Главная / Издания / Дави, водитель, дави…

Дави, водитель, дави…

Дави, водитель, дави…
23 мая 2012

Станислав Шалункин

МК в Саратове

№22 (770) 23-30.05.2012

В губернии давят граждан и облегчают участь виновных в ДТП

Возможно, что стремление защищать интересы лиц, по чьей вине покалечены или погибли люди в ДТП, общероссийская черта правоохранительной системы. Как говорится, мертвых к жизни не вернуть, ампутированные конечности не отрастить, так зачем же портить судьбу оставшимся в живых, даже тем, которые пренебрегают правилами дорожного движения? Вот им все и прощают, иногда даже отпускают из зала суда вместе с водительскими правами. Давить не запрещено?

А между тем (а возможно, именно поэтому), количество ДТП в России увеличивается из года в год. И растет тяжесть последствий автокатастроф. В 2011 году число погибших выросло по сравнению с 2010 годом на 3,7%. Процент небольшой, если в него не вошли ваши близкие и знакомые.

Итак, в 2010 году всего ДТП 199431, в них погибли 26567 и ранены 250635 человек, а в 2011 году соответственно 199868, 27953 и 251848 человек.

В нашей губернии в прошлом году было совершено 2525 ДТП, в которых погибли 444 человека, а ранены 3084.

Как известно, числа показывают лишь тенденцию, но понять, почему убивают и калечат по неосторожности на дорогах, изучая лишь статистику, невозможно. Анализировать никто не спешит. Во всяком случае, на бескрайнем просторе Интернета не удалось найти некое подобие исследования по данной проблеме. Остается лишь самим делать свои предположения. Чем и займемся на примере трех историй. Весьма трагичных.

Пьяная неосторожность со смертью и смягчающими обстоятельствами

Восьмидесятилетний пешеход Леонтьев был задавлен почти на обочине. Василий Иванович уже заканчивал переходить проезжую часть дороги, как в него врезался автомобиль. Водитель не остановил машину и продолжил движение. Подчеркиваем, Василий Иванович переходил дорогу в положенном месте. Шел спокойно. Водитель первой машины Утибаев видел пешехода и приостановился, пропуская его, а вот другой автомобиль — черная «Волга», обогнав слева Утибаева, не сбавляя скорости, «передним правым крылом совершил наезд на пешехода». Поскольку «Волга» не остановилась, то Утибаев и другой свидетель, кстати, сотрудник следственного отдела полиции (он стоял на остановке «4-й жилучасток») бросились в погоню. И догнали. Им это удалось потому, что «Волга» свернула на Барнаульскую к железнодорожному переезду, а там — пробка. Не рассчитав свои возможности, водитель «допустил столкновение с неустановленным автомобилем ВАЗ-2106». На этот раз никого не задавил. Свидетели подбежали. Сотрудник следственного комитета полиции потребовал, чтобы водитель вышел из машины, но тот заблокировался… Полиция вскоре приехала. И началась процедура… поиска смягчающих обстоятельств. Впрочем, последнее высказывание — мнение автора этих строк. Разумеется, началось дознание по факту правонарушения. Но продлилось все это мероприятие несколько месяцев. Приговор (пока не вступивший в законную силу, поскольку обжалован потерпевшими) был объявлен 20 марта сего года, а уголовное дело было возбуждено лишь в начале декабря прошлого года, хотя ДТП произошло 1 октября 2011 года и пешеход Василий Иванович умер в тот же день в больнице. Потерпевшими были признаны его жена и дочь. Собственно, дочь Татьяна и ходит ныне по судам и инстанциям, возмущенная цинизмом тех, кто должен пресекать преступления, защищать добропорядочных граждан, но почему-то отстаивают интересы преступников. Она ошибается в своем мнении?

