Миллиард для области, закрытие «Саратова», насилие над детьми и бессмертный алкогольный контрафакт
Главная / Издания / Отпевали себя сами

Отпевали себя сами

 
Отпевали  себя сами

10 января 2012     

Подготовил Денис Мастридеев

МК в Саратове №3 (751) 11-18.01.2012

Будущий саратовский святой изгнал из духовной академии будущего гонителя церкви Иосифа Джугашвили (Сталина)

Чуть более года назад, 29 декабря, Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ благословил своим указом празднование Собора саратовских святых. Церковь будет совершать их память в воскресный день, ближайший к 31 августа по старому стилю, 13 сентября по новому. 13 сентября по новому стилю — это день основания Саратова, и в воскресенье, ближайшее к нему, по сложившейся уже традиции отмечается День города.

В утвержденном списке двенадцать человек, среди них два архипастыря, один иеромонах, восемь священников и один мирянин.
— Первоначально подавался на утверждение в Синодальную комиссию более объемный список, в который были включены все святые, чье имя тем или иным образом связано с Саратовом, начиная с царя Федора Ивановича, поскольку Саратов был основан именно при нем, — рассказал нам председатель епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии священник Кирилл Краснощёков. — Но комиссия очень жестко подошла к отбору претендентов. В списке остались только те святые, чьи имена самым тесным образом связаны с Саратовской епархией и не включены в соборы других церквей. Пересечений по требованиям быть не должно — один и тот же святой не должен входить в разные соборы. К примеру, очень почитаемый в Саратове святитель Иннокентий, епископ Пензенский и Саратовский (в его времена епархия была общей) не включен в собор, поскольку входит в собор пензенских святых. Хотя он и наш епархиальный иерей.

Среди священников есть клирики храмов Саратова и из простых сельских приходов. Они шли к своим мученическим венцам по-разному: кто-то служил до последнего дня на свободе (легально или подпольно), а кто-то после закрытия храма работал в миру. Но когда перед ними вставал вопрос: предавать или не предавать — ответ был однозначным, и никакие угрозы, даже сама смерть не могли их поколебать. Кто же они?

Священномученик Гермоген, епископ Вольский, викарий Саратовской епархии, в миру Георгий Долганев в возрасте тридцати двух лет принял монашеский постриг. В 1898 году становится ректором Тифлисской духовной академии. Кстати, именно он изгнал в 1899 году из стен академии Иосифа Джугашвили. 21 марта 1903 года Преосвященный Гермоген получает указ о назначении правящим архиереем Саратовской епархии и управляет ею в самые трудные годы первой русской революции. Однако Святейший Синод тогда был игрушкой в руках авантюриста Григория Распутина, и саратовский владыка, который в конце концов выступил против старца, скоро это почувствовал. В январе 1912 года Гермоген получил Высочайший указ об освобождении от присутствия в Синоде. А 17 января он был отстранен от управления епархией и выслан в Жировицкий монастырь в западном крае. В марте 1917 года собрание мирян и духовенства Тобольской епархии избрало его своим епархиальным архиереем. А 15 апреля 1918 года он был арестован. Еще через несколько дней Гермоген вместе с другими узниками был отвезен в Тюмень. 15 июня вечером его перевели на пароход «Ока». Ночью большевики вывели Гермогена на палубу и, привязав к нему камень, бросили за борт. Несмотря на гранитный камень, останки священномученика оказались на берегу и 3 июля были обнаружены и погребены крестьянином Алексеем Маряновым. Вскоре после того, как большевики были выброшены из Тобольска войсками адмирала Колчака, тело епископа было вынуто из земли и с соблюдением почестей доставлено в Тобольск. В течение пяти дней гроб с телом, которое не выказывало никаких признаков тления, стоял в кафедральном Софийском соборе. Священномученик был погребен в склепе, устроенном в Иоанно-Златоустовском приделе кафедрального собора.

