Главная / Издания / Доскональная память

Доскональная память

Доскональная память
29 мая 2012

Валерий Ганский

МК в Саратове

№23 (771) 30.05-6.06.2012

Разгуливая по центру города, можно без конца напевать всем известные саратовские песни

В Саратове множество мемориальных памятных досок на зданиях городских улиц. Особенно их много в центре. Мой рассказ о некоторых из них, связанных с памятью о музыкантах, в разные времена работавших в Саратове.

Так, на проспекте Кирова, бывшей улице Немецкой, на фасаде дома № 13 размещена красивая памятная доска с барельефом Ивана Петровича Ларионова, автора известной, считавшейся народной песни «Калинка», разнесенной по миру Краснознаменным ансамблем песни и пляски Советской армии имени Александрова, звучавшей фонограммой для зажигательного танца наших фигуристов.

Уроженец Перми, выходец из дворянской семьи, штаб-ротмистр в отставке, обладатель прекрасного тенора, композитор, фольклорист и литератор поселился в Саратове в 1858 году. Как указывает памятная доска, Иван Ларионов работал в газете «Саратовский листок», расположенной в здании на улице Немецкой, 13, с 1876 по 1889 годы. За время пребывания в Саратовской губернии композитор собрал и записал 400 народных песен. В 1860 году на саратовской любительской сцене был поставлен спектакль по одному из актов драмы «Бобыль» под названием «Васильев вечер» о народном быте с танцами и песнями. Музыку к этому спектаклю написал Ларионов, он же исполнил свою песню «Калинка». Очевидцы утверждали, что песня была принята на бис: «Калинка, калинка, калинка моя! В саду ягода малинка, малинка моя!»

Песня стала популярной, когда ее взял в свой репертуар хор «Славянская капелла» под руководством русского певца и хорового дирижера Д.А. Агренева-Славянского. Песня стала «визитной карточкой» России. Позже Ларионов написал оперу «Барышня-крестьянка» по мотивам повести А.С. Пушкина. Она была поставлена в 1875 году в Санкт-Петербурге. Умер автор популярной «Калинки», музыкант-просветитель в 1889 году и похоронен на саратовском Воскресенском кладбище, где могила его затерялась. В апреле 2012 года в Перми вышла в свет книга «Из рукописи неизвестного музыканта», в которой собраны рассказы, статьи и рецензии «без вести пропавшего» Ивана Петровича Ларионова. В разделе книги «Музыкальные беседы и арабески», так называл свои газетные публикации в «Саратовском листке» сам рецензент, можно узнать о музыкальной жизни Саратова того времени.

Редактором «Саратовского листка» был земляк Ларионова Авдий Иванович Соколов, к которому попали рукописные тетради Михаила Лермонтова, среди стихов было известное «Белеет парус одинокий», ставшее популярным романсом А. Варламова. А.Е. Варламов — автор музыки романсов и песен «На заре ты ее не буди» на стихи А. Фета, «Вдоль по улице метелица метет» на стихи Д. Глебова, «Красный сарафан» на стихи актера саратовской драматической труппы вольчанина поэта Н.Г. Цыганова. Николай Цыганов (1797-1831) интерпретировал русскую народную песню «Вдоль по матушке по Волге», которую позже исполнял Ф. Шаляпин. Жаль, что на саратовских улицах не найти памятной доски автору сорока песен, саратовскому актеру и поэту Н.П. Цыганову, выразившему свое поэтическое кредо словами: «Ищите в песне не стихов…».

В редакции «Саратовского листка» в 1889 году побывал поэт Я.П. Полонский, автор популярных стихов к романсам «Мой костер в тумане светит» и «Колокольчик».

В Саратове существует еще одна легенда о русской народной песне «Над полями да над чистыми», звучавшей в исполнении Марии Максаковой в произвольной программе фигуристки Ирины Воробьёвой, чемпионки мира и Европы. Рассказал эту легенду саратовский поэт Владимир Федотов. Автор музыки к песне его мать Елизавета Федоровна Горина, которая сочинила мелодию, будучи ученицей пугачевской школы, и посвятила ее своему будущему мужу Сергею Федотову, а стихи песни написал А. Рославлёв под названием «Новогодняя песня». Лиза расписала мелодию по самоучителю игры на русской семиструнной гитаре. И играла эту песню на гитаре.

На противоположной стороне улицы Немецкой находилась редакция другой саратовской газеты «Саратовский дневник» (дом Уфимцева, Немецкая, 12), с которой долгие годы сотрудничала выдающаяся украинская писательница Марко Вовчок (М.А. Маркович), писавшая свои рассказы на основе народных песен.

Редактором еще одной газеты «Губернские ведомости» был известный историк Н.И. Костомаров, который вместе с фольклористкой А.Н. Пасхаловой собирал русские народные песни. Часть из них была опубликована в саратовских «Губернских ведомостях». Сын Пасхаловой, ученик Н.Г. Чернышевского, композитор Виктор Никандрович Пасхалов, автор около шестидесяти романсов, наиболее популярный из них «Под душистою ветвью сирени» на слова В. Крестовского. Памятной доски Пасхаловым в Саратове нет.

