Главная / Издания / Таланты и непоклонники

Таланты и непоклонники

Таланты  и непоклонники
22 марта 2012

Лариса Алексеева

Аргументы недели. Поволжье

Март-2012

Пьесы в стиле трагифарса, которую вы сейчас прочитаете, нет в репертуаре Саратовского ТЮЗа. Зато она проявилась в его реальной жизни. О театре уместнее и убедительнее всего рассказывать именно театральным языком. Поэтому мы и избрали такой жанр. А информационным поводом для его рождения стало следующее. В областной думе заслушивались претензии Счетной палаты, высказанные в адрес театра юного зрителя.

По каждому пункту вменяемых театру нарушений директор театра дал подробный, весомый и объективный комментарий, доказывающий, что театр принял к сведению все пункты приписываемых ему обвинений в превышении должностных полномочий и детально, максимально предметно ответил на каждый из них.

Интересно-фи­нансовые вопросы оказались адресованы учреждению культуры, чрезвычайно мобильно и талантливо работающему. Причем работа эта год от года набирает динамику: если в 2009-м году ТЮЗ дал 458 спектаклей и обеспечил зрелищем 131 тысячу зрителей, то на будущий год число спектаклей увеличилось на одиннадцать, число любителей детского театра возросло в несколько раз, а именно до 162 тысяч 500 человек. И наконец, показатели прошлого, 2011 года — 473 постановки, 171 тысяча 400 человек взрослых и маленьких зрителей. Это ведь огромное число саратовцев и гостей города, приобщенных к миру высокой классики к миру достойной драматургии.

Вопросы эти оказались обращены к театру, чье недофинансирование из года в год составляет многомиллионную цифру. К примеру, в 2009 году театру был установлен план сыграть 280 спектаклей для 75 тысяч зрителей, а ТЮЗ сыграл 458 спектаклей и охватил соответственно 131 тысячу зрителей. Недофинансирование составило 27 млн руб. при расчете на количество спектаклей.

И заметьте, никто из облеченных миссией проверять не задался простым, как мычание, вопросом: как вы умудряетесь работать столь качественно в таком режиме и явно без великих денег? В условиях России это не подвиг. Но, говоря устами известного киногероя, «что-то героическое в этом есть».

Отдельно хотелось бы сказать о зарплате руководителей театра. Из прессы стало известно, что зарплата руководителей театра стоит на низкой шкале по сравнению с оплатой руководителей других театров Саратова.

Проверяющие называют 135 тыс. руб., обозначая ее средней зарплатой. Но ведь это отнюдь не среднегодовая зарплата! Просто была взята цифра, в которой соединились зарплата одного месяца плюс выплаты за отпускные, а также за неиспользованный отпуск при перезаключении контракта. Означенная сумма оказалась бойко выдана за среднегодовую — красота да и только! Во лжи проверяющих не изобличишь, так как подобная сумма и впрямь фигурировала в бухгалтерской ведомости, но полуправда в подобных ситуациях может оказывать эффект не менее страшный, чем откровенная ложь. Полуправда — это избирательно подаваемая информация, которой можно взорвать атмосферу в коллективе! И наконец, еще один момент. В Саратове, похоже, стало модным озвучивать оклады менеджеров высшего звена. Господа хорошие, но ведь эти управленцы себе зарплату не сами рисуют! Выплаты стимулирующего характера приходят из министерства культуры Саратовской области — органа, который и является работодателем директора и художественного руководителя. Об этом-то почему господа проверяющие не задумываются?

В стране есть печальная традиция с особым пристрастием интересоваться работой тех, кто работает. О том и наша пьеса. События-то ведь, подобные этим, могут происходить и в Пензе, и в Москве, и в Питере, и в Урюпинске. Так что при сохранении фактуры претензий, высказанных театру, мы предлагаем вам фантастически-реалистический трагифарс в двух действиях на темы талантов и их непоклонников.

Действие первое. В стиле экшн.

Федеральная дорога. Ночь. Гололед.

Директор. Ну, как, шеф, мы с тобой доедем или нет?

Водитель. Молиться надо. «Волга»-то наша, почитай, старушка 2005 года.

Директор. Смотри, фуры на нас идут! Ты им посигналь, что ли!

