Главная / Издания / Отпевали себя сами

Отпевали себя сами

Отпевали  себя сами
10 января 2012

Подготовил Денис Мастридеев

МК в Саратове

№3 (751) 11-18.01.2012

Будущий саратовский святой изгнал из духовной академии будущего гонителя церкви Иосифа Джугашвили (Сталина)

Чуть более года назад, 29 декабря, Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ благословил своим указом празднование Собора саратовских святых. Церковь будет совершать их память в воскресный день, ближайший к 31 августа по старому стилю, 13 сентября по новому. 13 сентября по новому стилю — это день основания Саратова, и в воскресенье, ближайшее к нему, по сложившейся уже традиции отмечается День города.

В утвержденном списке двенадцать человек, среди них два архипастыря, один иеромонах, восемь священников и один мирянин.
— Первоначально подавался на утверждение в Синодальную комиссию более объемный список, в который были включены все святые, чье имя тем или иным образом связано с Саратовом, начиная с царя Федора Ивановича, поскольку Саратов был основан именно при нем, — рассказал нам председатель епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии священник Кирилл Краснощёков. — Но комиссия очень жестко подошла к отбору претендентов. В списке остались только те святые, чьи имена самым тесным образом связаны с Саратовской епархией и не включены в соборы других церквей. Пересечений по требованиям быть не должно — один и тот же святой не должен входить в разные соборы. К примеру, очень почитаемый в Саратове святитель Иннокентий, епископ Пензенский и Саратовский (в его времена епархия была общей) не включен в собор, поскольку входит в собор пензенских святых. Хотя он и наш епархиальный иерей.

Среди священников есть клирики храмов Саратова и из простых сельских приходов. Они шли к своим мученическим венцам по-разному: кто-то служил до последнего дня на свободе (легально или подпольно), а кто-то после закрытия храма работал в миру. Но когда перед ними вставал вопрос: предавать или не предавать — ответ был однозначным, и никакие угрозы, даже сама смерть не могли их поколебать. Кто же они?

Священномученик Гермоген, епископ Вольский, викарий Саратовской епархии, в миру Георгий Долганев в возрасте тридцати двух лет принял монашеский постриг. В 1898 году становится ректором Тифлисской духовной академии. Кстати, именно он изгнал в 1899 году из стен академии Иосифа Джугашвили. 21 марта 1903 года Преосвященный Гермоген получает указ о назначении правящим архиереем Саратовской епархии и управляет ею в самые трудные годы первой русской революции. Однако Святейший Синод тогда был игрушкой в руках авантюриста Григория Распутина, и саратовский владыка, который в конце концов выступил против старца, скоро это почувствовал. В январе 1912 года Гермоген получил Высочайший указ об освобождении от присутствия в Синоде. А 17 января он был отстранен от управления епархией и выслан в Жировицкий монастырь в западном крае. В марте 1917 года собрание мирян и духовенства Тобольской епархии избрало его своим епархиальным архиереем. А 15 апреля 1918 года он был арестован. Еще через несколько дней Гермоген вместе с другими узниками был отвезен в Тюмень. 15 июня вечером его перевели на пароход «Ока». Ночью большевики вывели Гермогена на палубу и, привязав к нему камень, бросили за борт. Несмотря на гранитный камень, останки священномученика оказались на берегу и 3 июля были обнаружены и погребены крестьянином Алексеем Маряновым. Вскоре после того, как большевики были выброшены из Тобольска войсками адмирала Колчака, тело епископа было вынуто из земли и с соблюдением почестей доставлено в Тобольск. В течение пяти дней гроб с телом, которое не выказывало никаких признаков тления, стоял в кафедральном Софийском соборе. Священномученик был погребен в склепе, устроенном в Иоанно-Златоустовском приделе кафедрального собора.