На проспекте Кирова, дом № 1, на фасаде консерватории висит памятная доска основателю и первому директору Саратовской Алексеевской консерватории Станиславу Каспаровичу Экснеру. Родился в Польше. После окончания Санкт-Петербургской консерватории с малой серебряной медалью, получив звание свободного художника, он в 1883 году приехал в Саратов. И вскоре был назначен директором музыкальных классов. Экснер стал ведущим фортепьянным исполнителем и педагогом. 9 мая 1891 года на торжественном юбилейном вечере в Дворянском собрании, посвященном 300-летию Саратова, Экснер дирижировал своей кантатой для соло, хора и симфонического оркестра, написанной специально к этой дате. Великий русский композитор С.В. Рахманинов, побывавший в Саратове по заданию главной дирекции Императорского Российского музыкального общества (РМО) с целью преобразования музыкального училища в консерваторию, дал такую характеристику его директору, которым в то время был Экснер: «Главным и почти единственным доводом служит их здание — действительно хорошее! Да еще, пожалуй, личность самого директора, как администратора!» 38 лет отдал Экснер Саратову, став почетным гражданином города. В 1921 году основатель консерватории покинул Саратов. Дальнейшая судьба музыкального подвижника неизвестна.

В фойе Большого зала консерватории находится стенд выдающихся выпускников этого учебного заведения. Среди них композиторы В.В. Пушков и К.Я. Листов. Заслуженный деятель искусств РСФСР Венедикт Венедиктович Пушков, уроженец Саратова, автор музыки к 32 кинофильмам и известной песне «Лейся, песня, на просторе» на стихи А. Апсолона, исполненной Л. Утёсовым. Константин Яковлевич Листов, уроженец семьи цирковых артистов из Одессы. Учась в Саратовской консерватории, он одновременно был пианистом и дирижером Саратовского театра миниатюр. В тридцатые годы были популярны его песни: «Песня о тачанке», «Махорочка», «Гренада», «Ходили мы походами», «Нет, никогда мы не будем рабами». В годы войны особенно популярной стала песня «В землянке» на стихи А. Суркова. Всего народный артист РСФСР композитор К. Листов написал более шестисот песен. Большой известностью пользовалась его оперетта «Севастопольский вальс».

Четыре памятные доски на Соборной площади недалеко от филармонии, на фасаде дома № 5. Мемориальная доска, посвященная композитору В.В. Ковалёву. Уроженец г. Энгельса, Виктор Владимирович — участник Великой Отечественной войны, выпускник Саратовской консерватории. Заслуженный деятель искусств РСФСР В.В. Ковалёв в своем композиторском творчестве опирался на интонационное богатство народных песен, родившихся на волжских берегах. Такими песнями были «А я без Волги просто не могу» на слова А. Решетова, «Хороши на Волге вечера» на стихи Б. Озёрного. В 60-х годах был популярен его балет «Девушка и Смерть» по поэме М. Горького, имевший большой успех и показанный в Москве в Кремлевском театре. Первой исполнительницей главной героини спектакля была народная артистка РСФСР В.А. Дубровина, создавшая образ русской девушки, покоривший своим лиризмом и жизнелюбием. На фасаде этого же дома памятная доска балерине Вере Дубровиной.

Две черные мраморные доски, расположенные рядом. Музыковеду, выпускнику и профессору Саратовской консерватории, одному из ее ректоров Л.Л. Христиансену. Лев Львович долгое время был художественным руководителем уральского народного хора. На Шестом всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве удостоен золотой медали и звания лауреата. За заслуги в развитии хорового искусства получил почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Выдающийся музыкант, баянист Иван Яковлевич Паницкий никак не был похож на слепого, которым был с детства. Он все видел и чувствовал своей благородной душой. Человек-легенда, победитель многих музыкальных конкурсов, солист Саратовской филармонии, первым среди баянистов удостоен звания заслуженного артиста республики. «Поэтическая игра» Паницкого, по мнению И. Дунаевского, магически воздействовала на слушателя. Помню его импровизации: «Утро в деревне», народной песни «Ой, ты, калинушка!». Композитор Дунаевский писал ему: «Вы не только большой музыкант, но прекрасный композитор». Со временем потускнела и стала незаметной надпись на памятной доске талантливому музыканту, в память которого проводятся в Саратове конкурсы баянистов.

«Куда, куда вы удалились?» — это музыкальная фраза из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Впервые арию Ленского, где звучит эта фраза, пропел студент третьего курса Московской консерватории Михаил Медведев в 1879 году, разучивший ее под руководством композитора для премьеры. Медведев стал не только первым Ленским, но и первым Германном в «Пиковой даме», которому Чайковский подарил золотые часы и клавир оперы с надписью «Лучшем Германну». А друг детства певца еврейский писатель Шалом Алейхем писал: «Мейер из Медведевки даже и во сне не видел, что он будет Михаилом Ефимовичем Медведевым и прославится на весь мир». Вот таким прославленным певцом приехал Медведев в Саратов и стал профессором открывшейся консерватории, воспитавшим плеяду известных артистов, среди которых Лидия Русланова. Народная песня «Валенки» звучала в исполнении Руслановой и считалась ее «визитной карточкой». Жаль, что в Саратове нет памятной доски самородку саратовского детского приюта. А ее учителю на фасаде дома № 24 по Октябрьской улице висит мемориальная доска: «В этом доме с 1912 по 1925 годы жил выдающийся музыкальный деятель, оперный певец, профессор Саратовской консерватории Михаил Ефимович Медведев».

И еще один музыкант-композитор из Саратова достоин памятной доски. Это Николай Иванович Бахметьев (1807-1891) из Старой Бахметьевки Аткарского уезда, племянник губернатора Панчулидзева. В 1848-51 годах он был губернским предводителем саратовского дворянства. Будучи директором Императорской певческой капеллы, он вместе с Александром II принимал участие в открытии памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде 150 лет назад. Бахметьев посвятил себя созданию духовной музыки. Из 116 его произведений 52 духовного содержания. Популярны были песни Н.И. Бахметьева, считавшиеся народными: «Борода ль моя, бородушка», исполнявшаяся Федором Шаляпиным, и «Колечко», звучавшая в исполнении нашей современницы Людмилы Зыкиной.

Валерий Ганский

Оставить комментарий