Главная / Издания / Проезд под давлением

Проезд под давлением

Проезд под давлением
25 января 2012

Станислав Шалункин

МК в Саратове

№5 (753) 25.01-1.02.2012

Саратовцы рискуют потерей здоровья, садясь в маршрутки и автобусы в часы пик…

Пассажирский транспорт становится подобием соковыжималки: видимо, задача одна — набить салоны автобусов телами, чтобы как можно больше выжать денег за одну поездку.

Как всем известно, и даже вполне очевидно, областной центр растет и прирастает жилыми массивами по краям — поселки Комсомольский, Солнечный, Юбилейный. Там поселяются, прежде всего, рядовые горожане, которым доступно жилье по цене спальных районов, кого переселили сюда из ветхого жилья, либо предоставили квартиры по программе «Молодая семья», либо лицам из числа детей-сирот. В общем, окраина густо заселена и заселяется, а значит, возросла в разы потребность поездок из спальных районов в центр и обратно. Особенно туго приходится с возвращением домой после работы или учебы. Народ стоит на остановках, бывает, около часа, политый дождями, продуваемый ветрами, ударенный морозами, и проклинает все и всех за свои транспортные мучения.

И все мимо идут трамваи

Весьма характерный пример — от жителей Солнечного. Январский вечер, около шести. Идет время, идут трамваи, а народ стоит. Трамваи идут мимо, так как началась пересменка. Именно в тот период, когда закончились работа и учеба и к остановке на Кутякова хлынул поток желающих поскорее добраться до дома, трамваи идут в депо — уже 4 вагона. Прошло полчаса. Морозно и ветрено. Студенточки стучат не только каблучками, но и зубами, их пробивает дрожь. А что делать? Стоять насмерть… Стоим. А мимо бегут маршрутки. За все время (а прождал трамвая 40 минут) пробежали две переполненные маршрутки № 73 и два автобусика со стоячими местами маршрута № 8. Один не остановился, другой был переполнен так, что совсем уж под завязку удалось втиснуться лишь троим.
Что удивляет и, безусловно, возмущает, так это, прямо скажем, негуманное по отношению к горожанам расписание наших городских «поездов». Почему у трамваев заканчивается смена именно тогда, когда начинается самая работа для перевозчиков?

Неужели изменение графика потребует колоссальных денежных средств и электроэнергии, прочих расходов? После того как расправились с маршрутом № 12 — рельсы вон и с глаз долой с Большой Горной! — пассажиры надеялись, что с маршрутом № 11 не будет проблем. Вагоны и их вожатые перейдут на 11-й трамвайный маршрут и без труда будем добираться холодными вечерами домой… Но все осталось по-прежнему. Обидно… И, разумеется, возникает версия: а не сокращают ли электротранспорт вообще и в часы пик в частности для того, чтобы под завязку набивать маршрутки? Хотя автобусы набиты телами и кажется, что прибыль у автобусников и ныне велика от таких перевозок.

Теловозки на дорогах Саратова

Маршрутки, набитые телами, — явление для Саратова обычное. Насколько такой порядок законен? Об одном из обстоятельств уже говорилось. Большое скопление проживающих на окраинах областного центра и явная нехватка транспорта в часы пик. Но только ли желанием горожан поскорее добраться домой, причем сразу после работы или учебы, объясняется давка в маршрутках? Вот в чем вопрос.

