Главная / Издания / Взгляд на счастье

Взгляд на счастье

Взгляд на счастье
05 мая 2012

Татьяна Лисина

МК в Саратове

№20 (768) 9-16.05.2012

Зураб Церетели: «Путь к совершенству лежит через искусство»

Бывая в Москве, я всегда стараюсь заглянуть в Галерею Зураба Церетели на Пречистенке. Мне очень нравится много света в большом зале с огромным яблоком в центре (в этот необычный символ грехопадения любят заглядывать влюбленные парочки).

Музей-мастерская Церетели на Большой Грузинской тоже очаровывает. Вас встречает здесь Маленький Принц. Здесь выходят из пены 33 богатыря. Руслан рубит бороду Черномору. А Русалочка еще не знает горестей и бед, она в неге предчувствия любви.

— Зураб Константинович, почему в ваших последних живописных работах так много оранжевого цвета?

— Наверное, сейчас я так вижу, так воспринимаю мир. Живопись — ведь это такая философия, такая наука, главное в которой — чувство. Весь ее смысл — передать те эмоции, которые ты испытываешь, то настроение, в котором сейчас находишься. Сложно не только передать экспрессию, но и успеть запечатлеть на холсте то, что быстро исчезает. Ведь прелесть наших чувств — в их мимолетности. И в том, что мы не можем сами вызвать их у себя, чувства управляют нами.

— Судя по ярко-оранжевому фону многих ваших работ, сейчас у вас преобладает чувство радости.

— Это так.

— Если имею право спросить, чем оно вызвано?

— Лучше всего на меня действуют два важнейших фактора: людская доброта и природа этого мира. Мне радостно видеть светлые глаза, добрые лица, замечать искренние, порой непосредственные поступки, продиктованные добрыми чувствами людей друг к другу.
А природа радует меня всегда. Я воспринимаю и люблю ее всю, целиком. Не понимаю тех, кто ворчит и брюзжит: «Сегодня плохая погода». Не могу вообще понять эти серые чувства. Для меня плохой погоды не существует, нигде и никогда. Природа — это всегда радость. Возможно, видеть мир красивым помогает глаз художника? Если это так, надо изучать особенности мышления живописцев.

— Как только творчество ни изучают, до сих пор процесс этот остается для ученых загадочным.

— Безусловно. Ведь не у всех есть даже музыкальный слух. И большинству не понять: как можно сочинять музыку?

— А по каким признакам вы судите о таланте художника?

— Это видно по его работам. Именно они говорят все об авторе: какая у мастера рука, какая у него фантазия, насколько она неординарна.

Я много занимаюсь с детьми. Фантазиям детей может позавидовать любой взрослый. На них еще не влияют нормы, принятые в обществе стереотипы. Все дети любят карандаши. И вовремя дать их им, увлечь процессом рисования очень важно. И совсем не обязательно, чтобы из них выросли художники. Но кем бы потом ни стал ребенок, какой бы ни выбрал путь, с самого раннего возраста у него нужно развивать свой взгляд на окружающий мир. И сделать это помогают кисточка, карандаш. Цветные карандаши учат более правильно, полно и интересно увидеть мир.

— Как вы думаете, природа, в которой вырастает и живет человек, определяет его характер, его образ мышление?

— Безусловно! Считаю, что истоки характера человека — в природе. Когда ЛАНСЕРЕ делал иллюстрации к «Хаджи-Мурату» Льва ТОЛСТОГО, он долго изучал Кавказ, анатомию гор, природу деревьев, порой растущих на голых камнях. А стоит спуститься с высоких гор — и все уже выглядит по-другому. Кавказ не статичен, он разный. Разные картины, разные образы — поэтому различны нравы и характеры кавказских народов.

— А какое, по вашим наблюдениям, влияние оказывает на человека, на его характер русский климат, русский ландшафт? 