Водитель. Да посигналю, прорвемся. Семь машин на балансе театра, одна старее другой! На отечественном автохламе, простите, автопроме, руководители стараются не ездить. Так что вы в меньшинстве. А может… ха… я чаво не знаю и вы билеты на детишкины спектакли мафии загоняете? Слышал, проверяльщики насчет пожарной охраны обеспокоились, мол, много ее. Так я что-то не кумекаю, театр должен без охраны и пожарных работать? По «Норд-осту», что ли, кому взгрустнулось? Вы мне, начальник, главное скажите: театр наш не пострадает?

Директор. Нет, дорогой, скорее эта дорога как японская автострада станет!

Водитель. Японский городовой! Японской жизни нашим дорогам до второго пришествия Спасителя не видать, так что успокоили меня.

Действие второе. В стиле театра абсурда.

Губернский город. Правительственная структура. День. Кворум. Планшеты.

Представитель комитета по культуре. Вы театр всеми нами любимый, но у вас нарушений множество выявили. Извольте, как на духу, ответить.

Директор театра. Мы уже послали уважаемой проверяющей службе ответное письмо, в котором отреагировали на все предписания.

Представитель проверяющей организации. Не-ет, так не пойдет. Вы здесь, так сказать, перед лицом своих товарищей, перед лицом оппонентов и прессы озвучьте ваши грехи и огрехи. Вот хотя бы пунктик любопытный. Работник театра отработал по совместительству на 16 часов больше половины месячной нормы рабочего времени. Это же рабовладельческий строй! Рабы на галерах! Хижина дяди Тома! Потрудитесь объяснить.

Директор театра. В театре по данному вопросу произведена проверка Государственной инспекцией труда, не обнаружившая нарушений трудового законодательства.

Представитель проверяющей организации. А вот еще пунктик интригующий. Театром выплачена компенсация услуг сотовой связи без документального подтверждения доходов. Сумма кромешная. Огромная сумма. Олигархическая. Ах, вот нашел: 7,1 тыс. руб. Куда дели такие деньжищи?

Директор театра. У нас три сцены, а сотрудники обязаны оперативно решать множество должностных задач. Многие из них озвучиваются по телефону. Оплата услуг производилась в целях компенсации их расходов, связанных с переговорами по служебным нуждам.

Представитель проверяющей организации. Так я вот тут посмотрю, вы не только за телефоны платите! Вы еще и компенсации на ГСМ при использовании личного транспорта деньги выдаете!

Директор театра. Наш автопарк довольно старый. Поэтому театр и производит выплату компенсаций сотрудникам театра при использовании личного транспорта в служебных целях за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. Все это не противоречит установкам Правительства РФ, номер постановления которого указан в нашем ответном письме.

Представитель проверяющей организации. Ну, ладно. А что вы скажите вот на этот пункт: театр ваш произвел расходование средств на оплату приезда режиссеров, с которыми в текущем финансовом году (и выговорить страшно!) вовсе даже не заключались договоры. Я что-то не понимаю, чего режиссеришки туда-сюда мотаются, деньги народные нещадно разбазаривают? Как приехал какой из них — сразу, господин директор, бери быка за рога. А ну, ставь спектакль, оглоед богемный!  Чего с ними цацкаться-то, я не понимаю. Меня на них нет!

Директор театра. У нас часто бывают режиссеры с мировыми именами, и они должны почувствовать труппу, определиться с вводом актеров. Для режиссера невозможно приехать и начать ставить. А потом режиссеры осуществляют еще и подготовку к фестивальной, гастрольной деятельности. И все это, заметьте, не противоречит ст.702, 709 ГК РФ.

Представитель комитета по вопросам культуры. А что скажут уважаемые оппоненты? Слышу, слышу, доверяете вы, уважаемые оппоненты, и театру нашему славному, и его директору. Любите ли вы театр, как люблю его я? Любите, и это отрадно! Но хотелось бы, чтобы театр не расслаблялся. А то ведь мы и его творческую деятельность можем тоже проверить.

Фраза под занавес: Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно, работать ныне надо тускло — тогда вас точно не едят!

Лариса Алексеева

Оставить комментарий