саратове

№30 (725) 20-27.07.2011

Поверка счетчиков — проверка «на вшивость»

Неосведомленность потребителей дает немалый доход для поставщиков и исполнителей коммунальных услуг. Оказывается, тех граждан, которые установили в своих жилищах индивидуальные приборы учета, очень выгодно держать в неведении о последствиях несвоевременного проведения поверок или замены счетчика. Или, например, хитрить простейшим способом: при установке счетчика не поставить свою пломбу.

С неопломбированного не одну шкуру сдерут

Вот история, поведанная редакции жителем села Чалахово Екатериновского района. Письмецо коротенькое, поэтому процитируем полностью. Сергей Антонович начал его сразу с просьбы о помощи, потому что… «Меня осудили за задолженность газа, когда никакой задолженности нет. Газ оплачен полностью по счетчику, документы об оплате имеются. Три раза ездил на суд к мировому судье. Сперва она меня оправдывала, а потом был суд (на него не поехал, болел, мне 75 лет), и меня осудили к выплате 26 тыс. руб. Ссылаются, что нет пломбы на счетчике. А когда счетчик ставили, газовики его не опломбировали. Но в этом я не виноват. Сам не имею права ставить… И чем я могу оплатить, пенсию получаю 5500 рублей». Чтобы было понятно, кого «осудили», отмечу  в письме несколько грубейших ошибок. Слово «пломба» написано через «б», соответственно «осужденный» заявляет, что его счетчик «не обломбировали». Ну и, как видим, пожилой человек путается в понятиях. Конечно, никто его не осудил. Дело-то не уголовное. Нет, не в обиду было сказано об ошибках читателя. Веду разговор к тому, что граждане остаются недостаточно грамотными: путаются в словах и понятиях. Куда им отстаивать свои интересы и свою невиновность! Как мог предположить 75-летний сельский ветеран, что он «ворует» газ, причиняет ущерб газовой компании тем, что платит по счетчику, который газовиками не был опломбирован? Ведь ясно, что никакого ущерба он не причинил, платя за газ по фактическому потреблению. Неопломбированный счетчик наверняка работает так  же, как и прибор с пломбой. А где были глаза тех, кто ежегодно осуществляет технический осмотр газового оборудования? Почему бралась плата по счетчику, если он не был зарегистрирован? А если был зарегистрирован без опломбирования, то должен ли теперь Сергей Антонович платить 26 тыс. руб., получая 5 тыс. рублей пенсии, в чем его вина? Чуть позже отправимся на поиски вины потребителей, а пока предлагаю еще одну «шкурную» историю, поскольку, по моему мнению, обе ситуации возникли именно по одной «вшивой» причине: поставщики и исполнители услуг «крысятничают», пользуясь неосведомленностью граждан, которые и в словах, и в понятиях путаются и которым не одолеть всю макулатуру нормативных документов. Как известно, граждане должны знать законы, незнание законов не освобождает их от ответственности. А вот неосведомленность о каких-то положениях нормативных документов вряд ли может стать основанием для наказания граждан. Пациент вовсе не обязан знать, правильно ли проходит курс его лечения. Так и потребитель ЖКУ не обязан знать нормативные «постулаты», а вот поставщики и исполнители услуг, то есть ТСЖ, управляющие компании и так далее, обязаны действовать в интересах потребителей, которых они обслуживают, беря за это плату! А в интересах потребителя, установившего счетчик, — платить только по его показаниям, а не по нормативам потребления, которые завышены. И вот тут-то и прослеживается разность интересов управляющих организаций либо поставщиков и потребителей. Ведь исполнителям услуг выгоднее брать деньги… за воздух, то есть по нормативам потребления, которые ныне весьма завышены. Тому примером служит вторая история. 

