Главная / Издания / Врачебная недостаточность

Врачебная недостаточность

Врачебная  недостаточность
10 августа 2011

Ирина Лихоман

МК в Саратове

№33 (728) 10-17.08.2011

Почему саратовцы неделями ждут своей очереди к «узким» специалистам?

Запись на прием к невропатологу, ревматологу, эндокринологу — за месяц вперед, к офтальмологу и урологу — за две недели. Если же врач уходит в отпуск, пациенты вынуждены либо идти к терапевту, который, словно фельдшер на деревне, врачует все  болезни, либо заниматься самолечением. Кто виноват в том, что в саратовских поликлиниках наблюдается острая нехватка докторов?

Больно, мне больно

Саратовчанка Нина СОРОКИНА, проживающая в Заводском районе, уже больше двух месяцев не может попасть на прием к врачу-ревматологу. У семидесятилетней пенсионерки застарелый артроз, один курс лечения женщина прошла в начале весны, но теперь сустав снова дает о себе знать сильными болями. Все попытки записаться в поликлинику к районному ревматологу закончились ничем: сначала врач была в отпуске, потом на больничном, а сейчас запись ведется лишь на последние числа августа. Нога болит так, что Нина Николаевна готова отдать любые деньги и обратиться в частную клинику, вот только все прежние назначения, результаты томографии, УЗИ и лабораторных анализов находятся в поликлинике. На руки их не выдают и даже ксерокопию не позволяют сделать, пока не обратишься лично к врачу. А к ней, как было указано, не попасть, поскольку очередь из больных и озлобленных пациентов такая, что  «чужака» даже к кабинету не пропустят.

Похожая ситуация, особенно обострившаяся летом, во время периода врачебных отпусков, наблюдается во многих районных поликлиниках города. По крайней мере, так говорят сами саратовцы. Но в городском комитете здравоохранения об этой ситуации то ли не знают (до того ли? председатели горздрава меняются каждую неделю!), либо пытаются сделать хорошую мину при плохой игре. Как сообщили в комитете здравоохранения, основной акцент в работе сделан на совершенствовании (?!) амбулаторно-поликлинической помощи, повышении ее качества и доступности для населения города. Оказывается, за последнее время существенно сократились сроки ожидания приема врачей (с 7-10 до 1-3 дней), а ситуация, когда приема специалистов приходится ожидать по 3-4 недели, крайне редка и возможна только в случае отпуска, увольнения, болезни единственного специалиста.
Мы решили проверить заверения чиновников из горздрава. И обзвонили около десяти районных поликлиник. Оказалось, что наиболее популярные и дефицитные «узкие» специалисты в городских амбулаториях — невропатолог, эндокринолог и ревматолог. Что не удивительно — к неврологу идут со всеми недугами, начиная от головокружения и заканчивая межпозвонковыми грыжами, у эндокринологов стоят на учете диабетики, а ревматологи борются с популярными и опасными недугами пациентов пожилого возраста — артрозами и артритами.

В поликлинике № 5 (Заводской район) оказалась длинная очередь к эндокринологу — лишь на конец августа, хотя врач не в отпуске. В 4-й поликлинике приема этого специалиста ждать чуть меньше — около двух недель. В 16-й поликлинике, что в Ленинском районе, дефицитным специалистом является невропатолог — на весь август драгоценные часы приема этого доктора расписаны, и мне милостиво предложили прийти на следующей неделе и записаться на сентябрь. Такая же история в 19-й поликлинике — запись к неврологу на первые числа сентября. В 10-й поликлинике Октябрьского района беда с ревматологом: врач ушел в отпуск, было предложено позвонить ближе к концу месяца и узнать, когда он выйдет. Вопрос о замене доктора во время отпуска был встречен регистратором, мягко говоря, с удивлением.

— Нет, другой ревматолог ушедшего в отпуск не подменяет, если  вам срочно — идите к терапевту, так все делают, — сообщила медицинский работник. 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Татьяна Гроздова, заместитель исполнительного директора по защите прав застрахованных граждан ТФОМС Саратовской области

лавный врач лечебного учреждения обязан обеспечить качественную и доступную бесплатную помощь пациенту и, отпуская специалиста в отпуск, должен найти ему замену, привлечь другого врача по совместительству или договориться с соседней поликлиникой, которая могла бы принять пациентов. С нашей же стороны и со стороны страховых компаний, которые выдают населению полисы ОМС, к таким руководителям учреждений можно применить штрафные санкции, которые впервые введены новым законом о медицинском страховании. От пациента требуется только одно: написать заявление о том, что ему было отказано в помощи — и на лечебное учреждение накладывается штраф в размере подушевого финансирования за счет средст обязательного медицинского страхования, которое на сегодняшний день составляет 4157 рублей.

Эффект подмены

Кстати, практика подмены «узких» специалистов врачами-терапевтами довольно распространена в амбулаториях. Как-то в поликлинике при 10-й городской больнице (бывшая медсанчасть «Нитрона») отсутствующего врача-уролога заменяли те же терапевты. Насколько качественно эти специалисты смогли диагностировать болезни почек и мочевыводящих путей, особенно такие сложные, как пиелонефриты и гломерулонефриты, остается только догадываться.

Интересная ситуация обнаружилась в поликлинике № 20. Выяснилось, что невропатолог сейчас в отпуске, и его никто не заменяет. Кардиолога и ревматолога в амбулатории нет совсем, но с кардиологом вопрос решается довольно профессионально: терапевт выписывает пациенту-сердечнику направление в НИИ кардиологии, где его принимают совершенно бесплатно. А вот с ревматологом сложился довольно забавный расклад.

