Главная / Издания / Вынос запредельный

Вынос запредельный

Вынос  запредельный
14 февраля 2012

Станислав Шалункин

МК в Саратове

№8 (756) 15-22.02.2012

Жителей частных домов Ершова обязывают выносить электросчетчики… на свежий воздух, под дождь и ветер

Кажется, в губернии началась еще одна жилищно-коммунальная акция — перенос приборов учета электроэнергии из помещений на фасады домов, а то и вовсе на столбы. Пробный камень «реформирования» с явными признаками маразма брошен в потребителей из Ершова.

И, думается, если не остановить сей процесс, то и жителей частных домов Саратова ожидает та же участь: лазать по фасадам и столбам, чтобы снять показания своих электросчетчиков. Дурные примеры, как известно, заразительны.

Ершовские пенсионеры ошарашены

В редакцию с письмом обратились семьи Косолаповых, Яшкиных и Пиштановых. Пенсионеры, жители частного сектора, написали нам, что «Ершовская городская электросеть заставляет при смене счетчиков покупать новые, а также кабели и выносить приборы учета электроэнергии на границу балансовой принадлежности (поставить счетчики на фасады домов), при этом заменить вводный кабель от опоры до приборов учета. Мы спросили: «А если кто-то разобьет счетчик?» Нам ответили: «Поставите другой». Кстати, был звонок по этому же поводу и из Энгельсского района. Действительно, мало ли что может случиться с прибором? Хулиган собьет, лед свалится с крыши, молния ударит, да и просто летний дождь пройдет и замкнет что-нибудь. Внешнее воздействие сил природы сильно. А все ли приборы приспособлены к тому, чтобы работать на свежем воздухе? Так же быстро он будет крутиться на тридцатиградусном морозе, как и на летнем солнцепеке? Не успеешь купить счетчик, как он перестает отсчитывать кВт/час, даже находясь в комнатных, тепличных условиях. А ведь ныне приборы стоят дорого. Для пенсионеров и малоимущих граждан 600-800-1000 рублей весьма крупные суммы. И почему они должны будут, покупая часто счетчики, увеличивать прибыль продавцов и выручку организаций, которые за установку приборов тоже берут немалые деньги? Да и многим потребителям пришлось испытать на себе прелести обслуживания в сфере ЖКХ. Надо идти и подавать заявку, ждать прихода работника электросетей, который составит акт. Затем вызывать мастера. Ждать, платить за работу, потом опять ждать прихода из электросетей, чтобы составили акт, поставили пломбу. И за то время, которое может растянуться на несколько недель, жители обязаны платить по нормативам потребления, то есть переплачивать. Ведь в основном при «нормативной» оплате потребители зачастую платят некоторую долю услуги, которую они фактически не получали.

Может, цель перестановки счетчиков лишь в том и заключается — выбить из карманов потребителей деньжат? Дать возможность получить доход торговцам приборами, организациям, которые оказывают услуги по установке электросчетчиков? Во всяком случае в этой акции никаким образом и боком не просматривается забота о населении, рядовых потребителях.

А им очень хочется знать, за что, собственно, страдают?

Инспекция умывает руки

Видимо, находясь в заблуждении, считая, что государственная жилищная инспекция области наделена полномочиями контроля, надзора за действиями поставщиков и исполнителей услуг, мы обратились к ее начальнику Виктору Цопину с просьбой ответить, правомерны ли действия Ершовской электросети? Какие законы и нормативные акты закрепили требования об установке либо переносе электросчетчиков с насиженных за целый век мест на фасады домов? А также просили разъяснить: имеют ли право собственники отказаться от учета фактического объема потребления и платить по нормативам, сославшись на то, что у них нет средств на закупку и установку счетчика, кабеля и нет сил выходить на улицу, чтобы записывать показания электросчетчиков?

Однако, несмотря на то что официальное письмо в адрес редакции поступило, ответов на наши вопросы господин Цопин не дал. Цитируем: «В рамках исполнения обязанностей ОАО «Облкоммун­энерго» наряду с ОАО «Саратов­энерго» определяет порядок проектирования, монтажа, приемки в эксплуатацию, технического облуживания и эксплуатации приборов учета, используемых в целях определения обязательств потребителей, а также порядок снятия показаний и расчета на их основании объемов принятой (отпущенной) электрической энергии. Кроме того, ОАО «Облкоммунэнерго» обязано за счет потребителей производить установку, замену в случае выхода из строя, истечения срока эксплуатации или срока государственной проверки, а  также обслуживание (проверку, калибровку, замену) приборов учета электроэнергии».

Так «ответил» начальник жилищной инспекции на вопрос, имеют ли право заставлять собственника переносить свой счетчик на фасад дома? Да, за счет собственника «Облкоммунэнерго» обязано производить установку, замену, но где его право указывать собственнику место переноса? Как вписывается «фасад» в рамки исполнения своих обязанностей ОАО «Облкоммунэнерго»? И каким законом установка на фасадах закреплена?

А вот еще цитата: «Как указано в п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказанию этих услуг, место физического соединения энергопринимающего устройства (электрической установки) потребителя с электрической сетью является точкой присоединения к электрической сети, в которой определяется фактически принятое потребителем количество электроэнергии».

Но ведь внутренняя стена дома  вполне является (век целый признавалась местом нахождения электросчетчиков!) местом физического соединения, а значит, и точкой присоединения, «в которой определяется фактически принятое потребителем количество электроэнергии».

