Главная / Издания / Еда по канонам

Еда по канонам

Еда по канонам
29 февраля 2012

Ирина Лихоман

МК в Саратове

№10 (758) 29.02-7.03.2012

В Саратове растет спрос на «религиозные» продукты

Постный хлеб, халяльные пельмени, кошерная колбаса — саратовский рынок религиозных продуктов растет и ширится. Причем довольно часто на выбор того или иного провианта конфессиональная принадлежность не влияет, и православный христианин вполне успешно может делать покупки в магазине для мусульман, а исповедующий иудаизм каждое утро приходить за свежей выпечкой в православную церковь.

В потребительских вкусах горожан разбирался «МК» в Саратове».

Крестный бренд

Согласно опросам фонда «Общественное мнение», Россию можно отнести едва ли не к самым верующим странам мира, поскольку 82% респондентов утверждают, что они верят в бога. Неудивительно, что при таком подходе рынок так называемых конфессиональных продуктов развивается буквально на глазах. Правила приготовления пищи, прописанные в священных книгах разных религий, стали эффективным маркетинговым инструментом, позволяющим получать дополнительную прибыль.

К началу Великого поста отечественные производители подготовились серьезно. На упаковках с буханками черного хлеба красуются надписи «Постный», «Православный», в витринах лежат соевые сосиски и колбасы, сладости на фруктозе и даже «постный» майонез. Православные священники относятся к такого рода продукции с некоторой долей иронии, указывая, что майонез по определению не может быть постным. Но предложить свой ассортимент товаров пока не могут.

Православные продовольственные ярмарки уже не первый год работают во многих российских регионах, причем довольно успешно. Монастыри представляют продукты, приготовленные или выращенные в собственных подворьях. В последней выставке — ярмарке, организованной в столице, участвовал монастырь святой равноапостольной Марии Магдалины из Краснодарского края, который предложил покупателям фрукты, овощи, подсолнечное масло, Савино-Сторожевский монастырь, что в Рязанской области, привез на продажу большие караваи, другие монастырские подворья расширили ассортимент ярмарки молочной продукцией.

Саратовские монастыри в православных ярмарках не участвуют. Как пояснили в Саратовской митрополии, «подобная деятельность у нас пока не организована».

Но если купить баночку меда, собранного в монастырском подворье, горожанам пока не представляется возможным, то свежий хлеб, испеченный в церковной хлебопекарне, всегда можно найти в продаже, а также куличи, которые появляются в канун Пасхи. Возле Свято-Троицкого собора каждые выходные стоит лоток с булочками, рогаликами и хлебом, батоны и буханки можно купить в храме Рождества Христова, что на улице Вокзальной, и других городских церквях.

Продукция расходится очень быстро, даже несмотря на довольно высокую стоимость хлеба: 33 рубля батон с чесноком, около 22 рублей — небольшая буханка. Как объясняют в митрополии, цена связана с объемами производства, а так как они невелики, то и стоимость хлеба выше, чем продукция хлебозаводов.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Игумен НЕКТАРИЙ (Морозов), руководитель инфор­мационно-издательского отдела Саратовской митрополии:
— Единственная местная хлебопекарня располагается при саратовском Покровском храме. Основное ее назначение — обеспечение хлебобулочными изделиями семинарии и православной гимназии, остатки расходятся по храмам. Хлеб свежий и хороший по качеству, и думаю, спрос на него объясняется уважением к тем людям, которые его пекут, и косвенной поддержкой церкви, так сказать, определенной помощью, которую прихожане оказывают церкви, приобретая ее продукцию.

Позицию митрополии в отношении «поддержки церкви» вполне можно понять. Удивляет одно: на Руси хлеб, испеченный в церкви, отдавали нищим и малоимущим, но никак не выставляли на продажу.

В самом Покровском храме хлеб можно приобрести ежедневно, а вот графика поставок в другие церкви нет, и продукция реализуется довольно хаотично: сегодня в одном храме, завтра — в другом. Какой-то специальный постный хлеб пекарня производить не будет, так как по своей рецептуре он и так вполне допустим к употреблению постящимся. Как, впрочем, и другой несдобный хлеб.

В Саратовской митрополии выражают надежду на то, что в ближайшее время цивилизованные торговые точки, в которых можно будет приобрести не только хлебобулочные изделия, но и продукты для поста, все-таки появятся в Саратове.

К слову, такая система — небольшая столовая плюс магазины уже много лет работает возле Свято-Троице-Сергиевой лавры, откуда посетители везут популярную «лаврскую коврижку»: постную, но очень питательную и имеющую свойство не черстветь в течение долгого времени.

Харама не оберешься…

Пока православные умы размышляют над тем, как открыть хотя бы одно заведение общественного питания, мусульманские кафе и магазины растут словно на дрожжах. В 2010 году в Саратове открылось первое кафе быстрого питания «Турецкий тандыр», через год было открыто второе заведение, в котором можно попробовать блюда восточной кухни, приготовленные исключительно из халяльных (в переводе с арабского — «дозволенных, разрешенных») продуктов.

