Главная / Издания / Спаси и сохранись

Спаси и сохранись

Спаси  и сохранись
24 августа 2011

Ирина Лихоман

МК в Саратове

№35 (730) 24-31.08.2011

Ежегодно к телефонным консультантам обращаются около 15 тысяч саратовцев

Телефоны доверия все больше входят в моду, но их функции уже не ограничиваются только консультацией психолога по вопросам несчастной любви или сложных внутрисемейных отношений. Набрав заветный номер, можно пожаловаться на протекающую в доме крышу, задать вопрос по ЕГЭ и даже сообщить о факте взяточничества. Какие беды поверяют саратовцы операторам на другом конце провода?

Я вам звоню, чего же боле…

Как говаривал экс-губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков, запомнившийся жителям области цветистыми фразами, «главная ценность — это доверие населения к власти». Им же и была создана летом 1998 года служба телефона доверия, на который могли обращаться жители области со своими маленькими и большими проблемами. Что было довольно удобно — на прием к главе области не попасть, а звонить каждый день и напоминать о своей проблеме никто не запрещал. Цель созданной службы также была обозначена очень четко: оперативно реагировать на обращения саратовцев, защищать права граждан, помогать в решении сложных жизненных ситуаций.

При нынешнем губернаторе, не особо озабоченном проблемами доверия населения, служба тем не менее продолжает работать. По тому же принципу, созданному тринадцать лет назад. Управление по работе с обращениями граждан правительства Саратовской области каждую неделю предоставляет строгий отчет, чем-то напоминающий сводку с эпидемического фронта во время вспышек гриппа. Цифры, проценты, анализ. К примеру, за неделю с 5 по 11 августа этого года на телефон доверия губернатора поступило около 100 звонков, что составляет 22% от общего числа обращений. Больные места у населения все те же: закрытие сельских школ, отсутствие пандусов для инвалидов, проблемы с водоснабжением и нехватка мест в детсадах. Впрочем, судя по отчетам, лучше всего решается последний вопрос. Как сообщает управление, нашлись места в детских садах № 222, 46 города Саратова и в садиках № 17, 51 города Энгельса. И это не удивительно — выбить несколько мест в детском саду гораздо проще, чем навести порядок с бесперебойной системой водоснабжения в районах или восстановить разбитое дорожное полотно, из-за чего жители станции Паницкая (Красноармейский район) оказались лишены единственного автобусного маршрута.

Есть при правительстве области еще один интересный номерок — так называемый антикоррупционный телефон доверия. На него могут обращаться жители, желающие проинформировать власть о фактах коррупционных правонарушений. Но таких оказалось мало — в 2010 году по номеру позвонил лишь 51 человек, а с начала этого года и того меньше — 24. Вот и разберись тут — то ли коррупции в области стало меньше, то ли саратовцы с ней смирились и сообщать «куда следует» не торопятся. Впрочем, как признались в отделе по противодействию коррупции при правительстве Саратовской области, даже эти звонки не касались взяток. Жители жаловались на рост цен услуг ЖКХ, на сотрудников полиции и опять же — невозможность устроить ребенка в детский сад. По проблеме взяток и коррупции не было ни одного (!) звонка.

На что жалуемся?

Глава города Саратова телефона доверия не имеет. К чему? Ведь на номер прямой линии администрации, работающей круглосуточно, ежегодно обращается более 6 тысяч человек. Традиционно первое место занимают проблемы, связанные с системой ЖКХ (94%). Заявители, как правило, обращаются за помощью в решении вопросов, связанных с ликвидацией аварийных ситуаций. Остальные — вопросы социальной сферы, жилья, пассажирского транспорта, потребительской сферы, образования. Что характерно, половина жалобщиков — пенсионеры. Обратившегося на прямую линию переключают на нужный отдел или специалиста, который фиксирует обращение и дает консультацию.

Но, как признаются саратовцы, особенно те, кто обращался в администрацию по поводу капитального ремонта жилья, получения положенных по закону квартир, пользы от такого телефонного общения еще меньше, чем от письменного обращения в мэрию.
Перед новым учебным годом увеличивается количество звонков и на так называемый школьный телефон доверия, который функционирует при городском комитете образования. Звонки поступают на номер приемной, после чего секретарь переключает обратившегося на специалиста нужного отдела. Как говорят в комитете, особенный наплыв наблюдался перед сдачей ЕГЭ. Впрочем, по телефону можно высказать свои претензии по качеству образовательных услуг или сообщить о нарушениях. Но таких сообщений мало — видимо, саратовцы понимают, что телефонная жалоба вряд ли способна навести порядок в отдельной школе, а вот навредить учащемуся может.

Полицейскому стучат дважды…

Отдельный момент — телефоны доверия правоохранительных органов. Следственное управление Следственного комитета по Саратовской области установило «доверительные отношения» с гражданами осенью прошлого года. Любой житель области, который обладает информацией о совершенном или готовящемся преступлении, может набрать заветный номер. Вот только о статистике звонков и характере обращений в следственном управлении предпочитают не распространяться. Дабы получить несколько цифр, мне сначала было предложено написать официальный запрос, а потом к указанному времени и по выписанному заранее пропуску прийти на беседу о работе телефона доверия. Интересно, что проверка работы «доверительного» номера дала сбой сразу же: позвонив по указанному номеру, я услышала длинные гудки. 