Священномученик Герман, епископ Вольский, викарий Саратовской епархии, на вольскую кафедру был назначен 17 января 1918 года. В сентябре 1918 года в Саратов прибыл председатель Реввоенсовета РСФСР Лев Троцкий, который дал указание председателю Саратовского губисполкома В.П. Антонову-Саратовско­му «подорвать влияние Церкви». Последний приказал арестовать епископа Германа и весь епархиальный совет и провести над ними показательный судебный процесс. После процесса владыка был приговорен к 15 годам лишения свободы с привлечением к выполнению принудительных работ. Вполне вероятно, что это был первый в России публичный процесс над духовенством Русской православной церкви. Дело несколько раз пересматривалось. Но новомученикам не суждено уже было покинуть тюрьму: ввиду наступления войск А.И. Деникина постановлением Саратовской губернской чрезвычайной комиссии, заседавшей 8 октября 1919 года, они были приговорены к расстрелу «за антисоветскую агитацию и как непримиримые враги рабоче-крестьянской власти». По преданию, когда узники узнали о готовящемся расстреле, священнослужители во главе с владыкой совершили в стенах саратовской тюрьмы отпевание самих себя и своих соузников-мирян. Епископ Герман был казнен вместе с протоиереем Андреем Шанским, священником Михаилом Платоновым и 10 мирянами в ночь на 10 октября 1919 года на окраине саратовского Воскресенского кладбища.

Священномученик Михаил Платонов с 1907 года служил в церкви во имя преподобного Серафима Саровского в Саратове. Принимал участие в работе Саратовского православного братства Святого Креста. После Февральской революции 1917 года создал православное общество «За веру», которое после преобразуется в блок «За веру и порядок», целью которого является восстановление православной монархии. Неудивительно, что после революции Михаил Платонов одним из первых в Саратове обращает на себя внимание новых властей. В начале августа 1918 года в Саратове было получено сообщение о казни семьи последнего российского императора. 4 августа в Свято-Серафимовском храме Михаил Платонов совершил краткое молитвенное поминовение убиенного помазанника Божия и сказал слово о гонениях на веру. 24 августа он был арестован районным штабом революционной охраны. О дальнейшей судьбе священника смотрите выше. Вместе с епископом Германом он отпевал сам себя.

Святой священномученик Косма Рыбушкинский родился в слободе Рыбушка Саратовской губернии в 1869 году в крестьянской семье. Прислуживал в местной Христорождественской церкви. После революции решается на жертвенный шаг — подает прошение о принятии священного сана. Был рукоположен во иерея в 1928 году. В 1935 году церковь в слободе Рыбушка была закрыта. Однако отец Косма не прекращал пастырской деятельности: собирал прихожан у себя на дому, совершал богослужения, крестил младенцев. В октябре 1937 отец Косма был препровожден в саратовскую тюрьму. Вскоре было составлено обвинительное заключение на «попа-кулака Петриченко Кузьмы Никифоровича», который «под видом религиозных молебен проводил антисоветскую агитацию». В тот же день заседание судебной тройки при УНКВД по Саратовской области постановило: Петриченко К.Н. — расстрелять. Приговор был приведен в исполнение в Саратове 16 ноября 1937 года. Место погребения мученика осталось неизвестным.

Святой священномученик Дионисий Чиганакский жил в селе Чиганак Аркадакского района и был настоятелем местной деревянной церкви. В 1931 году он был «раскулачен» и выслан в Казахстан. 13 января 1933 года тройкой при ПП ОГПУ по Карагандинской области осужден к ссылке в Сибирь. Период его пребывания в Сибири неизвестен, но в 1937 году он уже священствовал в своем прежнем приходе в селе Чиганак, где 26 октября 1937 года был арестован районным отделом НКВД по обвинению в «систематическом проведении антисоветской агитации, направленной на разложение трудовой дисциплины в колхозе» и в том, что он «клеветал на существующую колхозную систему». Тройкой при УНКВД по Саратовской области 14 ноября 1937 года приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 23 ноября 1937 года в г. Балашов Саратовской области. Место погребения мученика осталось неизвестным. Он стал первым подвижником, официально прославленным в лике святых в Саратовской епархии РПЦ.

