Главная / Издания / Кристально-чешский тренер

Кристально-чешский тренер

Кристально-чешский  тренер
15 февраля 2012

Денис Кравченко

МК в Саратове

№8 (756) 15-22.02.2012

Почти два месяца с саратовскими хоккеистами работает наставник из дальнего зарубежья

Приход в «Кристалл» чеха Яна Захрлы стал неожиданностью. Можно сказать, даже сенсацией. Известно, что в саратовском клубе с деньгами далеко не все гладко, а тут — иностранец, который априори должен обходиться недешево. Однако Захрла оказался человеком не меркантильным. Он может говорить о чем угодно: о хоккее, истории, географии, погоде… О деньгах — только если задан конкретный вопрос. И причину нынешних неудач команды видит в первую очередь не в финансовых проблемах (зарплату в клубе, как всегда, задерживают, премий нет вообще), а в недостатке опыта и мастерства подопечных.

О команде и лиге

— Ян, в последнее время «Кристалл» начал побеждать на выезде. Похоже, команда приняла вас, прониклась вашими взглядами на хоккей?

— Мы пока выиграли на выезде всего два матча, на один из которых я не попал — в город Саров, как я понял, запрещен въезд иностранцам. Эти победы — плоды кропотливой работы на тренировках. Мы много работаем над тем, чтобы все ситуации доигрывать до конца, хотим из любого момента выжать гол. Иногда это получается.

— В ряде матчей при вас игроки «Кристалла» очень мало удалялись. Дает себя знать работа по укреплению дисциплины на льду?

— С игроками надо работать не только на льду. Порядок должен быть везде — в раздевалке, в быту. Порой ребята действительно играли строго и корректно, не давая сопернику шанса реализовать большинство. Игра в неполном составе отнимает силы, которых потом может не хватить в ключевой момент.

— Вы начинали сезон в другом аутсайдере ВХЛ — «Титане» из подмосковного Клина. Какая из команд выглядела потенциально сильнее — он или «Кристалл»?

— В Клину проблема была в том, что состав сформировался перед самым стартом сезона. В нем больше игроков, которые прошли сильную школу ВХЛ и даже КХЛ. Но команда при мне сложиться не успела. В Саратове ребята больше играют коллективно, у них ярче желание чему-то научиться в хоккее. Наверное, это и есть более высокий потенциал.

— Вам нравится российская высшая лига?

— Некоторые матчи я смотрел, как зритель на трибуне, и очень радовался. Ребята бегали туда-обратно, хотели играть в хоккей. Но при этом допускали такие тактические ошибки, которые надо смотреть на видео. Так играть нельзя. Беготня не принесет результата. Надо уметь останавливаться, играть строго. Это — профессиональное отношение к делу. В ВХЛ я вижу, что такое отношение тренеры как раз и стремятся привить своим командам.

Об игроках и деньгах

— Недавно из «Кристалла» ушли лидеры: защитник Евгений САПОЖКОВ и нападающий Семен КОКУЕВ. Без них команде стало намного тяжелее?

— У нас есть другие игроки, которые должны взять на себя ответственность за команду, за результат, показать молодежи дорогу, по которой идти. Хоккей — маленькая жизнь, а в жизни незаменимых не бывает. Лидеры, конечно, нужны, но я считаю, что результат делает команда. В истории хоккея есть много случаев, когда обилие ярких звезд не приносило побед. Если же на льду работают все вместе — и лидеры себя проявят. Каждый игрок в команде должен исполнять свою роль. Как говорят в России, кто-то играет на рояле, кто-то его носит.

— Вы хотели бы видеть в «Кристалле» своих соотечественников?

— Мы с руководителем «Кристалла» вопрос приглашения чехов не обсуждали. Иностранец, который приедет, должен быть лучше местных, но в Чехии, как и в России, все хорошие игроки сейчас под контрактами. А зачем нам те, кого выгнали из другой команды? По этой же причине мы почти не усилились в конце дозаявочного периода. Сами не хотели отдавать хоккеистов, признавая этим, что в плей-офф не попадем. Тренеры хотели выигрывать, руководство, команда, болельщики, спонсоры. Соперники, которые борются за попадание в плей-офф, своих хороших хоккеистов тоже не отдавали.

— Что можете сказать о молодых воспитанниках саратовского хоккея?

— Мы подключили к тренировкам пятерку ребят из второй команды, но использовать их в играх пока не спешим — хоккеисты не готовы. Из молодежной лиги в ВХЛ сразу перейти сложно. К сожалению, я не могу назвать фамилии этих парней. Их лучше знают мои помощники.

— На днях «Кристалл» лишился даже теоретических шансов на попадание в плей-офф. Не боитесь, что теперь команда будет просто доигрывать сезон? Как будете настраивать хоккеистов на полную самоотдачу?

— Будем, как и раньше, готовиться к каждому матчу, чтобы выигрывать. Очки нам по-прежнему нужны. К тому же каждый хоккеист должен понимать: на этом неудачном сезоне жизнь не заканчивается. Мало ли кто может сидеть на трибунах. Вдруг это селекционеры других клубов, от которых зависит будущий контракт. Да и соперники у нас неплохие, можно им понравиться и получить приглашение. С другой стороны, и я хотел бы видеть прогресс своих подопечных, их желание, мастерство. Ребята должны показывать себя в каждом матче, ведь и в «Кристалле» место никому не гарантировано.

— Вы уже получали зарплату в «Кристалле»?

— Да, получил. Знаю, что в других клубах тренерам платят больше, но особенно об этом не думаю. Для меня главное — возможность работать, реализовывать себя в любимом деле.

— Правда, что заработки в российском хоккее намного выше, чем в чешском?

