Главная / Издания / "Ища, кого поглотить"

"Ища, кого поглотить"

"Ища, кого поглотить"
26 июля 2011

Павел Попов

МК в Саратове

№31 (726) 27.07-3.08.2011

На вопросы отвечает священник Михаил Воробьёв, настоятель храма в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска.

— Моя подруга работает поваром в детском саду. Она часто приносит домой из сада продукты. Я ее стараюсь не осуждать, так как зарабатывает она немного. Но она постоянно старается поделиться продуктами со мной. Я отказываюсь под разными предлогами, но иногда все же приходится брать, чтобы не обижать ее отказом. Грешно ли принимать такие дары? Как мне быть?

— Совершенно очевидно, что, принимая продукты, принесенные из детского сада, вы являетесь соучастницей кражи и повинны в тяжком грехе. Вы усугубляете свой грех тем, что способствуете само­оправданию своей подруги, которая считает, что совершает грех не из-за одного корыстолюбия, но и помогает близкому человеку справиться с материальными затруднениями. Принимая ворованное, вы мешаете своей подруге увидеть греховность своих поступков, затрудняете ей путь к покаянию и тем самым прямо способствуете ее духовной гибели.

Кроме того, обкрадывая детей, вы поступаете безнравственно по отношению к тем, кто в силу своей беспомощности не может себя защитить. Отсутствие полноценного питания мешает нормальному развитию детей. Поэтому вы можете оказаться виновной в появлении у них различных хронических заболеваний, которые будут мучить их на протяжении всей жизни.

Попробуйте представить, что в том детском саду, откуда «носит» продукты питания ваша знакомая, воспитываются ваши собственные дети. Вероятно, в этом случае вам будет легче дать нравственную оценку тому, что произошло.

— Мне 19 лет. Я еженедельно посещаю храм, пою на клиросе и люблю все, что связано с церковью. Я впала в блуд и, что самое странное или страшное, не могу его оставить: он хороший человек, добрый, но не совсем церковный, мы с ним бывшие одноклассники. Батюшка, помогите! Не то что на исповедь пойти, мне на иконы стыдно смотреть. Что мне делать? Я никому не могу рассказать об этом.

— Никакого выхода, кроме искреннего и глубокого покаяния, из сложившегося положения найти не удастся. Вы осуждаете себя, осуждаете свой грех, стыдитесь своего двусмысленного пребывания в храме — это звучит голос вашей совести, которая есть не что иное, как голос Божий в человеческом сердце. Господь призывает вас к покаянию, к мужественному, точному, безжалостному по отношению к себе, открытию своего греха на исповеди.

Человек не в состоянии избавиться от греха собственными силами. Для борьбы с искушениями, для реального уничтожения греха необходима Божественная благодать, которая подается кающемуся грешнику в Таинстве Исповеди. Без этого вы никогда не найдете в себе сил для того, чтобы освободиться от своей страсти, вернуть себе покой и душевное равновесие.

Следует помнить, что страх перед священником в исповедании своего греха, боязнь осуждения и огласки являются диавольским внушением, вызванным желанием любым способом погубить человека. В этом убедит вас то необыкновенное облегчение, которое вы почувствуете после исповеди.

Иногда препятствием для исповедания греха становится неуверенность грешника в том, что он найдет в себе силы отказаться от греховной страсти. Об этом необходимо открыто и честно сказать на исповеди, попросив исповедующего священника помолиться о том, чтобы эти силы появились.

В Евангелии от Марка рассказывается об исцелении бесноватого юноши, которого привел к Иисусу отец: «Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!» (Мк. 9, 23-24). Даже такой несовершенной веры, находящейся на границе с неверием, хватило, чтобы чудо произошло. Точно так же искреннее покаяние помогает даже духовно немощному человеку победить свой грех.

