Главная / Издания / Ветерок перемен

Ветерок перемен

Ветерок перемен
28 декабря 2011

Дмитрий Чернышевский

МК в Саратове

№1-2 (749-750) 28.12.2011-11.01.2012

Политические итоги года

Под Новый год принято оценивать происшедшее, производить «наказание невиновных и награждение непричастных». Не будем нарушать традицию — вспомним, что уносит с собой уходящий 2011 год в политической сфере.

России повезло — революция отменяется?

Главные политические итоги года связаны с Россией в целом, и их нельзя не упомянуть, говоря о Саратовской области. Я считаю, нам очень повезло, что давно назревавший социальный и политический протест в обществе полыхнул в декабре 2011 г., когда цены на нефть еще высоки, кризис в ЕС еще не накрыл континент с головой и денег у России — полная казна. Урок, который народ дал власти на выборах 4 декабря, случился вовремя — у власти есть средства и возможность осознать свои ошибки и внести изменения в политический курс. Что она и делает. Выступления Владимира Путина и послание президента Медведева недвусмысленно свидетельствуют — урок усвоен. Выводы делаются. Политика меняется. И добились этого не партии, не «агенты влияния» штатовского госдепартамента во внесистемной оппозиции — обычные люди, самоорганизовавшиеся через интернет и заставившие власть считаться с собой. Может быть, страна еще свернет с узкой дорожки к революции, на которую она было сползла в сентябре, на «съезде ослепленных», под овации  толкавших лидеров и себя в пропасть.

Саратовской области — нет

Увы, то, что происходит в Москве, кажется, совершенно не касается нашего региона. Дружными усилиями «ЕдРа» и губернатора, весь год старательно раздувавших конфликт между собой, область 4 декабря загнана в ряды «российской Вандеи», вместе с Северным Кавказом и бабайскими ханствами. Но если на Кавказе, как свидетельствуют социологические опросы, на выборы никто не ходит, а проценты рисуются послушными комиссиями, то саратовцы — ходили. И узнав результаты, сказали много теплых слов в адрес «ЕдРа». Единственное светлое пятно — Балаково, и то лишь потому, что заигравшиеся «доброжелатели» решили «подставить» губернатора и нечаянно организовали там относительно честные выборы. Чего уж хотели оппоненты ПЛИ — не знаю, но получилось у них «как всегда». Над нами смеются — по всем законам социологии не бывает такого. Говоря словами Владимира Жириновского: «Вы что творите?! Разница голосования между регионами — один-два процента!» А не как у нас — 40% в Балакове и 92% в Саратовском районе.

Причина очевидна. Партийные бонзы возомнили, что они такие великие, что сами лучше всех знают, как надо делать выборы. Отмахнулись от профессионалов, забили на мнение народа и — вляпались по самый гондурас. Слова Дмитрия Медведева о том, что в «Единой России» назрели коренные перемены, полностью относятся к Саратовской области. Это и есть главный политический итог года.

Год упущенных возможностей

В экономической политике 2011 год был еще одним упущенным годом. Долги областного правительства уже к апрелю достигли 27 миллиардов рублей и вызвали настойчивые вопросы депутатов областной думы к губернатору, закончившиеся клятвенным обещанием Павла Ипатова не делать новых заимствований и сократить в ближайшие годы долг Саратовской области в два раза. В результате к концу 2011 г. объем государственного долга области вырос до 35 миллиардов. Пример Греции и финансового кризиса в Еврозоне, куда так любит наезжать наш губернатор, его, видимо, ничему не учит. А может быть, Павел Леонидович уже пакует чемоданы и ему все равно, что там с областью, с долгами и населением?

Единороссы много говорили о долгах, но, обладая абсолютным контролем над областной думой, несут солидарную ответственность за них вместе с Ипатовым. По закону, бюджет области формирует правительство, но принимает дума. И отвечать за финансовый дефолт придется тоже вместе. Если в «ЕР» были такие умные, что еще весной забили тревогу о непомерном долговом бремени, почему они в апреле не отправили губернатора в отставку? Побоялись взять на себя ответственность. Да и нет в саратовской «ЕР» сейчас политиков, способных на такие решительные шаги. Не зря ведь публичное лицо партии, самый активный публичный политик «ЕР» 2011 г. — Александр Ландо. Но он уже пенсионер, ему о решительных действиях с властью поздновато думать.