— И в России, и в Чехии условия контрактов сильно отличаются друг от друга. В обеих странах есть хорошие команды, в которых платят очень хорошие деньги. Но если сравнивать оплату труда во вторых эшелонах чемпионата Чехии и России, то у вас она действительно выше. В Чехии средний заработок хоккеиста — 60 тысяч крон, то есть около трех тысяч долларов. Слышал, что в России в целом ряде клубов условия лучше в разы.

О городе и семье

— Вы уже обжились в Саратове?

— Мне очень понравился ваш бульвар (проспект Кирова.Авт.). Там хорошие магазины, кафе, куда захожу выпить две-три чашечки капуччино, съесть тортик, почитать газеты. Сижу часа два-три — и иду домой. Прогулялся по замерзшей Волге. Красиво, но очень холодно.

— Можете пойти в кафе с хоккеистами?

— Почему нет? Мы — одна команда. Что главный тренер, что игроки, что врач. Вне хоккея мы равны, мы должны уважать друг друга. Если у ребят проблемы в быту, они должны сказать об этом, я пойму и учту. Другой пример. После победы над «Ермаком» я купил игрокам по банке пива. Посчитал, что должен таким образом отпраздновать свою первую победу. Ничего в этом страшного нет, хуже, если он после матча пойдет в бар и там выпьет, сколько захочет, и придет на тренировку неготовым. От одной банки беды не будет. Я стараюсь ребятам доверять. Но до первой ошибки. Если вижу, что они злоупотребляют доверием, закручиваю гайки. На работе тренер — генерал, он определяет, как надо работать, он отвечает за результат.

— Ваши родные уже побывали в Саратове?

— Да. В конце декабря я ездил домой. К сожалению, не успел на главный в Чехии праздник — Рождество. В этот день все семьи собираются дома и отмечают. А мы 24 и 26 декабря играли на выезде... Так что, как россияне, сконцентрировался на Новом годе. В Чехии в этот день принято ходить в гости. Вот я и пообщался с родителями, друзьями, бабушкой. Потом мы вместе с женой Моникой приехали в Саратов. Сейчас она уже дома — у нас был большой выезд, ей было бы скучно одной. Больше в этом сезоне Моника не приедет. Зато через недельку жду родителей. Хочу показать им город, сводить в цирк — в Саратове сейчас гостит цирк Юрия Никулина. Было бы интересно посетить хоккей с мячом — говорят, у вас хорошая команда. Для меня эта игра в новинку, ведь в Чехии знают только один хоккей — с шайбой. Хочу также увидеть женский волейбол. Там, слышал, тоже интересно. И не так холодно, как на открытом стадионе.

— Вас уже узнают на улицах?

— Иностранца во мне выдает шапка с надписью «Чешская студенческая сборная». Иногда люди спрашивают, откуда я. Рассказывают, что в Саратове учится немало иностранцев, но чехов я пока здесь не видел. Из соотечественников встречал только чешскую машину «шкода» (смеется).

— Живете далеко от Ледового дворца?

— Рядом с первой городской больницей. До Ледового хожу через городской парк. 20 минут пешком — и я на месте.

О тренерском труде

— Вернемся к вашей работе. Команды каких городов, помимо Клина и Саратова, вы тренировали?

— В Чехии работал в Брно, Либереце. В Либереце был отлично организованный профессиональный клуб «Белые тигры», с которого стоит брать пример. Там прекрасные возможности для спорта: три футбольных поля и хоккейных площадки, новый Дворец, залы для атлетизма, для игровых видов. О том, насколько высоко котируется команда, можно судить по прошлому сезону, когда «Тигры» играли с будущим обладателем Кубка Стэнли «Бостон Брюинз». Команды с таким именем абы куда не поедут. Приезд североамериканцев вызвал в городе большой ажиотаж.

В «Белых тиграх» я работал в молодежной команде, перед которой стояла задача воспитания игроков. О конкретном месте разговора не было. Еще я работал со студенческой сборной Чехии. С этой командой связано мое самое приятное воспоминание — второе место на Универсиаде в Инсбруке в 2005 году. Мы проиграли в финале России, обыграв Канаду, США. У нас не было явных лидеров — отлично работала команда.

— Знакомы с известными тренерами, у которых можете проконсультироваться в любой момент?

— У меня хороший контакт со знаменитым в прошлом защитником Милошем Горжавой, сейчас возглавляющим сборную Чехии до 20 лет. Это очень хороший человек, всегда помогает. Общаюсь с Алоизом Гадамчиком. Тренерский мир в Чехии невелик, поэтому в той или иной степени все знакомы. А у одного из самых успешных тренеров КХЛ Милоша РЖИГИ я работал помощником в «Химике» (Воскресенск).

— Вы спокойный, уравновешенный тренер или эмоциональный, экспрессивный?

— Я хочу, чтобы ребята понимали, что я стою за ними, что мне тоже очень важна победа, поэтому эмоций не скрываю. Если недоволен судейским решением, тоже молчать не буду.

— Что вас в первую очередь удивило в России?

— Я знаю Россию с 2005 года — со времени работы в «Химике». В принципе, ничего здесь не удивляет. Чехи, русские — славяне, у нас похожие язык, менталитет. Я без проблем вернулся в вашу страну летом. Работал в Чехии, там получил приглашение от друга, который работает в «Титане». Он хотел создать солидную организацию с участием клуба, хоккейной школы, молодежных команд. Мне его взгляды понравились, но проработал я недолго. Моя работа не устроила руководителей клуба. О расставании с «Титаном» не жалею. Жизнь продолжилась, я нашел новый хороший клуб — «Кристалл». Отставки — неотъемлемая часть тренерской работы.

Денис Кравченко

Оставить комментарий