Но нет ответа. Зато непонятно, почему господин Цопин напомнил, что «до 1 июля 2012 года собственники домов обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета». Это что, ответ на вопрос, имеют ли граждане право отказаться не от установки счетчиков вообще, а от установки их на фасадах? И только в случае упорства электриков платить по нормативам? Ну так и ответьте, господин начальник, прямо на конкретный вопрос.

Выдумка посредника?

Поскольку, судя по ответу из жилищной инспекции, хотя поставщиком электричества в дома наших ершовских читателей является ОАО «Саратовэнерго», коммерческий учет в качестве посредника ведет ОАО «Облкоммунэнерго», то к нему и обратились с теми же вопросами. Ответил нам тогдашний руководитель Дмитрий Романов. Ответил весьма туманно. Например, сообщил, что «Облкоммунэнерго» обязано ежемесячно «формировать объем электрической энергии и предоставлять его в ОАО «Саратовэнерго», при этом количество переданной электроэнергии корректируется на величину технических потерь от места установки приборов учета у потребителей до границы сетей ОАО «Облкоммунэнерго».

Но значит ли это, что теряется электроэнергия именно на фасаде дома? И поэтому-то нужно счетчик туда ставить? По-моему, в такую возможность поверит только сам Романов и те, кто готовил ответ. Если электроэнергия и теряется, то способом элементарного воровства, причем в крупных объемах. Так и хочется сказать: оставьте пенсионеров в покое и ищите утечки в других местах присоединения, несанкционированного подключения!

А какова фраза, что обязанность «Облкоммунэнерго» приводит к возникновению спорных ситуаций?! Да неужели именно пенсионеры бунтуют у своих дверей и в дом не пускают проверяющих соответствие показаний счетчиков с теми, которые ветераны указали в платежках? Неужели будет проще снимать показания с фасадов? А для чего держат во дворах собак, предупреждая на табличках, прикрепленных к калиткам, об осторожности по причине их злобности? Да и много вариантов не пускать во двор проверяющих. Но вряд ли пенсионеры когда-либо отличались злобностью к электрикам.

Вот еще цитата из ответа: «Требование работников филиала «Ершовские городские электрические сети» об установке прибора учета на фасаде дома обосновано также п. 88 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, согласно которому определение объемов поставленной электрической энергии осуществляется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутри домовых электрических сетей, которая находится на опоре линии электропередачи, но в этом случае сложнее обеспечить сохранность прибора учета. Кроме того, в случае выноса прибора учета на фасад дома контролеру ОАО «Облкоммунэнерго» не требуется проходить в помещения жилого дома, что также дает положительный эффект и снижает напряженность в отношениях с гражданами». Разумеется, мы изучили п. 88 тех положений. Там нет ни слова об обязательном нахождении приборов учета на внешних стенах жилых домов, а не внутри их.

Спасибо Романову, который хотя бы признался, что «отказ гражданина от установки прибора учета на фасаде дома не может служить основанием для отключения жилого дома, при неисправности прибора учета граждане могут оплачивать потребляемую электроэнергию по установленным нормативам».

Но тут же — угроза, что если не захотят собственники переносить прибор на фасад и будут оплачивать по нормативам, то ОАО вынуждено будет «установить приборы учета на опорах линий электропередачи, приобретая их за свой счет, и передать их гражданам в момент вступления в силу указанного выше федерального закона № 261-ФЗ по фактически сложившейся стоимости, которую граждане будут обязаны компенсировать».

Впрочем, вполне допускаем, что наши читатели и мы вместе с ними ошибаемся, и на самом деле только фасад — единственное место, где точно учитываются потери. Согласно ответу Романова, «в ОАО «Облкоммунэнерго» существует в среднем двухнедельная очередь на установку приборов учета на фасадах домов».

Если очереди не образовались из тех, кому не включают свет в домах, пока не появятся приборы на их фасадах, то рады за этих граждан, цитирую ответ, «понимающих необходимость такой вынужденной меры и не имеющих намерений к хищению электроэнергии». Но разве достойно для такой уважаемой организации оскорблять пенсионеров, не понимающих вынужденной необходимости, своим подозрением в желании этих людей похищать электроэнергию? Мы всего лишь выступаем за право собственника самому решать, где ему требуется поставить счетчик. И только.

С чем, собственно, и согласились в ОАО «Саратовэнерго». Его пресс-служба нам подтвердила, что поставщик электроэнергии не имеет никакого отношения к данной «фасадной» акции. Никаких особых потерь электроэнергии между стенами внешней и внутренней нет. Отсюда нет необходимости в переносе счетчика за пределы жилья.

В «Саратовэнерго» обратили наше внимание на п. 7 «Правил предоставления коммунальных услуг», где сказано, что собственники жилых домов вносят плату исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. И почему такой границей не может быть внутренняя стена жилого дома?

Согласно п. 139 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», разъяснили нам в «Саратовэнерго», владелец объекта, на котором установлен данный прибор учета, обеспечивает его сохранность, целостность и обслуживание. В случае установки прибора учета в жилом помещении его сохранность, целостность и обслуживание обеспечивает собственник (наниматель). А согласно п. 4.2 договора, являющегося публичным, сохранность прибора учета определяется отсутствием следов порчи, повреждения корпуса или его внутреннего оборудования, а также сохранностью пломбы и значка маркировки. При выносе приборов учета на фасад здания возрастают риски нарушения данного пункта договора.

Таким образом, можно только посоветовать ершовским читателям и всем, кому посредники рекомендуют переставить счетчики на фасад домов: если вы не хотите стать нарушителями договора энергоснабжения, держите приборы учета дома. Меньше риска. Мало ли кто сорвет пломбу и мало ли какая льдина вдруг повредит корпус. Вам же придется отвечать и платить.

Станислав Шалункин

Оставить комментарий