За тем, как набивает и утрамбовывает пассажиров сам водитель, я наблюдал в маршрутке № 8. Отъехала маршрутка от остановки «Кутякова» еще со свободными местами, но через одну остановку сидячие места были заняты, а водитель, приподнимаясь со своего кресла, настойчиво просил стоящих граждан проходить «взад». Люди роптали, но потихоньку уплотнялись. Несмотря на то что к Сенному стоящие были плотно прижаты друг к другу, водитель продолжал утрамбовывать. Народ просто один в другого входил — сумками, рюкзаками и прочими частями собственного тела. Не разомкнешь. Но водитель продолжал тормозить на остановках, открывая двери, даже если его об этом и не просили. Поднимаясь к Навашина по Танкистов, водитель стал нервничать по поводу того, что кто-то не заплатил. Ему было наплевать, что пассажиры не могли руки поднять и вообще производить какие-либо движения в поисках кошелька, извлечения из него денег. Но все-таки деньги передавали. В основном те, кто уже заранее приготовил мелочь. И таких, по моему наблюдению, было больше. Тем более что на табличке в салоне было указано, что мест стоячих — семь. А водитель утрамбовал тел двадцать. Так что, если кто и не заплатил, то водитель не внакладе. Переплата за проезд одного рейса была очевидна. Тем не менее водитель начал ругаться и жаловаться на горькую долю, на большой план и сообщил, что на этом маршруте их только трое и осталось. Но не разжалобил, деньги не посыпались ему от прижатых, слепленных тел. Тогда водитель пошел на крайние меры: стал грозиться, что вообще не поедет дальше. А чтобы мы поверили в серьезность его намерений, сбавил скорость до похоронного шага. Это выглядело издевательством, пыткой. Люди стояли на одной ноге с придавленными внутренностями, им бы скорее до Солнечного до­ехать и вздохнуть полной грудью, а водитель замедлил ход. На мое напоминание о семи стоячих местах водитель отреагировал бурно, но невнятно. На просьбу назвать фамилию ответил отказом. Тогда я позвонил в пресс-службу министерства транспорта и уточнил номер телефона горячей линии — 240-240. Но нужен был номер машины, а где он? Не видать из окна, а выйдя в темень, не смог разглядеть.

Тариф на вежливость дорожает

Безусловно, есть нормальные водители, профессионалы. А если не повезло? Ну как защитить пассажиру свои права? Да и кому захочется, оставшись в живых и видимой невредимости, тратить время на дальнейшие разборки? Однако сам факт перевозок горожан, как неких малоодушевленных тел, вряд ли стоит замалчивать. Да и захотелось уточнить слова водителя о плане, его сетования на горькую жизнь. Оправданий, по моему мнению, грубого перевоза пассажиров, нет, но откуда происходит подобное желание во­зить штабелями жителей спальных районов, знать хотелось бы. Ведь везут в таком уплотненном состоянии не несколько минут, а час и более. Если похоронным шагом… Да и когда в Солнечный начнут возить и через СХИ (пока возят через весь Ленинский район, иногда время поездки 1,5-2 часа) на полноценных автобусах?

В транспортном управлении меня обнадежили, что в их планах пересадить пассажиров из малого транспорта в большой. Но дождемся ли реализации задуманного? Кстати, там же я узнал, что незаконно заполнять салоны сверх установленного числа пассажиров.
Связавшись с руководителем «Икартранс», который и обслуживает маршрут № 8, я услышал от Дмитрия Владимировича ЛЕКСИНА, что, во-первых, тот водитель уплотнял и собирал не по причине большого плана, а из-за жадности. Дмитрий Владимирович был возмущен (так мне показалось сквозь телефонную трубку) этим фактом, ведь машины от такой эксплуатации ломаются. Но он также попросил номер машины, так как вычислить по дате и времени перевоза водителя нельзя. Либо не захотел. Хотя информацию о наличии плана, да такого, что бедные водители вынуждены забивать телами салоны, Лексин не подтвердил и даже отрицал. Однако он сообщил, что предприятие работает в минус, так как перевозка пассажира, ее себестоимость возросла до 18 рублей. И напрашивается мнение, что поскольку перевозка по установленным тарифам не дает дохода, то вот и вынуждены возить не семь стоячих пассажиров, а 40 лежачих. Ну, конечно, сказано в преувеличенном значении. Но действительно может и до такого дойти, если пустить данную проблему на самотек или самоход. Ведь известно, что перевозчиков (не крупных, а индивидуальных) обманывали с выплатой компенсаций за перевоз льготников. Они возят, например, участников войны, а им выпадающие доходы не платят. Дороги тоже оставляют желать лучшего, а плохие дороги — это частые ремонты машин. Опять не доход, а убыль у перевозчиков. И водителями приходят работать не лучшие. С них вежливости и культуры, понимания, что они возят людей, а не сено, можно ждать годами и не дождаться. Приходят механизаторы, как сказал мне Дмитрий Владимирович, поработают и отсеиваются…