Священномученик Герман, епископ Вольский, викарий Саратовской епархии, на вольскую кафедру был назначен 17 января 1918 года. В сентябре 1918 года в Саратов прибыл председатель Реввоенсовета РСФСР Лев Троцкий, который дал указание председателю Саратовского губисполкома В.П. Антонову-Саратовско­му «подорвать влияние Церкви». Последний приказал арестовать епископа Германа и весь епархиальный совет и провести над ними показательный судебный процесс. После процесса владыка был приговорен к 15 годам лишения свободы с привлечением к выполнению принудительных работ. Вполне вероятно, что это был первый в России публичный процесс над духовенством Русской православной церкви. Дело несколько раз пересматривалось. Но новомученикам не суждено уже было покинуть тюрьму: ввиду наступления войск А.И. Деникина постановлением Саратовской губернской чрезвычайной комиссии, заседавшей 8 октября 1919 года, они были приговорены к расстрелу «за антисоветскую агитацию и как непримиримые враги рабоче-крестьянской власти». По преданию, когда узники узнали о готовящемся расстреле, священнослужители во главе с владыкой совершили в стенах саратовской тюрьмы отпевание самих себя и своих соузников-мирян. Епископ Герман был казнен вместе с протоиереем Андреем Шанским, священником Михаилом Платоновым и 10 мирянами в ночь на 10 октября 1919 года на окраине саратовского Воскресенского кладбища.

Священномученик Михаил Платонов с 1907 года служил в церкви во имя преподобного Серафима Саровского в Саратове. Принимал участие в работе Саратовского православного братства Святого Креста. После Февральской революции 1917 года создал православное общество «За веру», которое после преобразуется в блок «За веру и порядок», целью которого является восстановление православной монархии. Неудивительно, что после революции Михаил Платонов одним из первых в Саратове обращает на себя внимание новых властей. В начале августа 1918 года в Саратове было получено сообщение о казни семьи последнего российского императора. 4 августа в Свято-Серафимовском храме Михаил Платонов совершил краткое молитвенное поминовение убиенного помазанника Божия и сказал слово о гонениях на веру. 24 августа он был арестован районным штабом революционной охраны. О дальнейшей судьбе священника смотрите выше. Вместе с епископом Германом он отпевал сам себя.

Святой священномученик Косма Рыбушкинский родился в слободе Рыбушка Саратовской губернии в 1869 году в крестьянской семье. Прислуживал в местной Христорождественской церкви. После революции решается на жертвенный шаг — подает прошение о принятии священного сана. Был рукоположен во иерея в 1928 году. В 1935 году церковь в слободе Рыбушка была закрыта. Однако отец Косма не прекращал пастырской деятельности: собирал прихожан у себя на дому, совершал богослужения, крестил младенцев. В октябре 1937 отец Косма был препровожден в саратовскую тюрьму. Вскоре было составлено обвинительное заключение на «попа-кулака Петриченко Кузьмы Никифоровича», который «под видом религиозных молебен проводил антисоветскую агитацию». В тот же день заседание судебной тройки при УНКВД по Саратовской области постановило: Петриченко К.Н. — расстрелять. Приговор был приведен в исполнение в Саратове 16 ноября 1937 года. Место погребения мученика осталось неизвестным.

Святой священномученик Дионисий Чиганакский жил в селе Чиганак Аркадакского района и был настоятелем местной деревянной церкви. В 1931 году он был «раскулачен» и выслан в Казахстан. 13 января 1933 года тройкой при ПП ОГПУ по Карагандинской области осужден к ссылке в Сибирь. Период его пребывания в Сибири неизвестен, но в 1937 году он уже священствовал в своем прежнем приходе в селе Чиганак, где 26 октября 1937 года был арестован районным отделом НКВД по обвинению в «систематическом проведении антисоветской агитации, направленной на разложение трудовой дисциплины в колхозе» и в том, что он «клеветал на существующую колхозную систему». Тройкой при УНКВД по Саратовской области 14 ноября 1937 года приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 23 ноября 1937 года в г. Балашов Саратовской области. Место погребения мученика осталось неизвестным. Он стал первым подвижником, официально прославленным в лике святых в Саратовской епархии РПЦ.