Что касается специализированных продуктовых магазинов, торгующих халяльной продукцией, то они начали появляться в Саратове еще в 2001-2002 году. Первые магазины открылись при мечети, потом торговые точки стали разрастаться, и сегодня практически на каждом рынке можно увидеть лоток с халяль-продукцией: пельменями, мантами, котлетами, выпечкой.

В чем отличие халяльного мяса от обыкновенного? Во-первых, используются только те виды животных, которые разрешены шариатом (никакой свинины), а во-вторых, сама процедура умерщвления животного сопровождается специальным ритуалом, без которого мясо переходит в раздел харамного (харам в переводе с арабского «запрет»).

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Ахмед МАХМЕТОВ, заместитель муфтия по общественным отношениям Духовного управления мусульман Поволжья:
— Делать покупки в халяльном магазине могут не только мусульмане. Больше половины покупателей вообще не являются представителями ислама. К слову, постоянными посетителями первого магазина при мечети были сотрудники областного правительства, депутаты и преподаватели одного из близлежащих вузов, сегодня «приобщиться» к халяльным продуктам могут все желающие. Крупные магазины есть не только в Саратове, но и в области: Новоузенске, Алгае, Вольске, Балакове. Причем с каждым годом их открывается все больше.

Интерес саратовцев к конфессиональной продукции объясняется просто: халяль-продукция должна изготавливаться без красителей, химических добавок и консервантов. А контроль за тем, чтобы животное было забито по канонам ислама, усиливает требования к качеству продукту. Правда, все это увеличивает стоимость провианта почти на треть. К примеру, килограмм пельменей может стоить от 190 до 250 рублей, вареная колбаса — от 270 до 350 рублей.

Как рассказывают в Духовном управлении мусульман Поволжья, в специализированные магазины мясо в основном поставляют из татарского села Средняя Елюзань, что в Пензенской области, а также из мясоперерабатывающих цехов Самары, Уфы, Саранска. Местные производители, видимо, пока не готовы работать под строгим оком центра стандартизации и сертификации при Совете муфтиев России. В Саратовской области нет ни одного халяльного колбасного цеха, хотя во многих регионах уже освоили эту нишу. К примеру, не так давно Омская производственная компания запустила линию по производству продуктов для мусульман, в Татарстане несколько цехов изготавливают пельмени и полуфабрикаты, в Ростовской области с успехом производят и продают халяльные сосиски и колбасы.

Под «флагом» кашрута

Не отстают и производители кошерных (от еврейского «кашрут» — пригодный) продуктов, которые принято считать натуральными и экологически чистыми. Причем в иудаизме запреты и ограничения сложнее и строже.

Как рассказали в саратовской синагоге, кошерным называется специально обработанное мясо животных и птиц, которых Тора разрешает употреблять в пищу иудеям. К ним относятся жвачные и парнокопытные (коровы, овцы, козы и прочие). Животные, у которых отсутствует хотя бы один (свиньи, лошади, верблюды) или оба (кролики, зайцы) из этих признаков, внесены в «черный список». Более того, животное должно быть забито с соблюдением целого ряда ритуальных правил. Что касается рыбы, то кошерными являются только те виды, которые имеют чешую и плавники. Столь любимые саратовцами сом и зубатка непригодны к употреблению, так же как и осетровые породы. Именно поэтому красная икра является кошерной, а черная – нет. И никакой пиццы с салями! Евреи, соблюдающие кашрут, основываются на библейском предписании: «Не вари козленка в молоке матери его» (Ветхий Завет), и поэтому не совмещают мясную и молочную кухни.

Однако открывать специальные магазины кошерной продукции в Саратове невыгодно. Как рассказал Михаэль Фрумин, раввин города Саратова, каждый желающий, независимо от того, является ли он иудеем или же нет, может заказать продукты через саратовскую синагогу. По словам раввина, число православных покупателей в последнее время растет. Продукты пользуются спросом у вегетарианцев, людей, страдающих аллергией на лактозу или клейковину, и других категорий потребителей.

Кошерный провиант в Саратов приходит из столицы, в основном это мясные продукты — то есть то, что невозможно купить в магазинах. Настоящая кошерная еда стоит недешево: копченая колбаса «Сервелат еврейский» — 626 рублей за килограмм, ветчина из индейки «Домашняя» — 547 руб­лей, колбаса полукопченая «Домашняя» — 546 рублей за кг, окорочка цыпленка — 189 рублей за килограмм.

Все остальные товары несложно найти в саратовских продовольственных сетях: большинство крупных игроков рынка продуктов питания получили сертификат кошерности на свои продукты. Среди них такие известные российские бренды, как «Макфа», «Коломенский молочный завод», «Русское море», «Победа вкуса» и другие.

Так чем же объясняется спрос на конфессиональный провиант? Ведь дело здесь не только в религиозных предпочтениях или пищевых традициях населения. Можно предположить, что такого рода продукты способны удовлетворить те требования покупателей, которые обычные, магазинные (особенно после отмены обязательной сертификации товаров) удовлетворить уже не могут. Получается, что молитва, произнесенная во время приготовления конфессионального продукта, сегодня служит большей гарантией безопасности и качества, чем честное слово самих производителей и проверки Роспотребнадзора.

Ирина Лихоман

Оставить комментарий