Главная / Издания / Не в бревнах, а в ребрах

Не в бревнах, а в ребрах

Не в бревнах, а в ребрах
06 июня 2012

Дмитрий Чернышевский

МК в Саратове

№24 (772) 6-13.06.2012

Путешествующих в Дивеево саратовцев сопровождало ожидание чуда

Поездка в этот монастырь — всегда событие, полное таинственных знаков для верующего. Дивеевский стал знаменитым в 1903 г., после обретения мощей святого Серафима.

Среди историков упорно ходит легенда, что император Николай II в Сарове получил пророчество батюшки Серафима, в котором были предсказаны революция в России и гибель царской семьи. И, будучи человеком религиозным до фатализма, упорно следовал своей судьбе, не делая ничего, чтобы ее изменить. В Дивеево ездят за будущим — просить у святого Серафима помощи и заступничества, и это одно из самых почитаемых святых мест в современной России.

Как святой Серафим вывел нас из мордовского заблуждения

Первый раз мы ездили в Дивеево в прошлом году на майские праздники, и поездка получилась удивительной. Ехали на трех машинах, у двух спутников — рации, навигаторы, все такие крутые супер-пупер, а я по старинке — с атласом автомобильных дорог. И вот представьте — с двумя навигаторами начало нас мотать по Мордовии, кружить — мама не горюй. Пол-Мордовии проехали взад и вперед, сначала один с навигатором сдался («Он меня все время в овраг толкает»), а потом и другой. Заехали в болота, в бывший «Дубровлаг», заблудились вконец. После Потьмы дороги вообще не было — сплошные колдобины и зоны. А я хоть и верующий, но афишировать это не люблю, и к рассказам о чудесах и «божьей помощи» всегда относился скептически. Здесь же деваться было некуда, помолился я св. Серафиму — жена не даст соврать, она рядом сидела и все слышала — сказал «Святый Серафиме, выводи нас», выехал вперед колонны и поехал. Жена на переднем сиденье с атласом за штурмана (а у нее, как у многих женщин, сложности с географией, на местности не ориентируется вообще, карту в первый раз, наверное, видела, как держать — и то не знала). И что вы думаете? Без «нафигаторов» и раций вывел весь караван к Дивееву. Люди были там по 5-6 раз — они заблудились, а я вывел. И даже гостиницу заранее заказанную нашел после того, как завсегдатаи чуть не со слезами признались, что не могут ее найти. Причем вовремя — мы еще успели в храм и приложились к иконе Богоматери и к мощам св. Серафима, вышли практически последними — за нами храм закрыли — и по знаменитой канавке прошли. Еще поразило, что, когда приехали в храм после 11 часов за рулем (вообще-то из Саратова ехать 7 часов, это нас так кружило), я думал все, сил не было вообще — а после канавки — хоть снова за руль садись и еще 11 часов колеси!

И на обратном пути тоже был удивительный случай. Ехали мы уже одни, другой дорогой (через Арзамас — Саранск, там короче и удобнее), доехали за 7 часов, в пути я по усталости или рассеянности перепутал разметку и практически на виду ДПС выкатил на встречку в обгоне. 4-6 месяцев лишения или 5000 штрафа. Естественно, меня догнали и остановили. И гаец, узнав, что мы из Дивеева едем, меня отпустил, не взяв ни рубля!!! Такое со мной первый раз в жизни было! Связываю это только с тем, что при отъезде просил помогать на этот раз св. Николая (он всех путешествующих заступник).

В общем, поражен я был до глубины души. Думаю, все это неспроста. Нечего было соваться в Саров — самое таинственное место русской силы — с западными «нафигаторами». Вот силы небесные нам и показали, что к чему.