По аналогии с электросчетчиком

Супругов Давыдковых из Ленинского района Саратова, живущих в доме, который обслуживает ТСЖ «Возрождение» (а это товарищество —  в составе СТСЖ «Прогресс»), подвел их немалый жизненный опыт. Давыдковы уже на пенсии. Но, подчеркнем, не в маразме. С головой они ладят. А оказались в той анекдотической ситуации, в которую попадают «выходцы» из Страны Советов. Сами посудите: ну какой опыт общения у бывших советских людей с приборами учета? Единственный, с чем имело дело население Советского Союза, — электросчетчик. И, разумеется, в нынешних условиях первоначального накопления демократических ценностей население действует по аналогии с тем порядком, который существовал 30-50 лет назад. Как именно, знаем: электросчетчик поставили, вызвали энергетиков из электросетей. Мастера смотрят, составляют акт, ставят пломбу. И пока колесико крутится, а цифры бегают, абонент спокоен. И ни одним пальцем не пошевелит. Ни о каких поверках приборов, проверках, заменах он не думал. Главное, вовремя платить и строго по счетчику.

Электросеть сама оповещала о том, что нужно счетчик заменить по причине его технической устарелости. Чаще всего (в советские времена) счетчики устанавливали бесплатно. Что было логично. Ведь мы не ходим в мясной магазин со своими весами. Так почему потребители коммунальных услуг должны на свои средства приобретать приборы, на которых «отвешивают» им ту или иную услугу?
Но изменилась страна. Она изменилась решительнее и быстрее, чем население. Новая страна стала им мачехой. Такое ощущение постоянно возникает. К сожалению. Однако привычка у постсоветских людей осталась. И старшее поколение привычно, по аналогии перенесло свое отношение в жилищно-коммунальную сферу обслуживания.

Вот поставили Давыдковы счетчики на холодную и горячую воду и платили, как за свет, по счетчику, ни о чем не думая. Никто с ними не провел беседу, не пояснил, что есть некая «поверка» приборов учета. И если поверку не произвести, то это обстоятельство даст возможность поставщикам либо исполнителям брать плату за услугу по нормативам потребления.

Давыдковы поставили приборы учета в 2004 году. И, разумеется, платили по показаниям счетчиков исправно. Да еще и всякие корректировки им начисляли. «Ни о каких сроках поверки счетчиков ни в договорах, ни в актах, которые мы подписывали, речи не было, — высказал свое мнение глава семьи Георгий Кузьмич. — И о смене счетчиков в положенный срок, а также о последствиях неисполнения сроков поверки никто не предупреждал. О том, что счетчики нужно менять, мы узнали случайно. Кто-то из соседей обмолвился в разговоре. Мы забеспокоились, поменяли оба прибора (по 400 руб. за каждый), пошли оформлять счетчики, а нам посчитали за предыдущие два года по нормативам…»

Давыдковым, как они высказались, «вкатили» 33 тыс. рублей! Глаза из орбит чуть не выкатились у наших пенсионеров. Они до сих пор не могут получить весь расчет. Каким образом была насчитана эта сумма? Учитывалась ли их плата по счетчикам и платежкам с корректировками? Пенсионеры жаловались во все инстанции. Ниоткуда помощь не пришла. В «Прогресс» обратились еще 27 мая, ответа нет.

Пока они находятся в режиме ожидания (надеемся, не напрасном), постараемся все-таки отыскать вину таких «нарушителей», которые позволяют газовикам не ставить пломбу или не проводят поверку счетчиков.

В поисках вины

Сразу замечу, что собственник платит за комуслугу в том размере, который (цитирую ст. 157 Жилищного кодекса РФ) «рассчитывается исходя из объема потребляемых (!!! — Авт.коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления…». Как видите, потребители прежде всего платят за потребленную услугу и только в случае отсутствия прибора учета услуги — по нормативам потребления. Подчеркиваю еще раз, в первую очередь платить надо за фактически потребленный объем! Так говорит жилищное законодательство России. Так что, господа-товарищи, законом установлена плата за фактическое потребление услуг. И лишь отсутствие счетчиков (а не просроченность их поверок) позволяет брать деньги за комуслуги по нормативам потребления. Все остальные нормативные акты, включая постановления правительства, рангом пониже законов. А значит, эти акты не должны вступать в противоречие с законодательством. Что ж, заглянем в нормативный акт — Постановление № 307 (с мая этого года отмененное), которым были утверждены в 2006 году Правила предоставления коммунальных услуг. Ведь именно этим постановлением и апеллируют те, кто насчитал Давыдковым из Саратова и  Сергею Антоновичу из села Чалахово Екатериновского района столь значительные суммы за не потребленные фактически услуги. Причем, обратите внимание, Давыдковы установили счетчики в 2004 году. И возникает вопрос: могло ли распространяться на них действие постановления, принятого двумя годами позже? Впрочем, еще не вопрос, что в Правилах предоставления коммунальных услуг есть обязанность потребителя следить за сроком поверок его счетчиков, как и ответственность с наказанием за пользование просроченным счетчиком…