Конечно, вежливость ныне в цене. Редкость. За нее надо платить, как в ресторане. Но вот сами водители подумали бы: а возят-то они кого, разве не себе подобных? Разве у врачей или учителей или иных представителей городских структур нет проблем с финансами? Но ведь тот же водитель, не получив вовремя нужной справки в УК либо ночь отдрожав в своей квартире, решив защитить свои права на достойное своевременное обслуживание теплом и горячей водой, получит отпор, грубость, плевок в лицо, — он разве не вспомнит о справедливости, о том, что нужно считаться с человеком, с любым, независимо от статуса?

Естественно, вопрос перевозки жителей саратовских окраин, число которых значительно возросло и растет ежемесячно, не решается лишь перевоспитанием механизаторов и повышением тарифов. Но складывается впечатление, что вообще этот вопрос и не стоит на повестке дня, власть не озаботилась тем, как, какими транспортными средствами перевозят горожан, которые волей обстоятельств обречены жить на краю областного центра. Впрочем, жить-то там экологически даже безвредно и комфортно, но только трудно совмещать жизнь на краю Саратова и работу либо учебу в центре. И трудно сдержать гнев или брань в адрес неумелых руководителей, которые позволяют, чтобы в областном центре маршрутки и автобусы стали теловозками, из которых ежедневно раздается народная хула. Кому-то выгодно провоцировать недоброе отношение к властям всех уровней?

Там, за рекой

Кстати, ежевечерние проблемы у пассажиров возникают не только в Саратове. То же самое случается и в Энгельсе. Там наиболее «отличается» маршрут № 267 (Ярмарка — Анисовка). Транспорт по нему должен ходить с интервалом в 12 минут. Но реально народ на конечной в центре Энгельса выстаивает вечером порой в три-четыре раза дольше. Единичные случаи превратились в систему. Диспетчеры в лучшем случае говорят — ждите. Могут проблему списать на закрытый железнодорожный переезд, зная, что основная причина не в нем. Бывает, увидят толпу напротив своих окон, долго ждущую маршрутку, — выделяют свободную машину. Сейчас такого нет. И стоят люди по часу на морозе. Отойти погреться нельзя — вдруг «газель» наконец-то подъедет. За примером далеко ходить не будем. Так было в минувшую пятницу. Народ анисовский, который все-таки дождался маршрутку, уехал к себе (а туда больше ничего не ходит) только в 20.30. С выходных на маршруте поменялся перевозчик, то есть хозяин. Все повторилось. Пассажирам, около часа вымерзающим на улице, подали маршрутку (последнюю) опять только к половине девятого. Данные свидетелей — пассажиров маршрута № 267 — находятся в редакции. Впрочем, такой корявый график перевозок должен фиксироваться диспетчерской. Там должны обладать и информацией, так когда же будет маршрутка?! Поэтому на горячей линии министерства транспорта саратовского правительства дают телефон энгельсской центральной диспетчерской службы (ЦДС) — (8-845-3) 56-81-81. И просят пассажиров 267-го: если вам в ЦДС не помогут уехать, звоните напрямую на горячую линию минтранса – 240-240. От себя добавим: и только потом проклинайте «партию и правительство». И грозитесь на предстоящих выборах проголосовать «как надо».

Станислав Шалункин

Оставить комментарий