Год волшебных цифр

У губернатора в экономике — все хорошо. Весь год нам вещали об успехах и неуклонном росте всего: от валового регионального продукта до личного благосостояния. Последнее в Саратовской области выросло аж на 120%. Интересно, какой личности — ведь по статистике ПФО, по доходам на душу населения Саратовская область весь год уверенно делит предпоследнее место — 13-е из 14. Между тем именно в 2011 году отставание области стало очевидно даже невооруженному взгляду — достаточно пересечь границу Пензенской области, не говоря уже о Самарской и более отдаленных Орловской, Тамбовской или Белгородской.

Год муниципальных кризисов

2011 год для нашей области был годом муниципальных кризисов. Он начался с «декриминализации» в Энгельсе, от которой спутник Саратова трясло всю первую половину года, продолжался без перерыва — конфликтами в Балашове, Ершове, Пугачеве и достиг карикатурных размеров «мини-ГКЧП» в Петровске, где в противостояние политиканов пришлось вмешиваться полиции и суду. Конфликты продолжаются, губернатор не помнит, где у него какой глава, главы не знают, как им без денег выполнять свои обязанности, в результате страдает вся область. И далеко не случайными на фоне продолжающегося муниципального «кризиса верхов» выглядят массовые беспорядки в Перелюбе, «бунт бессмысленный и беспощадный» — отблеск того, что может ждать районы, если ситуация не изменится.

Год министерской чехарды

В полном соответствии с неуклонным упадком авторитета региональной власти шли кадровые дела на Московской, 72. Министров меняли как перчатки, их перестали узнавать в лицо даже журналисты, не говоря уже о жителях губернии.  Панков, Лебедев, Миронов, Нечаева, Филиппов, Ульянов — кто эти люди? Министра экономики у нас в итоге так и нет — а зачем он при отсутствии экономической политики? Министры здравоохранения и образования такие, что лучше бы их не было. И что самое главное, всем уже все равно, кто там у Ипатова министром будет. Все ждут перемен намного больших, чем отставка очередного начальника управления, по странной прихоти все еще именующегося министром.

Возвращение блудного сына

Однако не все было в политике только по нисходящей. Некоторые события можно расценить без отрицательного знака. Возвращение в регион бывшего губернатора Дмитрия Аяцкова, назначенного ректором Поволжского института им. П.А. Столыпина (прежняя ПАГС), «карьерным ростом» не назовешь. Многие хотят считать это почетной отставкой. Некоторые даже называют ДФ «отработанным материалом». Но на фоне кадрового кризиса, поразившего в губернии не только правительство,  как Аяцкова ни называй — он выглядит бронтозавром из прошлого, одной своей массой подавляющим и затеняющим многих из нынешних «политиков». Аяцков вернулся и ведет себя в своем репертуаре — будоражит и балагурит. Но на его фоне кадровая импотенция многих ветвей власти стала как-то особенно заметной и очевидной.

Меньше грязи

В Саратове в марте прошли выборы в городскую думу. Про­шли тяжело, вызвали много вопросов, но в результате впервые за много лет в городе сложился единый механизм управления, и ответственность за все взяла одна команда. Можно как угодно относиться к Олегу Грищенко, но Саратов стал почище (точнее, тут наконец-то стали более-менее убирать мусор). А городская власть обрела голос и не раз уже пытается показать зубы в схватках за бюджет, без которого ни о каком наведении порядка и развитии говорить не приходится.

Год Лонгина

И уж однозначный плюс как отражение возросшего авторитета духовной власти — «производство» Саратовской архиепископии в митрополию. Когда-то православие на Руси начиналось с митрополии в Киеве. Когда-то митрополитом называли главу Русской церкви в Москве. Теперь владыка Лонгин — митрополит Саратовский и Вольский. Достойный титул у достойного человека. Его взвешенное слово будет особенно важно в наступающем 2012 году — високосном, году «конца света» по календарю майя и, что намного важнее, — очередном пиковом году солнечной активности по Чижевскому.

Что год грядущий нам готовит?

Нового президента — это уже точно. Хотя, вероятно, он будет «старый». Нового губернатора — возможно. Новые времена? Хотелось бы. И желательно без революций и великих потрясений, а также катастроф, которые часто сопровождали годы солнечной активности по Чижевскому. Но сейчас уже многие верят: будущее в наших руках. Измени жизнь вокруг себя — и мир изменится к лучшему. С Новым годом!

Дмитрий Чернышевский

Оставить комментарий