Главная / Издания / Пляски под чужую дудку

Пляски под чужую дудку

Пляски под чужую дудку
14 марта 2012

Михаил Проскурин

МК в Саратове

№12 (760) 14-21.03.2012

Кадровая политика регионального правительства в транспортной сфере в последнее время вызывает, мягко говоря, удивление

За Несколько прошедших лет в области на постах руководителей государственных пассажирских предприятий профессионалов меняли специалисты, мало относящиеся к транспортной отрасли вообще.

Конечно, это можно было бы назвать личным делом правительства и губернатора, если бы речь не шла о перевозке людей. Согласитесь, не очень приятно осознавать, что вопросы пассажирских перевозок у нас решают непрофессионалы.

Кадры решают что?

К примеру, в ПАТП районов области транспортников меняли предприниматель-торговец, милиционер, зоотехник. Саратовским автовокзалом до недавнего времени руководила учительница. Ну а про назначение на пост руководителя важнейшего пассажирского предприятия региона ОАО «Межгородтранс» историка и бывшего редактора газеты Андрея Иващенко уже, наверное, и говорить не стоит.

Почему же вдруг стало выгодно ставить во главе транспортных предприятий некомпетентных людей? По неофициальным данным, в области грядет приватизация государственных автотранспортных предприятий. И не исключено, что на раздел лакомых кусков, как это всегда бывает, сбегаются хищники. С сильными авторитетными руководителями договориться проблематично. Они плясать под чужую дудку не станут. Поэтому куда проще поставить на их место людей более лояльных, не разбирающихся в вопросах отрасли, и провести раздел имущества по своему усмотрению. Кстати, есть мнение, что и Владимир Зеленин, скорее всего, назначен директором автовокзала, чтобы в дальнейшем легче было приватизировать и это предприятие. Кто на это способен? Кадровые вопросы на таких предприятиях подвластны только правительству области. Если верить слухам, огромным влиянием на Павла Ипатова может обладать некий Максим Орлов, первый заместитель руководителя аппарата губернатора. Его же в кулуарах, насколько нам известно, называют главным политтехнологом Ипатова. Говорят, именно его чаяниями губернатор подпустил к своему «телу» Иващенко. Так или иначе, но последний явно пришелся губернатору ко двору. Этому немало способcтвовало, по нашему мнению, шаткое положение главы региона, про которого уместно сказать «одной ногой в кресле», особенно после недавних проверок правоохранительных органов, которые в конце минувшей недели прошли в министерствах здравоохранения, образования, строительства и ЖКХ, управлении капстроительства. В таких случаях, как известно, руководители зачастую закрывают глаза на любые нарушения и казнокрадство своих подчиненных, лишь бы тот не сдал. Вот и напрашивается вывод, что такие руководители, как Иващенко, судя по всему, поставлены лишь для того, чтобы обанкротить предприятие, дабы его проще и дешевле было потом разделить. Иначе как объяснить, что губернатор продолжает спокойно игнорировать накаляющуюся ситуацию с долгами перевозчиков? А ведь она характерна не только для «Межгородтранса». Во время пикета перевозчиков на Московской (напротив здания облправительства) митингующих поддержали и коллеги из Энгельса, у которых ситуация с компенсационными выплатами за перевозку льготников примерно такая же.

Кто «рулит» пассажирским транспортом

Решить проблемы отрасли сразу после назначения на должность министра транспорта пытался Николай Годунов. Инициировав проверки на подотчетных предприятиях, он столкнулся с такими нарушениями, что полетели головы. К примеру, на ОАО «Автобусный парк» выездная проверка пришла к результатам, которые не позволили руководителю предприятия Вячеславу Грушину и дальше сидеть в своем кресле. В частности, кредиторская задолженность предприятия составила порядка 27 млн рублей. Причем 7 млн из них — долги по налоговым платежам, еще 7 — просроченная оплата по лизингу. Директор, взяв в лизинг 5 автобусов большой вместимости, оплатить их не смог. Сейчас стоит вопрос об изъятии этих автобусов. Кроме того, в результате проверки налоговой инспекцией Фрунзенского района были выявлены нецелевые использования предприятием средств, выделяемых из федерального бюджета в счет погашения выпадающих доходов. В итоге предприятию был начислен штраф. В ходе судебных разбирательств, затеянных Грушиным по этому штрафу, общая сумма, подлежащая выплате, достигла 26 млн. Судебная тяжба идет и сейчас. После министерской проверки Вячеслав Грушин был вынужден написать заявление о добровольном оставлении должности.

Мало приятного выявила и проверка финансовой деятельности ОАО «Пассажиртранс № 1». Согласно результатам проверки только в прошлом году нецелесообразных расходов на арендную плату произведено на сумму порядка миллиона рублей. Предприятие, возглавляемое Эдуардом Морозовым, брало в аренду у ОАО «Саратовавтокомплект» ряд помещений для хозяйственного пользования. Но в этом не было бы ничего плохого, если бы Эдуард Морозов, как и его родная сестра, не являлись одновременно членами совета директоров ОАО «Саратовавтокомплект», имея в совокупности 37,1% акций компании. Другими словами, руководитель транспортной компании платил за аренду организации, в которой он же является акционером. Интересная схема, не правда ли? Всего по данным акта проверки за 2011 год таким образом начислено расходов по арендной плате в сумме 1795000 рублей. По вопросу ремонта арендованных помещений ОАО «Пассажиртранс № 1» установлено, что обществом произведены нецелесообразные расходы на сумму 929007,39 рубля.