Как нас дождем умыло

Прошлогодняя поездка оставила неизгладимые впечатления, и когда нам предложили поехать снова — не раздумывая, согласился. Собирались ехать человек десять, но не смогли. У одного из известных в области министров — срочные дела, у других — тоже неотложные события, в общем, выехали вшестером на двух машинах в субботу утром, чтобы обернуться за выходные. Я с женой, наша добрая знакомая с сыном и его невестой и еще одна их знакомая. На этот раз — никаких дорожных блужданий. Через Елшанку выехали на пензенскую трассу, далее в обход Пензы — на Саранск, не заезжая в столицу Мордовии — на Нижний, и уже в Нижегородской области, на въезде в город Шатки есть поворот на Дивеево, позволяющий срезать большой и неудобный крюк через Арзамас. Вся дорога — семь часов, на поездку в Дивеево и обратно мне хватило 50-литрового бака бензина на моем «фольксваген-джетта». Заправляться лучше за пределами Саратовской области — у нас бензин Аи-95 стоит 30 руб., в Нижнем — 28. Дороги почти везде хорошие, как обычно, есть скверные участки в Саратовской области (хотя после Петровска трасса в приличном состоянии), и есть — в Мордовии. Мордва вообще постоянно что-то строит на дорогах, что в этом году, что в прошлом — везде встречали массу дорожной техники, ведутся какие-то работы, но как-то «по-мордовски», неудобно для проезжающих. В Саратове участок дороги Сызрань — Волгоград делали параллельно старому полотну, а потом просто открыли и направили туда поток машин. В Мордовии я два года вижу, как расширяют прямо используемую дорогу, практически парализуя движение.

Когда едешь куда-то далеко, всегда важно, как пошел путь. Свободна ли трасса, стоят ли гайцы. Нам второй год везло. В Саратовской области — засуха, дождей не было уже два месяца, но едва мы пересекли границу Пензенской области, начался дождь, разогнавший с трассы всех дэпээсников. До самого возвращения в родную губернию ни одного жезла на дороге мы не видели — путь чист. Чем дальше ехали, тем дождь становился сильнее, постепенно превратившись в настоящий ливень. В этой поездке, проехав почти 1300 км, я возвращался в Саратов на чистой машине, буквально отмытой ливнями. Вообще это хорошая примета — ехать в Дивеево под дождем. Грехи смывает.

Как мы в церкви негатива хлебнули

Приехав в Дивеево и разместившись в той же самой гостинице «Дивеевская слобода», что и в прошлом году, отправились в монастырь. Удивительное дело — всю поездку мне что-то говорило, как надо делать, и если мы делали не так — все шло наперекос и в итоге все равно выходило как сказано. Почему-то я сразу думал, что в церковь надо ехать к самому концу службы и идти сразу на канавку — молиться Богородице, а потом зайти в храм. Нет, поехали намного раньше, и зря, в церковь так и не попали, и все равно пошли на канавку. В Дивееве был престольный монастырский праздник и народу пришло столько, что войти в храм не было никакой возможности. Пока стояли в привратном помещении, тщетно ожидая своей очереди, нахватались негатива, разлитого в толпе. Я был просто поражен огромным количеством дебильных лиц с явными признаками вырождения. Я бываю на церковных праздниках с конца 1980-х и раньше такого никогда не видел. Раньше в церковь ходили или истово верующие бабушки, или интеллигенция, и «общее выражение лица» в толпе верующих было всегда светлое, одухотворенное. Сейчас в Дивееве было море негатива. Никакой святости в храме не было (в отличие от прошлого года). Какие-то алкогольные физиономии, бабки — явно советского образца. «Братия и сестры, прошу вас, потише, Евангелие читают!» — какое там Евангелие, мобильный звонит, «Зин, а Зин, щас я тебе отвечу» — бабушка на всю церковь.

Выбрались из толпы опустошенные, подавленные и все равно пошли на Канавку. Не подумайте, что во мне играл сословный снобизм — совсем наоборот, мысли были какие-то тихие, для Бога все равны, и последний нищий не менее важен, чем Олег Дерипаска, попечением которого был поновлен храм (кстати, памятная доска с его фамилией неприятно резанула второй раз уже — думает, наверное, что после воровской приватизации отдаст часть денег на церковь и отмолит себе грехи?). Но было очень грустно — неужели мы настолько выродились как народ? И еще одна мысль упорно крутилась в голове: если бы все (и мы в том числе), стоящие в храме, поступали по заветам Христа хоть на 1/10 от того, с какой показной ретивостью молимся, было бы намного лучше.