— Убежден в том, что счастье России составляет ее чудная и разнообразная природа. Я часто бываю во многих губерниях России: делаю там свои профессиональные выставки, принимаю приглашения на участие во всевозможных мероприятиях. Но куда бы ни приехал, в каждом новом месте просто физически ощущаю счастье. В городах России встречается многообразие людей, многим отличающихся друг от друга, но везде, везде есть добрые лица, и, поверьте, они для меня  не редкость.

— Какие лица вы увидели в Саратове?

— И Саратов запомнился мне добрыми лицами. Это город, в котором люди улыбаются. Здесь знают слово «спасибо!», здесь людям присуща благодарность. Мне запомнился в Саратове мост через Волгу. Мне нравится в Саратове памятник ЧЕРНЫШЕВСКОМУ скульптора КИБАЛЬНИКОВА. Кибальников для меня навсегда — великий человек!

— А как вы, как художник, воспринимаете москвичей? Признаюсь, у меня вызывает недоумение преимущественная хмурость лиц в столичном метро. А ведь Москва — самый благополучный город на всей территории России. 

— Да, Москва — особый город. А в Санкт-Петербурге другой дух. Именно в разнообразии палитры — богатство Российской Федерации.

— Вы знаете, я не социолог, не историк, чтобы давать детальную оценку провинциальным и столичным городам. Но я подарю вам свой секрет. Я художник. Я умею смотреть на все вокруг добрыми глазами. И именно таким вижу мир. Возможно, это дар. Пожалуй, это даже самый главный человеческий талант! Если он есть у вас, вы будете счастливы. Но, поверьте, его можно выработать в себе, было бы желание! Если ты хочешь увидеть в мире свет, то ты увидишь его: в самой природе человека, в свете его души и глаз. Надо уметь сохранить ту радость, которой переполнен ребенок. Назло всем невзгодам, всем проблемам жизни, несмотря на них!

— Как вы воспринимаете новое поколение? Есть ощущение, что подростки больше думают о материальных вещах, чем о духовных ценностях?

— Наоборот, считаю, что нынешнее поколение детей отличается необыкновенным талантом. Дети не боятся своей индивидуальности, не боятся быть исключительными и не похожими ни на кого.

Мы все помним время, даже целую эпоху, когда все люди нашей страны одинаково думали, чувствовали, считали, говорили и даже одевались. «Индивидуализм», «инакомыслие» считались недостатками.

Но были еще суровее времена. Наша страна прошла дорогами трагедий. Помню слезы мамы и бабушки в 1937 году. При разных руководителях нашей страны были разные причины горевать.

Главное преимущество нынешнего времени — свобода. Каждый художник, как и каждый человек, может показать свое лицо, свою индивидуальность. Каждый из нас неодинаков даже сам по себе — на протяжении своей жизни. Мы по-разному работаем утром, днем, вечером. По-разному чувствуем и воспринимаем мир, это зависит от событий нашей жизни, не должно быть штампов.

— Природа никогда вас не разочаровывает. А люди?

— Тоже никогда! Мне бабушка сказала: когда дадут пощечину, подставь щеку под вторую. Я услышал это в детстве, как и другие христианские принципы. Я не подвергал их и другие советы сомнениям, критике, впитал эти уроки как должное. С тем и вырос. Так и живу.

— Вернусь к вашим работам. Ваши мушкетеры просто замечательны! Они сошли с советского экрана!

— Когда был Год Франции в России, я сделал три большие выставки в Париже. В самом конце неожиданно для всех представил композицию «Мушкетеры». Эта идея, помню, мне пришла неожиданно. И я ее быстро осуществил. Все четверо прославленных друзей действительно сошли с экрана советского фильма, который мы так любим. Легендарные герои Дюма имеют самую привычную для нас внешность: актеров из фильма ХИЛЬКЕВИЧА «Д’Артаньян и три мушкетера». Но фильм этот любят не только у нас. Появление моих мушкетеров вызвало грандиозную сенсацию. До сих пор все еще благодарят за этот сюрприз. Эти мушкетеры стоят во Франции. Фигуры выполнены размером в две натуры. А небольшая копия хранится у меня в галерее. 