А вот с «Межгородтрансом» у Годунова пока ничего не получилось. Прямо назвав единственной проблемой предприятия назначение руководителем некомпетентного человека, министр пообещал поставить ребром вопрос перед губернатором. Или Иващенко уходит в отставку, и тогда Годунов продолжает работу, или Иващенко остается, и тогда в отставку уходит Годунов. Министр, судя по всему, такой расклад перед Ипатовом действительно разложил. Вот только глава региона высказал, видимо, свое видение ситуации. В результате Иващенко продолжает рулить «Межгородтрансом», а Годунов внезапно ушел на больничный. Вроде как попал в небольшое ДТП на личном автомобиле.

А тем временем…

Одним из следствий такого отношения к отрасли может стать то, что уже в самое ближайшее время в Саратове могут полностью прекратить работу несколько самых популярных автобусных маршрутов, подконтрольных «Межгородтрансу», уверены его сотрудники. Уже сейчас в транспортном предприятии остро ощущается дефицит машин, который грозит полностью парализовать движение по направлениям 2Д и 18. По нашим данным, даже после получения денег «любимчик» Павла Леонидовича Андрей Иващенко не спешит расплачиваться с перевозчиками, предпочитая честному погашению долгов судебные разбирательства. Не прошло и недели с тех пор, как руководство «Межгородтранса» отрапортовало о начале погашения долгов перевозчикам. Мол, средства на счета фирмы поступили, сейчас перевозчикам начнем платить. Однако о размерах перечисленных подрядчикам платежей «иващенковская» команда, как и солидарные им чиновники областного правительства, предпочли не распространяться. И неспроста. Как рассказали саратовскому «МК» подрядчики «Межгородтранса», перечисленные им на счет суммы просто смешны — порядка 20-30 тысяч рублей на организацию. Притом что средний размер долга, если верить словам подрядчиков, равен около 800-900 тысяч рублей на одну компанию. Судьба оставшейся части долга, мягко говоря, туманна. Перевозчики иронизируют, что Иващенко едва ли не мамой клянется полностью погасить долги «через два месяца». Правда, такой же в точности срок он называл еще в сентябре прошлого года, сразу после своего назначения на пост главы компании. Однако все эти проблемы едва ли волнуют членов «ипатовского пула». По крайней мере, никаких действенных мер для решения сложившейся ситуации с их стороны не предпринимается. Последнюю встречу с представителями правительства и руководством «Межгородтранса» перевозчики между собой называют «провальной», наделяя еще более нелестными эпитетами и.о. министра транспорта и дорожного хозяйства региона Ивана Козаченко.

Последнему было поручено проконтролировать, как Иващенко составляет «реестр кредиторов», проще говоря, перевозчиков, которым предприятие до сих пор не заплатило за проделанную работу. К слову, соответствующее распоряжение ему дал уже экс-зампред регионального правительства Александр Стрелюхин. Именно он убедил митингующих водителей отказаться от уличных протестов. Взамен зампред обещал оказать им поддержку в вопросах погашения задолженности. Однако слов своих Стрелюхин так и не сдержал, уйдя 6 марта в отставку. Точные причины такого решения не известны, однако ранее бывший зампред уже заявлял о возможном уходе из правительства, что дает все основания считать его обещания помочь сотрудникам «Межгородтранса» политическим ходом, позволившим ему комфортно уйти на покой. Тем не менее глава региона Павел Ипатов менять свою кадровую политику в отношении транспортного комплекса, по всей видимости, не собирается. Ждать в ближайшее время каких-либо серьезных перемен в кадровой политике губернатора в сфере пассажирских перевозок вряд ли стоит. С точки зрения личной выгоды непрофессиональные руководители как нельзя более удобны высоким покровителям. Однако подобная тактика может самым губительным образом «аукнуться» транспортной сфере областного центра. Понимает ли это Ипатов? Скорее всего, да. Однако с учетом своего и без того шаткого положения на посту губернатора он едва ли станет вмешиваться в процесс деградации отрасли, если так можно выразиться. Странным остается и то, что, несмотря на массу публикаций в СМИ с указаниями на нарушения прав людей, несмотря на стачки и прочие акты протеста доведенных до отчаяния перевозчиков, в процесс до сих пор не вмешались органы прокуратуры. Мы очень надеемся, что прокуратура посчитает данную публикацию достаточной для принятия мер реагирования и будет готова опубликовать ответ на главный вопрос: что сделано для того, чтобы воспрепятствовать нарушению прав российских граждан на труд и прав других российских граждан на получение транспортных услуг? «МК» в Саратове» будет следить за развитием событий.

Михаил Проскурин

Оставить комментарий