Главная / Издания / Жертвы детовщины

Жертвы детовщины

Жертвы детовщины
16 мая 2012

Ирина Лихоман

МК в Саратове

№21 (769) 16-23.05.2012

Помогут ли школьные психологи бороться с подростковой жестокостью?

Школьное насилие давно перешло все мыслимые границы: видео­ролики с избиением жертв ходят по всей школе, а иногда даже выкладываются в Интернет — на потеху жестокому детскому сообществу.

Психиатры говорят, что виною тому увеличение числа психических заболеваний у детей, а также острая нехватка школьных психологов, которые могли бы выявить расстройства на ранних стадиях. В Саратовской губернии со школьными психологами большая «напряженка», поскольку после введения новой формы оплаты труда директора школ предпочли сэкономить на этих ценных специалистах.

Не по-детски

Семиклассник Кирилл поменял уже три саратовские школы. Ни в одной не задержался надолго: руководство учебного учреждения всякий раз просит родителей перевести мальчика в другую школу. Причина проста: агрессивное поведение, издевательства над одноклассниками, угрозы, запугивания, вымогательство, срыв уроков. Школьные психологи неоднократно рекомендовали родителям парня обратить внимание на его поведение, но вполне благополучные и очень занятые мама с папой проигнорировали совет специалистов. В последней школе, в Ленинском районе, Кирилл продержался год, который показался учителям вечностью.

Конфликтный ребенок затравил весь класс, собрав вокруг себя компанию малолетних хулиганов, родители неоднократно жаловались на «зачинщика» директору, но все тщетно. Терпение администрации учебного заведения лопнуло после вопиющего случая: Кирилл с компанией избил одноклассника, снял весь процесс на сотовый телефон и разместил на своей странице в одной из социальных сетей. Издевательствами могла «полюбоваться» вся школа и даже сама жертва. Правда, ролик провисел в сети всего несколько дней. Возмущенная школьная общественность собралась было обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних, но родители Кирилла решили конфликт миром: выплатили солидную денежную компенсацию избитому парню и забрали агрессивного дебошира из школы.

Таких случаев педагоги саратовских школ могут привести немало. Да что там говорить, практически в каждом классе есть свой хулиган, вот только в последние годы детские «игры» все больше напоминают жестокий отечественный боевик, нежели обычные подростковые проделки. Может быть, дети просто больны?

На недавнем съезде  уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ были приведены шокирующие цифры. По данным отдела по обеспечению деятельности уполномоченного по правам ребенка при Президенте России, за последние 11 лет (с 2000 года) на 61,3% увеличились показатели инвалидности несовершеннолетних по психическим заболеваниям. А в течение последних трех лет тенденцию к росту имеет численность детей, впервые признанных инвалидами. Эксперты сошлись на том, что причиной тому являются общее неблагополучие в стране, влияние на слабую детскую психику Интернета и компьютерных игр.

Что интересно, в Саратовской губернии ситуация оказалась довольно стабильной. По крайней мере, так утверждают психиатры. И никакого увеличения числа инвалидов по психическим заболеваниям врачи не заметили. Как сообщила Юлия Барыльник, главный детский психиатр и нарколог Саратовской области, количество детей с впервые выявленными психическими расстройствами практически не меняется. В 2009 году таких было 2556 человек, в 2010-м — 2118, в 2011-м — 2114 детей. Чаще всего дети и подростки страдают умственной отсталостью и неврозами. И как правило, больше проблем наблюдается в неблагополучных семьях, поскольку родители не занимаются здоровьем своих чад.

Невыносимая жестокость бытия

На съезде уполномоченных по правам ребенка была поднята еще одна тема: слишком рьяная защита государством прав детей.

К примеру, согласно постановлению Минздравсоцразвития врач-психиатр может осматривать ребенка только после достижения им трехлетнего возраста, и то — только с согласия родителей. До этого периода малыша наблюдает, если это требуется, врач-невропатолог. Хотя, как говорят детские психиатры, именно в первые три года жизни можно было бы скорректировать почти треть детских расстройств. Опять же, до 15 лет подросток может попасть на прием к психиатру только с согласия обоих родителей. Как говорят эксперты, нередко бывает, что ребенку действительно требуется помощь специалиста, но один из родителей возражает, и закон запрещает психиатру оказывать помощь такому пациенту.

Кстати, то же самое касается школы: ребенок с психическим расстройством может учиться в обычном общеобразовательном учреждении. И без согласия родителей перевести его в коррекционную школу очень сложно.

Конечно, с одной стороны, такая позиция верна, в противном случае дирекция учебных заведений будет под любым предлогом «отбраковывать» нездоровых детей. Но, с другой стороны, никто не застрахован от появления в классе ребенка с девиантным поведением.

Для этого, как объяснила Юлия Барыльник, и нужны школьные психологи.