Как я получил благословение св. Серафима и знак Богородицы

Канавка опоясывает монастырь по пути, которым прошла вокруг своего удела сама Богородица, и есть предание, что при конце света адские силы не смогут пересечь ее, и все собравшиеся внутри спасутся. Верующие ходят по валу у канавки и молятся, каждый просит Богородицу о своем. Многим по просьбам их — дается. Знаю по своим знакомым.

На канавке, несмотря на холод и дождь (в Дивееве было 10 градусов), весь негатив куда-то ушел, и несомненное присутствие высших сил ощущалось очень явно. Прошли, прочитали правило. В конце я попросил, чтобы мне дали знак, услышаны ли мои молитвы. Забавный случай произошел с нашим знакомым. Он мирно шел себе по канавке, держа молитву в руках и читая ее, когда мимо пробегали галопом оголтелые подростки. С криком «Я свободен!» они неслись по тропе, он обернулся посмотреть, в чем дело, и с разворота локтем нечаянно заехал в физиономию одному из несущихся. Тот с воплем рухнул навзничь, вскочил и с ревом убежал. И не скажешь, что наш знакомый виноват — он подростка не бил, и тому поделом — не ори на канавке как оглашенный!

На следующее утро встали разбитые. Жена накануне продрогла до костей и заболела, я тоже чувствовал себя неважно, было холодно, шел дождь. В монастыре опять толпы народа. Из автобуса вываливаются какие-то паломники с вытаращенными глазами, на дорогих иномарках подкатывают гламурные дамы — чистый туристический центр, а не святой монастырь. Поразил какой-то явно небедный господин, шествовавший в храм в спортивном костюме — в форме олимпийской сборной России. Еще бы треники с отвисшими коленями надел! И всюду — бизнес, бизнес, сплошная торговля святыми и освященными предметами, дорогими крестиками (дешевый деревянный, который был мне нужен, мы долго не могли найти), сувенирами и «сухариками святого Серафима». Церковь поставила торговлю святостью на широкую ногу. Было противно.

Но Богу все это не нужно — церковь не в бревнах, а в ребрах, Богу нужна вера и молитва от сердца. И Бог в Дивееве есть. Я это отчетливо понял еще раз, когда мы ехали к источнику святого Серафима, в 18 км от монастыря. Такая красота была вокруг, такие сосны — аж мурашки по телу побежали. Я знал, что надо искупаться, хотя никто из нас окунаться не хотел — холодно, дождливо, самочувствие у всех неважное. Источник — озеро, на берегу которого часовни, раздевалки и есть купальни для женщин и мужчин. Мне с застуженными почками в холодной воде купаться нельзя, но тут будто что-то толкнуло, я перекрестился («Святой Серафим, благослови!»), сбросил одежду прямо под дождем — и в озеро.

И так после этого мне стало тепло и хорошо, такой подъем сил пошел, что все сомнения исчезли. Всю обратную дорогу до Саратова пролетел как на крыльях, несмотря на сильнейшие ливни. А когда выезжали из Нижегородской области, на пограничном знаке была икона Богородицы, я прочитал благодарственную молитву — и в тот же миг над иконой сверкнула молния. Лучше не бывает. С античных времен молния считается явным ответом небес на молитвы людей.

А в Саратовской области ни капли дождя так и не было, и у Петровска нас поймали гайцы — превышение скорости на спуске. Штраф сто рублей. Здравствуй, родная губерния! Пыль, ямы на дорогах, но зато намного теплее. На последних литрах бензина дотянул до знакомой заправки на Чернышевского — и домой.

Такое вот вышло путешествие в Дивеево.

Дмитрий Чернышевский

Оставить комментарий