В УВД города Саратова информацию о телефоне доверия  по обеспечению охраны правопорядка и общественной безопасности не скрывают. И рассказывают, что изначально организация телефонной службы планировалась с целью выявить противоправные действия сотрудников милиции. Но постепенно функции были расширены, и сегодня позвонить по номеру может саратовец, ставший свидетелем преступления и ЧП или заметивший подозрительные лица или предметы. Каждый звонок регистрируется и информация по нему проверяется. Однако звонки бывают разные: некоторые горожане интересуются, почему на их участке в глаза не видели участкового, другие жалуются на распивающую возле подъезда пиво молодежь.

На круглосуточный телефон доверия Управления ГИБДД ГУ МВД России по Саратовской области, как правило, обращаются за консультациями: где можно пройти техосмотр, сколько это стоит. Водители и пешеходы высказывают пожелания установить дополнительный светофор или изменить порядок движения на сложных перекрестках и транспортных развязках. Но если учесть тот факт, что до сих пор все развязки и перекрестки остаются в том же состоянии, что и были, суть такой «обратной связи» с гражданами непонятна. Правда, как говорят в ГИБДД, примерно 10% от всех обращений касаются жалоб на незаконные действия сотрудников автоинспекции. Проводится ли по результатам таких звонков «разбор полетов», в ГИБДД не комментируют.

Проверка связи

Но, как указывают специалисты, все-таки телефоном доверия можно назвать лишь анонимную телефонную беседу с квалифицированным психологом, в ходе которой абоненту предоставляется поддержка и необходимая информация. Правда, отследить, помогла ли беседа абоненту, не представляется возможным. Звонки анонимные, и выяснить, удалось ли успокоить человека или же он после консультации полез в петлю, нереально. Все остальное — горячая линия, прямая линия, линия по обращению граждан и т.п. — к доверию и оказанию психологической помощи имеет весьма отдаленное отношение.
Главный саратовский телефон доверия — тот, что сегодня существует при ГУ «Центр социальной помощи семье и детям» и работает уже 23 года. За год поступает примерно 7 тысяч звонков от жителей области, за экстренной психологической помощью (депрессии, суицидальные мысли) обращаются около 500 человек в год. В день специалисты принимают не менее 20 звонков с просьбой о помощи или консультации.

Как рассказывают в центре, одна из основных причин обращений — межличностные проблемы. На втором месте — отношения с детьми. Сами дети и подростки жалуются на страхи, тревоги, отношения с родителями, с противоположным полом, со сверстниками, жалуются на учителей — проще говоря, проговаривают с психологом все те вопросы, которые не могут обсудить в своей семье. В текущем году звонков стало еще больше, и это связано с тем, что с 1 декабря 2010 года саратовские номера подключили к единому общероссийскому телефону доверия.

Кроме этого, для подрастающего поколения дополнительно работают телефоны при саратовском социальном приюте для детей и подростков «Доверие». По словам сотрудников приюта, чаще всего молодежь жалуется на проблемы с родителями, неразделенную любовь, сексуальные проблемы, иногда дети становятся жертвами преступлений. Бывает, что звонят забеременевшие школьницы, которые не могут рассказать родителям о своей беде, а куда обратиться — не знают.

Лечу алкоголизм по телефону

Взрослые нередко обращаются на круглосуточные телефоны доверия, где можно получить информацию по проблемам алкоголизма и наркомании. Как сообщили в областной психиатрической больнице, на районные и городские телефоны доверия в 2010 году поступило более 3 тысяч звонков, за полгода 2011-го — 1408. Основная группа обращающихся к консультантам-психологам (почти 40%) — матери и жены алкоголиков и наркоманов, которые рассказывают о своей беде и интересуются, как и где можно пролечить родного человека. Около 30% жалуются на проблемы в семье, депрессию и суицидальные мысли. Примерно 20% занимают так называемые манипулятивные звонки, когда людям просто хочется поговорить, а не с кем.

Несколько лет назад по вопросам алкоголизма, наркомании, межличностных проблем, зависимости от секты можно было обратиться по телефонам доверия Саратовской епархии. Подобные службы успешно работают во многих российских регионах — Орловской, Архангельской, Нижегородской областях и других. Но в Саратове таких единых номеров нет, правда, каждый желающий может позвонить в епархию, где ему подскажут мобильный священника, способного помочь в решении той или иной проблемы.

Как говорят специалисты, не только телефоны доверия с опытными консультантами-психологами, но даже банальные горячие линии позволяют снять социальную напряженность. Поскольку позволяют человеку выговориться и излить свою проблему, чего бы она ни касалась. Вот только несмотря на «доверительную политику», в Саратовской губернии почему-то продолжается рост суицидов, пограничных расстройств и не поддающихся никакой логике жестоких убийств.

26-37-90, 73-74-73 (круглосуточно) — Центр социальной помощи семье и детям
45-85-17 (круглосуточно) — Центр наркологии при Саратовской областной психиатрической больнице
75-14-00 (круглосуточно) — Саратовский городской психоневрологический диспансер
63-78-44 (с 8 до 17) — социальный приют для детей и подростков «Доверие»
55-18-09 (с 9 до 17) — ГУЗ «Центр-СПИД»
73-47-63 (круглосуточно) — УВД по городу Саратову
75-21-89 (круглосуточно) — ГИБДД по Саратовской области
28-32-83 (с 9 до 18) — отдел по противодействию коррупции при правительстве Саратовской области
28-36-35 (круглосуточно) — следственное управление Следственного комитета по Саратовской области
27-32-81 (с 9 до 18) — телефон доверия губернатора Саратовской области
26-02-49 (круглосуточно) — прямая линия администрации г. Саратова.
 

Ирина Лихоман

Оставить комментарий