Итак, водитель, который по неосторожности допустил смерть пешехода в месте, обозначенном для перехода проспекта Энтузиастов (ДТП произошло в Заводском районе Саратова), был вскоре задержан и его личность установлена. Им оказался 26-летний Сергей Михайлов, неженатый, неработающий. Михайлов был пьян. И в высокой степени опьянения. Смерть жертвы наступила в тот же день. Очевидцев не пришлось искать и уговаривать. Очевидцы вполне заслуживают доверия. Что мешало спецам в полицейских погонах провести расследование столь очевидного преступления? Ничего. Однако до ноября, то есть месяц, длилось расследование по делу об… административном правонарушении! И это при наличии трупа! И дело-таки мировой судья рассмотрел и даже вынес свое решение. В ноябре. А уголовное дело возбудили только в декабре. Меру пресечения в виде подписки о невыезде сняли. «Волга» как вещественное доказательство не была под арестом. И это обстоятельство позволило Михайлову ее продать. Потерпевшим никто не объяснил их права, не пояснил, что они могут ставить вопрос об аресте имущества Михайлова и его «Волги» в обеспечение гражданского иска. И на момент рассмотрения уже уголовного дела в Заводском суде у неработающего Михайлова уже не было никаких средств для возмещения материального и морального вреда потерпевшим. Да, по приговору он обязан заплатить 116 тыс. руб. материального ущерба, а в счет компенсации морального вреда 500 тыс. руб. Но как — денег нет. Зато в процессе расследования в судебном порядке у неработающего Михайлова появились на иждивении несовершеннолетние дети. При рассмотрении административного правонарушения детей у Михайлова не было, так как в материалах и решениях мирового судьи значится — холост, детей нет. И при расследовании уголовного дела дети тоже не вылупились, поскольку в обвинительном заключении (утвержден заместителем прокурора района Ивановым 20 января 2012 года) в графе «семейное положение» тоже указано, что Михайлов холост, детей нет. Однако судья Зуев установил наличие детей. Видимо, чутьем. Помните мультяшную песенку про нюх как у собаки? Нюх отличный. Никто бы никогда не смог опознать в девочке и мальчике иждивенцев неработающего Сергея, не видя их, не слыша и не допросив их маму. Женщина с детьми живет в Ульяновске. Допрошена не была ни в Саратове, ни по месту проживания ее родителей (то есть ульяновской полицией). Свидетельства о браке, заключенном ею с Михайловым, нет, в свидетельствах о рождении детей стоит одно и то же отчество, но не Сергеевич, и совсем на другую букву. Михайлов утверждал, что он состоит в гражданском браке и мальчик рожден от него. Но многим известно, как долго и с большим объемом доказательств, в том числе показаний свидетелей, устанавливается совместное ведение хозяйства. А тут мать с детьми живут в другой области, их кормилец тут в Саратове проходит как нигде не работающий. И вдруг с подозрительной легкостью судья Зуев увидел это самое смягчающее обстоятельство — наличие на иждивении малолетних детей и вынес, можно сказать, ласкательный приговор человеку, который лишил жизни Василия Ивановича запросто так, по пьяной неосторожности. Сергей Михайлов по волеизъявлению судьи Зуева лишен свободы сроком на 2,5 года с отбыванием наказания…всего лишь в колонии-поселении. Дави, водитель, дави! И лучше всего перед этим нахрюкаться так, что не только пешеходов и стоящих в пробке машин не видеть (Михайлов долгое время настаивал, что не видел пешехода и что наехал на него), но и самой дороги и даже руля перед собой.