— Этого специалиста у нас нет совсем, — сообщила регистратор. — Как быть? Просто не знаю. По-моему, мы даже направления в другие поликлиники к ним не выдаем. Хотя позвоните в 3-ю поликлинику, спросите, если ли у них ревматолог и как к нему попасть.

Звонок в поликлинику № 3 ситуации не прояснил. Медработник в регистратуре пояснила, что ревматолог принимает, но возьмет ли он пациента из 20-й поликлиники — она не знает. Как не знает и того, нужно для этого направление из «родной» амбулатории.

— Я ведь в регистратуре сижу, откуда могу знать — примут вас или нет? — возмутилась дама. — Приезжайте, идите к врачу и спрашивайте. Только так, иного пути нет.

Что же касается замены «узких» специалистов врачом-терапевтом, то такого явления, по мнению сотрудников областного минздрава, быть не должно.

— Врач-терапевт никак не может подменять врача-уролога, а также диагностировать и лечить заболевания почек и мочевыводящих путей, поскольку это заболевания хирургического профиля, — высказала свое мнение Белла ЮШИНА, главный внештатный специалист по организационно-методической работе министерства образования Саратовской области. — Этого не должно быть ни в коем случае — каждый специалист должен заниматься своим делом.

По мнению специалиста, проблемы с дефицитом врачей решаются просто: «сердечных» больных, как было сказано выше, направляют в НИИ кардиологии, пациентов с артрозами — в НИИ ортопедии и травматологии или в городской ревматологический центр, который находится при 2-й городской поликлинике (Кировский район). Так же поступают с урологическими и офтальмологическими больными, выписывая им бесплатные направления в глазную клинику или клинику урологии. Другое дело, что главным врачам это просто не нужно. А иные откровенно получают с этого выгоду: не секрет, что в некоторых поликлиниках по записи к врачу можно попасть лишь через две-три недели, а за деньги (те самые пресловутые платные медицинские услуги) — прямо сейчас. Максимум, на следующий день. В среднем консультация лора, окулиста или эндокринолога в районной поликлинике стоит около 200 рублей. Не всякому пенсионеру по карману.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Алексей Протопопов, профессор, проректор по учебной работе СГМУ

Врач-офтальмолог, работая через день в «оптике», получает зарплату 25-30 тысяч рублей. За эти деньги он только проверяет зрение на современном оборудовании и подбирает очки. В районной поликлинике у этого же специалиста зарплата не больше десяти тысяч рублей, а то и меньше, ежедневно огромные очереди, пожилые пациенты с глаукомой, потерей зрения, с вирусными конъюнктивитами, которыми можно заразиться. У нас только разговоры идут о том, чтобы привести уровень зарплаты «узких» специалистов к уровню врачей-терапевтов, на деле ничего нет. Конечно, пока, по моим подсчетам, 70% выпускников нашего вуза идут в различные медучреждения, как частные, так и государственные. Не теряют, так сказать, медицинскую профессию. Но молодые врачи не торопятся связывать свою деятельность с государственной медициной, поскольку зарплаты низкие, а ответственность высокая, плюс огромная бумажная работа, которой становится все больше.

Где узко, там и рвется

Тем не менее в горздраве не скрывают, что нехватка «узких» специалистов имеет место. На сегодняшний день укомплектованность саратовских поликлиник офтальмологами составляет всего 56%, урологами — 55%, онкологами — 42%, дерматовенерологами — 63%, неврологами — 66%, эндокринологами — 71%, ревматологами — 75%. Что и говорить, невеселые цифры, особенно в отношении онкологов, урологов и окулистов. В областном минздраве подтверждают, что потребность амбулаторного звена во врачах-неврологах — 84 человека, офтальмологах — 73, в отоларингологах — 62, педиатрах — 66, терапевтах-участковых — 250.

Куда же деваются узкие специалисты? И почему они не желают работать в амбулаторно-поликлиническом звене, где по отчетам чиновников их зарплата составляет едва ли не  17 тысяч рублей? Видимо, отчеты слишком далеки от реальности, а работа настолько тяжела, что проще уйти в фармацевтические представители, чем работать в системе государственной медицины.

Низкие зарплаты становятся камнем преткновения, отсюда и дефицит молодых докторов. По данным горздрава, в 2010 году в поликлиники города прибыло 48 молодых врачей-специалистов, в первом полугодии этого года всего 16 человек.

— Один из моих выпускников, врач-терапевт поехал работать в Воркуту, — рассказывает Алексей ПРОТОПОПОВ, проректор по учебной работе СГМУ. — Спрашиваю, почему так далеко? Он объясняет: там сразу положили зарплату в 50 тысяч рублей и дали благоустроенную квартиру. Не в будущем, не по ипотеке, а сейчас. Грубо говоря, это можно назвать медицинским «вахтовым» методом.

К слову, в соседней Пензе о притоке молодых докторов в государственное здравоохранение очень заботятся. Врачам, решившим поехать в сельские районы, выделяют квартиру, назначают зарплату 20 тысяч, если специалист рентгенолог или реаниматолог — доплачивают еще 10 тысяч рублей. Подъемные в первый год составляют 100 тысяч рублей, во второй примерно столько же. В Саратовской области единовременные денежные выплаты за первый год работы — 40 тысяч рублей, за второй — 35. Как говорится, почувствуйте разницу.

Будет не удивительно, если при такой ситуации главным лозунгом счастливого будущего российского здравоохранения станет «Помоги себе сам». Поскольку иных перспектив просто нет.

Ирина Лихоман

Оставить комментарий