Главная / Издания / Платежка, сэр!

Платежка, сэр!

Платежка, сэр!
21 февраля 2012

Дежурный по "телефону" Станислав Шалункин

МК в Саратове

№9 (757) 22-29.02.2012

Жилищно-коммунальные вопросы остаются для саратовцев самыми больными

Удивительно: столько «горячих» и телефонов, и линий со связями, а редакционный телефон, как и во все годы существования «МК» в Саратове», не остывает. Кажется, что взорвется от гнева потребителей жилищно-коммунальных услуг. Безусловно, житейский быт всех волнует.

Подытожив часто повторяющиеся вопросы наших читателей, прокрутив в который раз ситуации из их жизни, мы устроили заочную беседу с начальником управления жилищно-коммунального хозяйства и инженерного обеспечения комитета по ЖКХ Саратова Михаилом Кузьминым. Он разъяснил некоторые «горячие точки».

— Сколько жилых домов не оборудовано общедомовыми  приборами учета?

— На начало нынешнего года жилищный фонд города оснащен приборами учета потребления: тепловой энергии на 97,6% (4045 домов из 4146 домов с центральным отоплением). В 83 многоквартирных домах установка приборов учета тепла нецелесообразна. Согласно статье 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» организация учета используемых энергетических ресурсов не распространяется на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее пяти киловатт или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых Гкал/час. Приборы учета потребления холодной воды установлены на 57,6% (3744 дома из 6503 многоквартирных домов с ХВС), электрической энергии — на 50,9% (3491 дом из 6854 домов), газа — в 14 многоквартирных домах.

Обратите внимание, читатели-потребители, на фразу о том, что организация учета не распространяется на ветхие и прочие объекты, подлежащие сносу или ремонту до января 2013 года. Неужели в нынешнем году ветхость снесут, а старые дома капитально отремонтируют? Как хочется в это верить! Однако знаем, что приборы учета поставили и в неотремонтированные дома… Опять снос ветхости до 2013 года так и останется надеждой, которая умирает последней. То есть дома рухнут, придавив жильцов, а над всем этим будет все еще светиться надежда строкой из закона об энергосбережении о подлежащем сносе и ремонте?..

— Есть ли дома в Саратове, где невозможно установить общие счетчики? И что их жильцам делать?

— Требования вышеприведенной статьи 13 в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года.

Ответ не совсем ясен. Старинных дореволюционных домов в центре Саратова достаточно. И в них не будет общедомовых счетчиков? Значит, опять жильцам этих домов страдать за всех. Ведь были случаи, например, на один дом на Радищева тепловики выставляли счета за горячую воду, где количество кубов горячей воды превысило количество кубов холодной в три и более раз. То есть по счету-фактуре тепловиков, жильцы этого дома купались почти в кипятке…

— Снято ли бремя потерь на городских магистралях с жителей домов без общедомовых счетчиков?

— На протяжении двух последних лет администрацией муниципального образования «Город Саратов» осуществляется мониторинг потребления многоквартирными домами теплоносителя (иными словами — горячей воды). Установлено, что фактическое потребление теплоносителя приближено к действующим нормативам, в то же время наблюдается уменьшение факта потреб­ления от договорной нагрузки на 25%. На сегодняшний день у поставщика тепловой энергии фактически отсутствуют основания для предъявления потребителям дополнительных объемов теплоносителя, возникающих в результате потерь на городских магистралях.

Основная часть дополнительных объемов теплоносителя приходится на периоды прошлых лет (так называемое сверхнормативное потребление). Ныне ведется работа по сокращению сверхнормативного потребления путем понуждения оспаривания управляющими компаниями в суде выставляемого объема коммунального ресурса, рассчитанного по балансовому методу. В арбитражном суде Саратовской области рассматриваются иски управляющих компаний на сумму 455,5 млн рублей. ОАО «Волжская ТГК» уже списана задолженность в размере 233,9 млн рублей (по вступившим в силу решениям суда). Оставшаяся сумма оспариваемой задолженности будет рассматривать в судах в 2012 году.

Конечно, добросовестным плательщикам от выигранных сумм ни рубля не вернется. Утешает, что уменьшение общего долга не позволит проводить всевозможные отключения той же горячей воды в их домах.

— Что делается для того, чтобы плата за электроснабжение мест общего пользования была приведена к единообразию? Ведь доныне одни управляющие компании берут за квадратный метр, другие с человека в месяц. При этом утверждаются разные тарифы. Должны ли управляющие компании брать за электроснабжение мест общего пользования отдельной строкой? И по какой формуле они обязаны считать плату за электроснабжение мест общего пользования в домах без общих приборов и в домах, где установлен общедомовой счетчик электроэнергии?