Жертва — без ноги, преступник — с правами

Из зала суда водитель-нарушитель Дмитрий Лемещуков вышел с водительскими правами. Согласно приговору, вынесенному 11 мая сего года судьей Балаковского райсуда Долговым, ему назначено наказание в виде ограничения свободы сроком на один год и 10 месяцев. В пользу потерпевшего с него взыскано 400 тыс. руб. Судья почему-то указал в приговоре, что гражданский иск потерпевшего удовлетворен, хотя удовлетворен частично, так как потерпевший — Владимир Невзоров просил взыскать компенсацию морального вреда в размере миллиона рублей. Все-таки в результате наезда он остался без ноги… и впереди масса реабилитационных мероприятий, лечений и фактически покореженная жизнь. Хочется верить, что молодой человек справится со своей бедой и будет твердо стоять на нашей земле небезгрешной. Конечно, и он, и его близкие, и все, кто каким-то образом сопричастен к той ситуации, получили огромный стресс от местного правосудия. Будто судили не того, кто наехал и столь тяжело ранил, а именно потерпевшего.

16 октября 2011 года около 8 часов вечера Лемещуков, управляя автомобилем ВАЗ-21114 на 2 км автодороги Балаково — Духовницкое (в направлении последнего), решил обогнать движущиеся в попутном направлении машины, но, как сказано в приговоре, «не убедившись в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии… выехал на полосу встречного движения…» Понятное дело, что, как всегда, добрым людям под колеса попадаются всякие там встречные. Под колеса Лемещукова угодил со своим мопедом Невзоров. Ну разве не подлость? Всего-то и заехал на секундочку на «встречку» — и на тебе, маневрировать не дали спокойно…

Невзорову причинен тяжкий вред здоровью «по признаку значительной стойкой утраты общей трудоспособности». Но это уже его проблемы и его близких. Катайся, Лемещуков, дави кого ни попадя…

В своих показаниях следствию и суду, а также непосредственно по телефону (в разговоре с автором этих строк) свидетель Тихомиров настаивал и настаивает, что нарушитель был пьян, и не слегка. Хотя Лемещуков и не поспешил к пострадавшему, а остановил машину на расстоянии 600 м, он направился было к месту ДТП, но встал метрах в шести. Полицию и «скорую» вызывали очевидцы. Тихомиров подходил к виновнику ДТП. Разговаривал с ним. «Мне не пятнадцать лет, и уж не понять, что Лемещуков был пьян, простите, не мог. Пьяный он был...» — подтвердил недавний свидетель свое мнение и редакции.

Но ведь если признать сей факт имевшим место, то лишения прав не миновать. А этого делать было, видимо, нельзя. Ну, хотя бы из уважения к брату преступника, который является главой Духовницкого МО. Тогда что можно? Освидетельствовать так, чтобы не брать кровь на анализ, а лишь по внешнему виду. Вот и освидетельствовали. Читаешь краткие ответы анкеты и перед тобой «пионер — всем ребятам пример» из забытых ныне детских книжек с картинками, да вот только подпункты пункта № 15, где записываются результаты исследований техническими средствами на предмет наличия алкоголя, нагло пусты. Граждане! Если у нас так будут освидетельствовать водителей, которые давят тех, кто им под колеса попадется, нам лучше и на тротуар не заходить, не переступать порога своего жилья. С таким правосудием у нас страна скоро превратится в некую большую инвалидную коляску. Вот только кто ее катать-то будет с ее содержимым. Кому безногие и прочие покалеченные нужны? Кто работать будет? Уж точно придется Пенсионный фонд закрывать, а «випам» доплаты к их пенсиям пусть Америка платит или еще какая-нибудь страна, благодарная за то, что народ российский как траву скосили. Впрочем, оставим эти чрезмерные преувеличения. На подходе третья история. Вовсе безнадежная, в плане справедливости и элементарной логики.