Святой священномученик Иоанн Полчаниновский после посвящения в сан священника служил в Свято-Троицком храме села Полчаниновка (сейчас в Татищевском районе Саратовской области). В 1929 году, в связи с начавшимися гонениями, он оставил открытое служение. Безместный священник до самого ареста проживал в городе Новоузенске. В декабре 1937 отец Иоанн был арестован местной милицией по обвинению в «распространении контрреволюционной клеветы о новой советской конституции и руководителях советской власти» и «проведении антисоветской агитации против советской власти» и заключен в тюрьму в Саратове. 10 декабря постановлением тройки УНКВД по Саратовской области священномученик был приговорен к расстрелу. Постановление было приведено в исполнение 15 декабря 1937 года в Саратове, место захоронения осталось неизвестным.

Священномученик Сергий Кудрявцев, был последним настоятелем Крестовоздвиженского храма в Хвалынске. 27 ноября 1937 года был арестован Хвалынским РО УНКВД и препровожден в вольскую тюрьму. На следующий день новомученик был допрошен. Всего по «делу хвалынских церковников» было арестовано 28 человек. 10 декабря 1937 года в заседании судебной тройки при управлении НКВД по Саратовской области двадцать фигурантов дела были приговорены к высшей мере наказания, остальные восемь — к 10 годам лишения свободы. Рядом с именем святого Сергия в смертном приговоре стоит пометка: «Вел к/р высказывания на соввласть, что она притесняет религию». Смертный приговор был приведен в исполнение 15 декабря 1937 года в городе Вольске. В тот же день в Вольске были казнены еще 11 человек, арестованных по «церковным» делам в самом Вольске и селах Вольского округа. Они были погребены в безвестных братских могилах.

Святой священномученик Петр, иерей Павлодарский с 1924 года служил священником в церкви на Воскресенском кладбище Саратова. 25 июля 1928 он был арестован органами ПП ОГПУ по Нижневолжскому краю. Обвинялся в том, что «вел среди верующих антисоветскую агитацию, обвиняя советскую власть в удушении религии и ее служителей». Вскоре из-под стражи освобожден и выслан на жительство в Тверь сроком на три года. По окончании ссылки вернулся в Саратов. 11 октября 1936 года был вновь арестован НКВД по обвинению «в проведении антисоветской агитации» На основании постановления ОСО НКВД СССР сослан на 5 лет в Казахстан, где был вновь арестован 24 ноября 1937 года. 2 декабря 1937 года на заседании тройки УНКВД по Восточно-Казахстанской области было вынесено постановление: «Покровского П. И. расстрелять». Приговор был приведен в исполнение 30 декабря 1937 года. Место погребения осталось неизвестным.

Святой священномученик Николай, иерей Пугачёвский, Павлодарский на служение Церкви вступил в 1908 году. Служил в Пугачеве. 2 октября 1934 года он был арестован Пугачевским РО НКВД за «антисоветскую агитацию среди верующих». Обвинялся в том, что, получив от участника контрреволюционной группы предложение о совместной организованной антисоветской деятельности, не сообщил об этом соответствующим органам власти и укрывал практическую контрреволюционную деятельность группы. Виновным в предъявленном ему обвинении по ст. 58 п. 12 УК РСФСР признал себя полностью. По постановлению Особого совещания при НКВД СССР от 17 марта 1935 года был сослан в Казахстан сроком на три года. 25 ноября 1937 г. святой Николай был снова арестован, а 1 декабря 1937 года на заседании тройки УНКВД по Восточно-Казахстанской области приговорен к 10 годам исправительно-трудового лагеря. Скончался в местах лишения свободы 26 декабря 1938 года.