Так вот, в пункте 52 данного постановления, озаглавленном «Потребитель обязан» ни слова не сказано о том, что потребители должны не допускать просроченности поверок. В этом пункте говорится только, что потребитель обязан использовать индивидуальные приборы учета, «внесенные в государственный реестр средств измерений». А также обеспечивать сохранность пломб на счетчиках. Разумеется, чтобы обеспечить сохранность, нужно поставить пломбу. А если ее не поставили, то о какой сохранности можно говорить? Тем более наказывать, как это сделали с Сергеем Антоновичем? В пункте 53 говорится о том, что запрещается потребителю. Например, он не имеет права « самовольно нарушать пломбы на приборах учета, демонтировать приборы учета и осуществлять действия, направленные на искажение их показателей или повреждение». Ни Давыдковы, ни житель села Чалахово не замечены в подобных действиях. А вот исполнитель (пункт 50 Правил) имеет право «в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев осуществлять поверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб». Заметим, подобного права у потребителей нет. Значит, ни права ни обязанностей у них нет, а их, можно сказать, наказали рублем.

Единственное место, где говорится о случаях, когда можно брать плату по нормативам потребления, — пункт 31 Правил. Да, там указаны случаи, в том числе «по истечении срока его (то есть счетчика. — Авт.) поверки…либо в случае нарушения целостности на нем пломб». Опять-таки не в случае отсутствия пломбы исполнителя услуги, а при нарушении целостности поставленных пломб. Тут могут быть вполне резонные подозрения, что потребитель попытался «доработать» счетчик, чтобы тот не показывал объема фактического потребления. А вот «по истечении срока поверки», думается, вступает в противоречие с Жилищным кодексом, который четко указывает, что только при отсутствии счетчиков берется плата по нормативам. Ведь просроченный для поверки счетчик вполне может сохранить точность показаний. Представьте, гражданин установил счетчик. Поверка через пять лет. Однако счетчик остановился, и что ни месяц, то результат объема потребленной услуги — ноль. А до поверки еще четыре года. Разве потребитель вправе продолжать пользоваться услугой, срок-то не подошел? Наверняка тут же прибегут и потребуют замены. Значит, все-таки дело не в просроченности, а в исправности приборов учета. Как говорит Жилищный кодекс? Правильно, потребители платят за фактическое потребление. И если учет ведется точный, даже и просроченным прибором, то никаких претензий к потребителю не должно быть. К тому же нет в Правилах ни слова об обязанности граждан контролировать сроки. Во всяком случае, в действующих до мая.
Зато у потребителя есть право требовать уплаты исполнителем неустоек при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества. Исполнителем услуг в квартире Давыдковых является ТСЖ. Как и любая управляющая компания, которая нанята потребителями для обслуживания дома и интересов его собственников, должна именно в интересах потребителей и действовать. В случае с водой абонентом является именно ТСЖ или УК. Договор с поставщиком заключает исполнитель (ТСЖ, ЖСК, УК). Значит, и контролировать сроки поверок, не допуская  никакой просроченности, должен он. Так почему же ТСЖ «Возрождение» два года молчало, беря с пенсионеров по показаниям просроченного счетчика? В своих интересах? Ведь взяв с Давыдковых по нормативам немалые деньги, ТСЖ получило плату за воздух, мираж. Давыдковы, заплатив по счетчику, то есть за тот объем, который они и потребили, фактически никому не должны. Употребили за два года 50 кубов — за них и расплатились. А с пенсионеров теперь хотят получить деньги за объем, превышающий реальный в три-четыре раза. Это грубейшее нарушение основного положения жилищного законодательства, которое обязывает брать плату только за фактический объем потребленной услуги! Таково мнение автора этих строк. Думается, что пенсионеры, обратившиеся в редакцию, вправе рассчитывать на помощь в защите своих прав. Дождутся ли или наша власть по своей «вредной привычке» останется в стороне от очередного произвола, обязательно сообщим.

Станислав Шалункин

Оставить комментарий