Святой священномученик Иоанн Полчаниновский после посвящения в сан священника служил в Свято-Троицком храме села Полчаниновка (сейчас в Татищевском районе Саратовской области). В 1929 году, в связи с начавшимися гонениями, он оставил открытое служение. Безместный священник до самого ареста проживал в городе Новоузенске. В декабре 1937 отец Иоанн был арестован местной милицией по обвинению в «распространении контрреволюционной клеветы о новой советской конституции и руководителях советской власти» и «проведении антисоветской агитации против советской власти» и заключен в тюрьму в Саратове. 10 декабря постановлением тройки УНКВД по Саратовской области священномученик был приговорен к расстрелу. Постановление было приведено в исполнение 15 декабря 1937 года в Саратове, место захоронения осталось неизвестным.

Священномученик Сергий Кудрявцев, был последним настоятелем Крестовоздвиженского храма в Хвалынске. 27 ноября 1937 года был арестован Хвалынским РО УНКВД и препровожден в вольскую тюрьму. На следующий день новомученик был допрошен. Всего по «делу хвалынских церковников» было арестовано 28 человек. 10 декабря 1937 года в заседании судебной тройки при управлении НКВД по Саратовской области двадцать фигурантов дела были приговорены к высшей мере наказания, остальные восемь — к 10 годам лишения свободы. Рядом с именем святого Сергия в смертном приговоре стоит пометка: «Вел к/р высказывания на соввласть, что она притесняет религию». Смертный приговор был приведен в исполнение 15 декабря 1937 года в городе Вольске. В тот же день в Вольске были казнены еще 11 человек, арестованных по «церковным» делам в самом Вольске и селах Вольского округа. Они были погребены в безвестных братских могилах.

Святой священномученик Петр, иерей Павлодарский с 1924 года служил священником в церкви на Воскресенском кладбище Саратова. 25 июля 1928 он был арестован органами ПП ОГПУ по Нижневолжскому краю. Обвинялся в том, что «вел среди верующих антисоветскую агитацию, обвиняя советскую власть в удушении религии и ее служителей». Вскоре из-под стражи освобожден и выслан на жительство в Тверь сроком на три года. По окончании ссылки вернулся в Саратов. 11 октября 1936 года был вновь арестован НКВД по обвинению «в проведении антисоветской агитации» На основании постановления ОСО НКВД СССР сослан на 5 лет в Казахстан, где был вновь арестован 24 ноября 1937 года. 2 декабря 1937 года на заседании тройки УНКВД по Восточно-Казахстанской области было вынесено постановление: «Покровского П. И. расстрелять». Приговор был приведен в исполнение 30 декабря 1937 года. Место погребения осталось неизвестным.

Святой священномученик Николай, иерей Пугачёвский, Павлодарский на служение Церкви вступил в 1908 году. Служил в Пугачеве. 2 октября 1934 года он был арестован Пугачевским РО НКВД за «антисоветскую агитацию среди верующих». Обвинялся в том, что, получив от участника контрреволюционной группы предложение о совместной организованной антисоветской деятельности, не сообщил об этом соответствующим органам власти и укрывал практическую контрреволюционную деятельность группы. Виновным в предъявленном ему обвинении по ст. 58 п. 12 УК РСФСР признал себя полностью. По постановлению Особого совещания при НКВД СССР от 17 марта 1935 года был сослан в Казахстан сроком на три года. 25 ноября 1937 г. святой Николай был снова арестован, а 1 декабря 1937 года на заседании тройки УНКВД по Восточно-Казахстанской области приговорен к 10 годам исправительно-трудового лагеря. Скончался в местах лишения свободы 26 декабря 1938 года.

Святой священномученик Иоанн, иерей Пугачёвский с июня по октябрь 1932 года служил в селе Сулак Пугачевского района. 5 сентября 1934 года он был арестован Пугачевским РО НКВД за «участие в антисоветской организации среди церковнослужителей». По постановлению Особого совещания при НКВД СССР от 17 марта 1935 года отец Иоанн был сослан в Казахстан сроком на три года. После освобождения в церкви не служил, совершал по домам требы по приглашению верующих: крестил, отпевал усопших. Во второй раз был арестован 17 сентября 1941 года. Обвинялся в том, что «проводил среди верующих антисоветскую агитацию, высказывал пораженческие настроения и неизбежную гибель Советов в войне с Германией». 21 декабря 1941 года приговорен к расстрелу. 14 марта 1942 года судебная коллегия, определила заменить расстрел лишением свободы сроком на десять лет. Был направлен в Карагандинский лагерь, где через три дня скончался от пневмонии и истощения.