— Очень многие ваши работы оживляют сказки. Вы разделяете мысль, что именно через сказки человечество передавало другому поколению неоспоримые истины в те давние времена, когда еще не было компьютеров, книг?

— Безусловно! В становлении моего мироощущения огромную роль сыграла семья. Именно от своих родителей, а они — от своих мы сумели перенять и передать свободное мышление,  выдержанное в этнографической точности. Это свойственно Грузии. Именно семейное воспитание закладывает в человека самое главное, вплоть до навыков грамотности.
Вы знаете, я не оставляю идею создать в Москве настоящий Детский парк. Сейчас в осуществлении этого замысла возникли серьезные трудности, но я не отказался от этой мысли, быть может, потому, что не считаю эту свою мечту  напрасной и праздной. У меня готова модель макета. Хотел бы оживить и сделать зримым тот тайный сценарий, который включает ключевые моменты зарождения жизни. Как появились ракушки, рыбы, человек. Как таинственны и загадочны те моменты, о которых нам рассказывали в детстве мамы и бабушки! Их рассказы пленяли, западали в душу. Может, именно поэтому позже я всерьез изучал этнографию. Ее тогда по-настоящему не ценили. А мне сейчас так хочется обобщить разные этнографические материалы, перенести их в образы, понятные и доступные всем.

— Над чем вы сейчас работаете?

— Мне предложили создать памятник Марине ЦВЕТАЕВОЙ во Франции. Ведь она несколько лет жила там в эмиграции. Французы увидели мой памятник Пастенаку. Он стоит сейчас в музее-мастерской на Большой Грузинской, 15.

— Это та из ваших работ, где Борис Пастернак сидит на скамейке?

— Да, именно эта. Марина Цветаева и Борис Пастернак благоговейно относились друг к другу, переписывались. И французы решили, что это очень символично, если в Москве есть памятник Борису Пастернаку, а во Франции будет Марине Цветаевой. Гении вновь станут вести неслышимые для нас беседы, быть может, обсуждать современность или говорить о том, что неподвластно ни времени, ни тлену. Открытие памятника Марине Цветаевой планируется 16 июня в небольшом французском городке Сен-Жиль-Круа де Ви. В этом курортном месте на Атлантике Марина Цветаева отдыхала почти год в 1926-м. Нашего русского поэта сейчас здесь очень чтут. Есть аллея ее имени — променад Марины Цветаевой.

А в Грузии мне заказали памятник МИМИНО.

— После Мимино и после того, как вы поставили во Франции настоящих «советских» мушкетеров, надобно бы вам в Лондоне установить памятник «нашим» ШЕРЛОКУ ХОЛМСУ и ДОКТОРУ ВАТСОНУ. Ведь признано, что именно наша экранизация с Василием ЛИВАНОВЫМ и Виталием СОЛОМИНЫМ самая удачная в мире.

— Если получу такой заказ, возьмусь за эту тему с радостью. Ведь художник не может создать удачный памятник, если относится к своему герою без любви, и уж тем более негативно.

Меня увлекали этнография, археология. Сейчас мне очень интересна история России. Я создал всех представителей династии РОМАНОВЫХ, князей, 74 царей.

В истории России скрыто много тайн и загадок. И при всем этом нам надо идти вперед. А смело и уверенно шагать можно только через искусство. Шагнуть через искусство к россиянам — это будет самое большое счастье. Чтобы сегодня все мы, как ПЕТР, как ЕКАТЕРИНА, думали о России, о судьбе своей страны, о ее сегодняшнем дне. Я, как и любой художник, как любой творческий человек, очень хочу, чтобы мышление людей определялось и формировалось искусством.

Может, это и наивно, но я убежден, что даже сейчас, в критическое время, все уже разобщенные национальности еще можно попытаться объединить. Я не политик. Я художник. Может быть, поэтому вижу, что лучше и скорее всего людей объединяет именно искусство. Еще раз повторю: надо шагать через искусство! Смело! Уверенно! Веря в доброту и свет! Ведь путь к совершенству лежит через искусство!

Татьяна Лисина

Оставить комментарий