Святой священномученик Иоанн, иерей Пугачёвский с июня по октябрь 1932 года служил в селе Сулак Пугачевского района. 5 сентября 1934 года он был арестован Пугачевским РО НКВД за «участие в антисоветской организации среди церковнослужителей». По постановлению Особого совещания при НКВД СССР от 17 марта 1935 года отец Иоанн был сослан в Казахстан сроком на три года. После освобождения в церкви не служил, совершал по домам требы по приглашению верующих: крестил, отпевал усопших. Во второй раз был арестован 17 сентября 1941 года. Обвинялся в том, что «проводил среди верующих антисоветскую агитацию, высказывал пораженческие настроения и неизбежную гибель Советов в войне с Германией». 21 декабря 1941 года приговорен к расстрелу. 14 марта 1942 года судебная коллегия, определила заменить расстрел лишением свободы сроком на десять лет. Был направлен в Карагандинский лагерь, где через три дня скончался от пневмонии и истощения.

Святой преподобномученик Нифонт, священноинок Хвалынский, в 1913 году поступил в мужской монастырь в Хвалынске, где вскоре был пострижен в монашество. В 1925 году епископ Вольский Петр назначил его служить в храм в село Березовый Хутор, где он прослужил до дня своего ареста. 28 декабря 1930 года местное отделение ОГПУ направило двух милиционеров в село Березовый Хутор для ареста священника. Однако, арестовав иеромонаха Нифонта, власти не смогли выдвинуть против него никаких обвинений. Сотрудник местного ОГПУ написал: «Связь с местными кулаками не установлена, но те обстоятельства, что к нему ежедневно носили хлеб и молоко, и больше всего приносили зажиточные, и даже дочь выселенного в Северный край кулака Татьяна Шуракина прислуживала ему, пекла хлеб и стирала белье, — заставляют думать, что поп Выблов имел связь с кулацкой частью села...». Допрошенный иеромонах Нифонт виновным себя не признал. 30 августа 1931 года он скончался в сызранской тюрьме.

Святой мученик Александр Хвалынский родился в 1877 году в Курляндской губернии в семье сенатора Антона Людвиговича Медема, занимавшего многие видные государственные посты, в частности губернатора Новгородского. Когда началась гражданская война, Александр Антонович и два его брата отказались поднимать руку на своих. В 1918 году большевики арестовали его и приговорили к расстрелу, но накануне исполнения приговора отпустили домой попрощаться с родными. Утром в город вошли белые. Приговор исполнен не был. Летом 1919 года он снова был арестован и заключен в тюрьму в городе Саратове. Следующий арест был летом 1923 года, а затем в 1928-м. По окончании следствия он был приговорен к лишению права жить в шести крупных городах и поселился в Сызрани. Осенью 1930 года Александр Антонович снова был арестован. В начале 1931 года он был переведен в больничный корпус сызранской тюрьмы, а 1 апреля 1931 года скончался в тюремной больнице от туберкулеза легких.

В этом году к первому празднику Собора саратовских святых была написана соответствующая икона. Растиражирована она была на фабрике «Софрино» и направлена к празднику во все храмы епархии. На ней двенадцать саратовских святых изображены подле Иисуса Христа, Богородицы, Иоанна Крестителя и двух архангелов — Михаила и Гавриила. Собор, по словам Кирилла Краснощёкова, может пополняться и далее. Комиссия по канонизации ведет серьезную работу по изучению архивов репрессированных, изучению жизни претендентов. Процесс канонизации очень сложен, но если это произойдет, то к собору добавится новый святой. Его изображение появится и на общей иконе.