Святой преподобномученик Нифонт, священноинок Хвалынский, в 1913 году поступил в мужской монастырь в Хвалынске, где вскоре был пострижен в монашество. В 1925 году епископ Вольский Петр назначил его служить в храм в село Березовый Хутор, где он прослужил до дня своего ареста. 28 декабря 1930 года местное отделение ОГПУ направило двух милиционеров в село Березовый Хутор для ареста священника. Однако, арестовав иеромонаха Нифонта, власти не смогли выдвинуть против него никаких обвинений. Сотрудник местного ОГПУ написал: «Связь с местными кулаками не установлена, но те обстоятельства, что к нему ежедневно носили хлеб и молоко, и больше всего приносили зажиточные, и даже дочь выселенного в Северный край кулака Татьяна Шуракина прислуживала ему, пекла хлеб и стирала белье, — заставляют думать, что поп Выблов имел связь с кулацкой частью села...». Допрошенный иеромонах Нифонт виновным себя не признал. 30 августа 1931 года он скончался в сызранской тюрьме.

Святой мученик Александр Хвалынский родился в 1877 году в Курляндской губернии в семье сенатора Антона Людвиговича Медема, занимавшего многие видные государственные посты, в частности губернатора Новгородского. Когда началась гражданская война, Александр Антонович и два его брата отказались поднимать руку на своих. В 1918 году большевики арестовали его и приговорили к расстрелу, но накануне исполнения приговора отпустили домой попрощаться с родными. Утром в город вошли белые. Приговор исполнен не был. Летом 1919 года он снова был арестован и заключен в тюрьму в городе Саратове. Следующий арест был летом 1923 года, а затем в 1928-м. По окончании следствия он был приговорен к лишению права жить в шести крупных городах и поселился в Сызрани. Осенью 1930 года Александр Антонович снова был арестован. В начале 1931 года он был переведен в больничный корпус сызранской тюрьмы, а 1 апреля 1931 года скончался в тюремной больнице от туберкулеза легких.

В этом году к первому празднику Собора саратовских святых была написана соответствующая икона. Растиражирована она была на фабрике «Софрино» и направлена к празднику во все храмы епархии. На ней двенадцать саратовских святых изображены подле Иисуса Христа, Богородицы, Иоанна Крестителя и двух архангелов — Михаила и Гавриила. Собор, по словам Кирилла Краснощёкова, может пополняться и далее. Комиссия по канонизации ведет серьезную работу по изучению архивов репрессированных, изучению жизни претендентов. Процесс канонизации очень сложен, но если это произойдет, то к собору добавится новый святой. Его изображение появится и на общей иконе.

Кроме того, помимо иконы Собора саратовских святых, написаны и иконы на каждого конкретного святого. Распределены они по храмам, связанным с судьбой этих людей при их жизни. К примеру, икона священномученика Михаила Платонова, настоятеля храма Серафима Саровского, сейчас находится в церкви преподобного Серафима Саровского (у Сенного рынка), икона святого Германа, епископа Вольского, находится в Троицком соборе города Вольска, в Рыбушках — икона священномученика Космы Рыбушкинского и т.д. Общий собор празднуется во всех храмах метрополии, но у каждого святого есть и свой день памяти, как правило, это день его мученической кончины. День памяти отмечается в том храме, в котором он служил.

— По устройству церкви каждая епархия во главе с епископом является канонической церковной единицей, своего рода малой церковью. Саратовская метрополия как раз и есть пример малой церкви в составе РПЦ. Собор саратовских святых можно назвать праздником нашей малой церкви, — ответил Кирилл Краснощёков на вопрос, празднуется ли Собор саратовских святых в других епархиях и метрополиях РПЦ. — Святые эти тем не менее почитаются всей Русской православной церковью, а через нее и любыми другими поместными православными церквями, но Собор саратовских святых привязан именно к Саратовской метрополии и отмечается только здесь.

В тексте использованы материалы Саратовской епархии

Подготовил Денис Мастридеев

Оставить комментарий