— В 1998 году я возглавлял штаб одной из партий, баллотировавшихся в Госдуму, и изнутри увидел, какая грязная у нас в стране политика, несмотря на высокие намерения кандидатов. Исходя из этого, у меня вопрос: грешно ли состоять в политической партии и участвовать в политакциях, если есть желание поддержать устремления кандидатов во власть?

— Вчитываясь в Евангелие, мы убеждаемся, что более всего Господь предостерегал своих учеников (а в их лице и всех христиан) не от блуда и воровства и каких-то житейских прегрешений, а от «закваски фарисейской и саддукейской» (Мф.16, 6), под которой понимал ложь, неискренность, двуличие, лицемерие, показное благочестие, замаскированное себялюбие — весь набор нравственных недостатков, характерных для современной отечественной политики. Исходя из этого, Священный Синод запрещает священнослужителям Русской православной церкви участвовать в деятельности любых политических партий, входить в состав любых выборных органов законодательной власти. Эта позиция священноначалия Церкви основана не только на духе и букве Евангелия, но и на собственном опыте кратковременного участия в работе законодательных органов различных уровней в годы так называемой перестройки.

Вопрос об участии мирян в политической деятельности является делом их совести, которая у верующего человека должна, безусловно, согласовываться с Евангелием.

— Мы с моей девушкой живем уже второй год вместе, но близости между нами не было. Мы хотим, чтобы все это произошло после свадьбы и венчания. Но иногда мы с ней дурачимся, обнимаемся и ласкаем друг друга. Не грех ли это?

— Ваше стремление сохранить чистоту до свадьбы достойно всевозможных похвал. Следует только помнить, что дело это непростое, поскольку враг человеческого рода «ходит как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5,8). Целомудрие заключается не только в отказе от интимных отношений, но требует вообще крайне сдержанного, не заключающего и намека на близость поведения. Не забывайте о судьбе несчастных Паоло и Франчески, о которых рассказывает Данте в 5-й песне своего «Ада».

— Я работаю на ликероводочном заводе. Является ли такая работа грехом?

— Наверняка на предприятии, где вы работаете, производятся не одни изысканные напитки, которые могут украсить праздничную трапезу и не принесут вреда при умеренном потреблении. Видимо, основным продуктом является элементарная дешевая водка, а она становится сейчас едва ли не национальным бедствием России...

«Невозможно не прийти соблазнам; но горе тому, через кого они приходят» (Лк. 17,1), — говорил Спаситель Христос. Вы можете возразить, что сами никого не соблазняете, не спаиваете, да и работаете не на розливе, а например, в бухгалтерии или на вычислительном центре. Тем не менее и при этом вы косвенно соучаствуете в том, что приводит к великим бедам.

На рубеже XVIII-XIX веков одним из самых богатых людей России был вольский именитый гражданин Василий Алексеевич Злобин. Свое огромное состояние он составил на винных откупах, которыми тогда не чуждались и государственные сановники, например министр юстиции и великий русский поэт Г.Р. Державин. Несмотря на это, будучи верующим человеком, Злобин до конца своих дней чувствовал вину за участие в этом очень полезном для укрепления государственного бюджета, но неблаговидном с точки зрения христианской нравственности деле. Он принимал участие в любой благотворительной акции, построил несколько великолепных православных и старообрядческих храмов, открывал богадельни, приюты, больницы для бурлаков. Он щедро помогал неоперившимся землякам начать свое собственное дело. Но совесть продолжала его мучить, и он постоянно сокращал свое винное производство, переключаясь на мельницы, рыбные промыслы, медеплавильные заводы. Подумайте, может быть, и вам лучше найти другую работу.

— Считает ли Церковь грехом аборт по медицинским показаниям: 1) угроза жизни матери; 2) при ультразвуковом обследовании врачи обнаружили, что у ребенка синдром Дауна?

— Православная Церковь резко отрицательно относится к намеренному прерыванию беременности, рассматривая его как грех убийства. Современная медицина подтверждает мнение Церкви о том, что плод с момента зачатия является самостоятельным человеческим существом и любое посягательство на его жизнь преступно.