— Психологи могут первыми заподозрить, что с ребенком что-то не так, выявить отклонения, особенно в поведении, ту же агрессию например, — считает главный детский психиатр. — И дальше уже задача этого специалиста побеседовать с родителями и порекомендовать консультацию врача-психиатра.

Однако на всю Саратовскую область приходится лишь 457школьных психологов (в августе 2011 года их насчитывалось более 700). Большинство специалистов работают в Саратове, а в районах области их не сыщешь днем с огнем. Но нужны ли школьные психологи вообще? Способны ли они выявить ранние расстройства в поведении своих подопечных, если таковых на одного специалиста приходится 700-900 человек?

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Сергей САРАТОВСКИЙ, психолог, кандидат педагогических наук, профессор Российской академии естествознания:

— Нагрузку психолога в современной школе можно сопоставить с нагрузкой врача-терапевта, работающего на потоке. Школьные психологи, несомненно, нужны, но необходимо понимать, что деятельность этого специалиста направлена в первую очередь на выявление серьезных психологических проблем у школьников, улучшение их адаптации к школе и профилактику межличностных конфликтов в коллективах. О серьезной индивидуальной работе с учащимися, их родителями и педагогами говорить не приходится. Но тем не менее не стоит забывать, что многие родители узнают о проблемах и переживаниях своего ребенка именно от школьного педагога или психолога.

Но, как показывает практика, даже за небольшую зарплату имеются желающие занять ставку школьного психолога. Вот только администрации учебных заведений после перехода на новую систему оплаты труда пришлось сокращать расходы. И в первую очередь увольнениям подверглись социальные педагоги и психологи.

Как рассказала Ольга Казакова, психолог-аналитик, руководитель центра самоперестройки, работа школьного психолога включает в себя снятие повышенной нервозности ребенка, устранение последствий стрессов и перенесенной психотравмы, помощь в налаживании отношений со сверстниками и родителями, консультирование родителей и прочее.

Что же касается «трудных» детей, то выявить их не так уж и сложно, для этого проводится анкетирование и тестирование учеников. Или если того требует ситуация — индивидуальное тестирование. Поскольку та же детская жестокость может быть одним из симптомов психических расстройств.

Группа ненужного дня

О подростковой агрессии и жестокости, порой находящейся за гранью добра и зла, чуть ли не еженедельно сообщают полицейские сводки. Буквально месяц тому назад в Саратовском районе несовершеннолетние избили и сожгли заживо немолодого мужчину. В феврале этого года в Саратове подростки убили мать-одиночку и избили ее одиннадцатилетнего сына. Причем подростки не придают значения подобным деяниям и часто даже не понимают, в чем их вина. Причин этого явления, по словам психологов, довольно много.

— Факторы насилия «проповедуются» бесконечно, негативные потоки информации льются с экранов телевизоров, звучат в радиопередачах, «живут» на страницах газет и журналов, — высказывает свою точку зрения Сергей Саратовский. — Ребенок, невольно столкнувшись с обилием такого негативизма, в силу своего психологического несовершенства отделить истину ото лжи не может. Дети перенимают поведенческие шаблоны и берут их на вооружение.

Но тем не менее Интернет и компьютерные «стрелялки» всего лишь часть айсберга. Главные причины детской агрессии и жестокости заключаются во взрослых, поскольку все основное ребенок берет в семье, «впитывая» в себя семейный сценарий. Психологи подмечают, что в религиозных семьях (независимо от конфессии) у подростков наблюдается гораздо меньше психических расстройств и отклонений в поведении. И связывают это с тем, что в подобных семьях детям уделяется много внимания, контролируется просмотр ТВ и пользование компьютером, но главное — они видят перед глазами не оскорбления и пьяные драки родителей, а нормальный шаблон семейной жизни.

В обычных семьях детьми порой вообще не интересуются. Либо воспитывают исключительно «кнутом».

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Ольга КАЗАКОВА, психолог-аналитик, руководитель центра самоперестройки:

— Взрослые не хотят прислушиваться к чувствам детей, привычка одергивать и ругать стала повсеместной. Родители  используют информацию, полученную от детей, для наказания или для упреков. Взрослые не  умеют описывать и выражать свои эмоциональные состояния, лгут, скрывают чувства и переживания, дети видят происходящее и реагируют бунтом. Отсюда жестокость и агрессия. Безнравственность родителей переходит  к детям.

Есть мнение, что еще одна причина детской агрессии связана с миграцией. В некоторых саратовских школах часть учеников нерусскоязычные, и межэтнические конфликты вспыхивают все чаще. Но опять же, по мнению психологов, и отсутствие толерантности дети впитывают в своей семье. А потом приносят в школьный коллектив, где пытаются путем конфликтов самоутвердиться перед товарищами. Миграция с годами будет только увеличиваться, и смогут ли загасить вспышки национализма школьные психологи, которых год от года в губернии становится все меньше, неизвестно.

Ирина Лихоман

Оставить комментарий