— Количество электрической энергии, необходимое для работы приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования (лифт), входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение» (письмо Министерства регионального развития РФ от 18.06.2007 г. № 11356-ЮТ/07).

Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии установлен Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.

В городе существует практика, когда оплата электроэнергии потребителями производится по показаниям индивидуальных приборов учета ресурсоснабжающей организации (потребление в жилом помещении), а оплата электроэнергии в местах общего пользования — по показаниям приборов учета, установленных на местах общего пользования, либо по предъявленному ресурсо­снабжающей организацией счету управляющей организации в соответствии с договором по расчетной нагрузке.

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам при оплате электроэнергии по показаниям индивидуальных приборов учета непосредственно ресурсо­снабжающей организации прямо не регулируют расчет размера платы за потребленную электроэнергию помещений общего пользования и на лифт. Общее собрание собственников жилых помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, к компетенции которого отнесено решение ряда вопросов. Для определения варианта расчета размера платы за электроэнергию на освещение мест общего пользования возможно проведение общего собрания собственников (в соответствии со статьей 44-46 Жилищного кодекса РФ).

Между тем главой администрации муниципального образования «Город Саратов» был направлен запрос в Министерство регионального развития РФ о разъяснении расчета размера платы граждан за электроэнергию МОП. Однако получен ответ, не содержащий конкретных разъяснений.

Обидно, однако, что московские чины не желают разъяснить четко правило игры на жилищно-коммунальном фронте. Приходится опять убеждаться в верности поговорки про то, откуда гниет рыба…

— Вступило ли в силу Постановление Правительства РФ № 354? Если нет, почему и когда начнет действовать?

— В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 указанное постановление вступает в силу по истечении 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306. Постановление № 354 должно было вступить в силу через 5 месяцев после его принятия, то есть ориентировочно в октябре 2011 года. Однако в связи с тем, что вышеназванные изменения еще не внесены, то и не начался 2-месячный срок вступления его в силу.

По устной информации специалистов Министерства регионального развития РФ, вышеназванные изменения будут внесены во второй половине 2012 года, после чего через 2 месяца вступит в силу Постановление Правительства РФ № 354 на всей территории РФ, в том числе и в Саратове.

— В платежках некоторых управляющих компаний и товариществ собственников жилья появились графы «Водоснабжение ХВС ОДПУ», «Водоотведение ХВС ОДПУ» и такие же ОДПУ по горячей воде. Что такое ОДПУ, как считается эта плата, по какой формуле, какого постановления?

— ОДПУ — общедомовой прибор учета. Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии установлен Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307.

Кроме того, Постановлением Правительства России № 354 внесены изменения, вступившие в силу с 9 июня 2011 года, в соответствии с которыми при оборудовании многоквартирного дома общедомовыми приборами учета и отдельных или всех помещений индивидуальными приборами учета общий объем потребленных холодной воды и горячей воды, определенный исходя из показаний общедомового прибора учета, распределяется между собственниками в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Приложения № 2 к Правилам:

— при наличии индивидуального прибора учета — пропорционально показаниям индивидуальных приборов учета;

— при отсутствии индивидуального прибора учета — пропорционально нормативу потребления коммунальных ресурсов.

В силу пункта 16 при наличии в помещениях индивидуальных приборов учета и при отсутствии общедомовых приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных приборов учета.

Так значит, все-таки частично, но вступило в силу Постановление правительства № 354. И не с лучшей стороны. Ведь до этого считалось, что те, кто платит по нормативам потребления в доме с общим счетчиком, уже оплачивают общие расходы, мол, в нормативе они учтены. А теперь к нормативам будет приставляться коэффициент и на него дополнительно увеличиваться плата. Это больно ударит по одиноким и престарелым людям с нищенской пенсией. Они не тратят столько воды, которую оплачивают по нормативу, а теперь с них еще больше брать будут… Справедливо?

— Какую ответственность несут УК за непредоставление жильцам информации о расчетах по ОДПУ? Какие меры может применить к ним администрация? Есть ли случаи, когда недобросовестных УК лишали лицензии и права заниматься обслуживанием домов?

— За непредоставление потребителю сверки  платы за коммунальные услуги, за отказ в выдаче документов, подтверждающих правильность начисления потребителю платежей ответственность, к сожалению, не установлена. Потребитель коммунальных услуг вправе в соответствии со статьей 3 Гражданского процессуального кодекса РФ обратиться в суд… Никаких мер органы местного самоуправления к таким управляющим компаниям применить не могут. Ведь согласно действующему законодательству деятельность по управлению многоквартирными домами не подлежит лицензированию…

В суд не находишься. А значит, беспредел в сфере ЖКХ остается. И телефон редакции не остынет…

Дежурный по "телефону" Станислав Шалункин

Оставить комментарий