Считая своим долгом защищать наиболее уязвимых и зависимых людей, Церковь никогда, ни при каких обстоятельствах не может дать благословения на аборт. Женщин, совершивших столь тяжкий грех, Церковь призывает к покаянию, преодолению последствий греха через молитву и несение церковной епитимии.

Что касается обнаружения при ультразвуковом обследовании тяжелого заболевания ребенка, то его следует воспринимать как волю Божию, которая, как известно, иногда осуществляется как попущение. Следует не забывать пословицы: «Живи не так, как хочется, а как Бог велит». Полагаю, что, каким бы больным ни родился ребенок, ни у одной настоящей матери рука не поднимется на то, чтобы его уничтожить. Дети с синдромом Дауна страдают слабоумием, но они необыкновенно ласковы, добры и благодарны. Воспитывая такого ребенка, самый черствый человек поневоле становится отзывчивым, понимая, какое счастье заключается в любви к слабому, беззащитному, уязвимому человеческому существу. Вообще с христианской точки зрения такие больные люди, инвалиды исполняют в обществе очень важную роль: они помогают нам быть добродетельными, помогают научиться любить, исполнять свой христианский долг.

— На днях, во время экзамена меня заинтересовал вопрос: является ли использование шпаргалок грехом?

— Безусловно, использование шпаргалок является нарушением 9-й заповеди «Не лжесвидетельствуй». Получая положительную оценку, человек, использующий шпаргалку, обманывает экзаменатора. Грех, как известно, не ходит один, но влечет за собой множество других. Искусно спрятав шпаргалку или надеясь воспользоваться ею так, что этого никто не заметит, вы считаете себя умнее, расторопнее, артистичнее, наконец, своих однокурсников и своего экзаменатора, то есть впадаете в грех гордыни и унижаете достоинство ближнего. Широкая распространенность такого способа сдачи экзаменов и в общем-то снисходительное к нему отношение не изменяет сущности греха. Следует помнить, что христианину не позволено многое из того, что неверующий человек считает для себя вполне возможным.

— Я совершила тяжкий грех — изменила мужу. Знаю, что нужно исповедать этот грех, но боюсь идти на исповедь. Очень стыдно. Кроме того, я слышала, что за такой грех на меня должны наложить епитимию. Я боюсь этого и не решаюсь исповедаться. И перед батюшкой стыдно. Как мне быть?

— Иного выхода, кроме полной и искренней исповеди, у вас нет. То, что вам кажется застенчивостью, стыдом перед исповедующим священником, на самом деле свидетельствует о недостаточно глубоком покаянии, которое, помимо прочего, заключается в решимости никогда более не совершать исповеданного греха. Грех — это не просто поступок, это болезнь человеческого духа, исцеление от которой возможно только в Таинстве Исповеди. Вы ведь не стесняетесь врача, рассказывая ему мельчайшие подробности своей болезни, понимая, что успех лечения зависит от точного и полного описания недуга. Точно так же не следует смущаться священника, которого интересует не содержание вашего рассказа, а только степень вашей искренности. Как справедливо писал апостол Павел, «нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим. 3, 10-12). Поэтому даже молодого священника не удивит скорбный перечень ваших грехов; напротив, его только обрадует ваша решимость бороться с грехом.

В обращении священника к кающимся грешникам есть слова: «Аз же точию свидетель есмь»… Это означает, что не священник прощает грехи, а благодать Божия, действующая в Таинстве Исповеди. И епитимия, которую священник предлагает выполнить кающемуся, это вовсе не наказание за грех, не плата, которую нужно внести, чтобы получить прощение. Это всего лишь посильное духовное упражнение, которое помогает укрепить нравственные силы, необходимые для борьбы с новыми искушениями.

www.eparhia-saratov.ru

Оставить комментарий