Кроме того, помимо иконы Собора саратовских святых, написаны и иконы на каждого конкретного святого. Распределены они по храмам, связанным с судьбой этих людей при их жизни. К примеру, икона священномученика Михаила Платонова, настоятеля храма Серафима Саровского, сейчас находится в церкви преподобного Серафима Саровского (у Сенного рынка), икона святого Германа, епископа Вольского, находится в Троицком соборе города Вольска, в Рыбушках — икона священномученика Космы Рыбушкинского и т.д. Общий собор празднуется во всех храмах метрополии, но у каждого святого есть и свой день памяти, как правило, это день его мученической кончины. День памяти отмечается в том храме, в котором он служил.

— По устройству церкви каждая епархия во главе с епископом является канонической церковной единицей, своего рода малой церковью. Саратовская метрополия как раз и есть пример малой церкви в составе РПЦ. Собор саратовских святых можно назвать праздником нашей малой церкви, — ответил Кирилл Краснощёков на вопрос, празднуется ли Собор саратовских святых в других епархиях и метрополиях РПЦ. — Святые эти тем не менее почитаются всей Русской православной церковью, а через нее и любыми другими поместными православными церквями, но Собор саратовских святых привязан именно к Саратовской метрополии и отмечается только здесь.

В тексте использованы материалы Саратовской епархии

оставить комментарий
 

Фото

  • 26 февраля

    Ракетки улетают от детей

    Малый теннис заинтересовал правоохранителей. О необходимости приобщать детей к спорту сейчас не говорит только ленивый. Но за словами часто скрываются мотивы не всегда чистые. Даже в детских секциях порой происходит расслоение в зависимости от толщины родительского кошелька. Об одном из таких случаев рассказали корреспонденту «МК» в Саратове». Юрий

  • 26 февраля

    Интернет-культ разрушения

    Саратовских депутатов ужасает статистика секс-преступлений против детей. Стоит заговорить о подростково-молодёжных проблемах, как сразу выплывает сплошной негатив. Детей насилуют, они сами насилуют, суицид среди подростков то падает, то снова растёт, кумиры у молодёжи такие, что оторопь берёт. Корни всех зол всё чаще ищут в интернете и вообще в масс-культуре. Вопрос возможнос

  • 26 февраля

    Течёт река водка

    Саратовцев не могут избавить от контрафактного алкоголя. На днях Союз производителей алкогольной продукции сообщил, что около трети спиртного в нашей стране — нелегальная продукция. При этом ещё прошлой осенью правительство РФ признало, что меры по сокращению потребления контрафактного алкоголя не принесли желаемых результатов. Это говорит о том, что в ближайшее время ч

  • 26 февраля

    Валерий Радаев молодым специалистам: Дерзайте и побеждайте!

    Сегодня, 25 февраля, в здании Саратовского академического театра юного зрителя имени Ю.П. Киселева торжественно стартовал уже пятый чемпионат WorldSkills Russia. Церемонию открытия посетили Губернатор Саратовской области Валерий Радаев, ведущие работодатели и руководители ВУЗов, колледжей и техникумов, участники чемпионата и эксперты WorldSkills Russia. Чемпионат продлится до 2

  • 25 февраля

    Приволжская дирекция по управлению терминально-складским комплексом расширяет спектр услуг для предприятий Саратовской области

    Приволжский филиал РЖД ― Приволжская дирекция по управлению терминально-складским комплексом постоянно развивается и расширяет спектр услуг. Такая политика позволяет компании предложить клиентам множество новых возможностей. Заместитель начальника дирекции по коммерческим вопросам Антон Кравченко рассказал ИА SaratovNews, как сотрудничество с РЖД в области грузовых перево

  • 21 февраля

    Прайм Капитал - лучшие инструменты для трейдера

    Ежегодно число людей, которые начинают подключаться к рынку продажи валют, увеличивается. Это вполне понятно, ведь общий объем торгов за год выглядит достаточно заманчиво. Однако сложность подбора брокера до сих пор для многих остается актуальной. Некоторые трейдеры обжигаются на ненадежных брокерах и теряют энтузиазм к торговле. Новая компания Прайм Кепиталс оказалась популярной у трейдеров.

Система Orphus