Ослепленные маразмом

Вообще-то, супруги Угодниковы, ехавшие по той же дороге в Духовницкое, но годом раньше, а именно — 23 июля 2010 года (!!! — Авт.) — были ослеплены фарами встречной машины. Что за машина ехала по встречной полосе, нельзя было разглядеть в вечернее время. Сам Угодников не выезжал на «встречку», его ВАЗ двигался (установлено техэкспертизой и сотрудниками ГИБДД) правильно: 35 см от обочины и 40 см от условной разделительной черты. О том, что на них надвигается угроза, Олег Угодников и предположить не мог. Однако несчастье произошло. Проезжая мимо фар и движущегося объекта со сниженной скоростью (а ехали до приближения со скоростью 70 км/час), супруги почувствовали удар в левый бок, и их завертело, да так, что их машина оказалась под колесами машины, которая следовала за первой. А двигались в сторону Балакова два КамАЗа, груженные в селе Брыковка черным ломом, первая машина, с которой столкнулись Угодниковы, везла 10 т, за рулем — водитель Губанов, а вторая — 8 т. Откуда набралось столько лома, уж не остаток ли труб от орошаемой системы губернии (?) — никто не выяснял. И, возможно, не хотел светить сей факт провоза черного лома. Угодниковы высказали свое мнение, что именно стремление скрыть сей факт и подвигло к тому, что расследование ДТП велось долго и завершилось постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела. Чудовищность такого постановления заключается в том, что Олег Угодников получил тяжелейшую травму. Он стал калекой. О том, что травма очень тяжелая, свидетельствует факт долгого нахождения в больнице, лечения и то, что акт судебно-медицинского освидетельствования датирован 24 августа 2011 года!!! И за это время вообще дело не расследовалось. Объясняли это тем, что нужно сначала получить результат экспертизы и только тогда решать вопрос о возбуждении уголовного дела. Но, во-первых, было совершенно очевидно, что травма тяжелая, во-вторых, супруга Олега получила травму средней тяжести, и экспертиза была давно дана. Почему же по этой потерпевшей не открыть дело? Да потому, высказали свое мнение супруги, что изначально было решено не давать расследованию хода. КамАЗы работают на получение доходов крупной волгоградской фирмы, и оттуда приехали и урегулировали вопрос. К ним в больницу никто из фирмы и сами водители не приходили и даже извинения не принесли. Ну кого-то, да, раздавили по пути следования по неосторожности. Между тем дознавателем Кузнецовым, инспектором ДПС, который и вынес постановление об отказе, установлено, что именно Губанов выехал на встречную полосу. Да вот только водитель Угодников после столкновения не справился с управлением и, не падайте, читатели, держитесь крепко, «и выехав на полосу встречного движения, совершил столкновение с двигающимся… КамАЗом под управлением Кувыркина…» А он, господа правоохранители, вообще мог с кем-нибудь сталкиваться и чем-то управлять после удара первого КамАЗа, который выехал на его полосу?! «У моей машины оторвало одно колесо, я вообще ничем не мог управлять. А через мгновение погрузился в темноту. Очнулся и вижу, что жена без сознания, попытался встать, но боль страшная… Вскоре увезли в больницу. Мы вообще с женой долгое время ничего понять не могли…»

А вот еще одна существенная деталь современного расследования полицейскими, которым и первоначального оклада в 25 тыс. руб., видимо, мало. Медицинское заключение, как уже говорилось, было выдано в августе 2011 года, но только спустя 4 месяца, а именно 14 января 2012 года, Кузнецов отправил рапорт о том, что «им был выявлен факт причинения тяжкого вреда здоровью…». Он что, читает по одной букве в три часа? Или его руководство долго думало, что делать с этой нехорошей экспертизой. Ведь наверняка потерпевшие (если им дать этот статус) разорят дружественную волгоградскую фирму, подав иски о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда? Вот и написал исполнитель в «отказном» постановлении: «С учетом ширины проезжей части автодороги в данном месте и ширины колеи передних и задних колес… у водителя Губанова не имелось технической возможности двигаться по своей полосе…» Иными словами, пусть КамАЗы двигаются по встречным полосам, а остальные участники движения пусть уворачиваются, как могут. Кто не смог — тот и виноват.

Что ж, достаточно трех историй, чтобы, посмотрев на работу судов, прокуратур и полиций, понять, почему увеличивается число ДТП и количество их жертв. Не так ли?

Станислав Шалункин

Оставить комментарий