Главная / Издания / За здорово жуешь

За здорово жуешь

За здорово жуешь
15 августа 2012

Ирина Лихоман

МК в Саратове

№34 (781) 15-22.08.2012

Производителям БАДов закроют доступ к рекламе?

Есть надежда, что совсем скоро производители биологически активных добавок перестанут выдавать их за «чудо-лекарства» и приписывать свойство панацеи от всех существующих болезней. Навести порядок на хаотичном рынке БАДов решил антимонопольный комитет, обязав рекламодателей честно указывать, что данная продукция не имеет никакого отношения к лекарствам.

Со своей трибуны веское слово о БАДах сказали депутаты, предложив вообще запретить рекламу добавок по радио и ТВ. Однако саратовские эксперты сомневаются в эффективности предложенных мер.

Дать в лобби

Выдавать биологически активные добавки за лекарства, по сути, было запрещено и раньше. Согласно статье 25 федерального закона «О рекламе» реклама биологически активных и пищевых добавок не должна создавать «впечатление о том, что они являются лекарственными средствами или обладают лечебными свойствами». Однако, судя по содержанию роликов на радио Россия, где часами рассказывается о средствах, якобы излечивающих все недуги, оценочное понятие «создавать впечатление» было трактовано производителями пилюль в свою сторону.

Более того, сегодня закон вовсе не обязывает рекламодателя предупреждать граждан о том, что БАДы не являются лекарственными средствами, чем ловкие маркетологи активно пользуются. Ситуацию решил исправить федеральный Антимонопольный комитет, опубликовав поправки к закону «О рекламе» и Административному кодексу, в которых ведомство обязало рекламодателей предупреждать, что БАД — это не лекарство. Изменения касаются рекламы как в газетах, так и на радио и телевидении.

Согласно законопроекту отныне реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее трех секунд, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, — не менее чем пять секунд. За нарушение этих правил должностные лица будут оштрафованы на сумму от 10 тыс. до 20 тыс. руб., юридические лица — на сумму от 200 тыс. до 0,5 млн руб.

Правда, борьба с недостоверной рекламой коснулась и обычных травников-целителей. В саратовских газетах до сих пор можно увидеть объявления разного рода знахарей, предлагающих как лечение травяными сборами, так и сами сборы. Отныне граждане, предлагающие свои снадобья, травы и чаи, также должны предупреждать, что они не являются лекарственными средствами. В противном случае им грозит штраф от 2 до 2,5 тыс. руб.

На сегодняшний день в России зарегистрировано более 9 тыс. наименований БАДов, больше половины из которых — российского производства. В 2011 г. объем российского рынка биологически активных добавок составил более 20 млрд руб. За последние десять лет он вырос почти в 15 раз.

— Насколько мне известно, за последние 5-7 лет ни одно ведомство так и не сумело ограничить или хотя бы пресечь недостоверную рекламу биологических добавок, — высказывает свое мнение диетолог Елена Березникова. — Можно догадываться, что отечественный рынок БАДов кто-то хорошо поддерживает, ведь если есть фармацевтическое лобби, почему не быть «маркетинговому»? Часто именно недостоверная реклама помогает продвижению БАДов. Скажи пациенту, что эти таблетки вовсе не лечат, а нужны лишь для профилактики заболеваний, так их никто и покупать не будет. Здоровый образ жизни и профилактика у нас не в моде, люди бегут к врачу или в аптеку только когда сильно «припечет».

Панацея без срока годности

Нужно отметить, что рост продаж пищевых добавок идет главным образом за счет отечественной продукции. По данным аналитического отраслевого агентства «Фарм­эксперт», ведущие игроки в РФ на рынке БАД — компания «Эвалар», московский завод «Диод» и компания «Фора-Фарм», причем абсолютный лидер среди них — компания «Эвалар», которая держит долю рынка около 20%, что в пять раз больше, чем у ближайших конкурентов.

Однако и по количеству нарушений в области рекламы «Эвалар» также может дать фору других производителям добавок. За последние три года компания неоднократно привлекалась к ответственности за ненадлежащую рекламу довольно известных препаратов, таких как «Турбослим», «Гинкго-Билоба», «Звездная очанка», крем-гель «Эндокринол».

Одно из последних нарушений «Эвалара» — ненадлежащая реклама биологически активных добавок «А/Д Минус» и «Инулин Форте Эвалар», выявленная в конце декабря 2011 г. комиссией ФАС. Компания незаконно позиционировала эти БАД как лекарства. Рекламодателю — ЗАО «Эвалар» — выдали предписание прекратить распространять недостоверные сведения. К слову, жалобу подала Российская диабетическая ассоциация, поскольку эти пищевые добавки рекомендовались к применению при повышенном артериальном давлении, а также для снижения уровня сахара в крови, чтобы предотвратить сахарный диабет. Большинство врачей считают, что от БАДов больше вреда, нежели пользы.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Татьяна ИОНОВА, главный внештатный кардиолог Саратовской области:

— Прием БАД отвлекает пациентов от лечения, и в этом главное коварство добавок. Для людей, страдающих сердечно-сосудистыми патологиями, замена адекватного лечения биологически активным добавками чревата инфарктами, инсультами и иными проблемами со здоровьем. У нас же получается как: производители рекламируют БАДы, которые обещают вылечить аритмию, гипертонию, ишемическую болезнь сердца, «почистить» сосуды и прочее. Пациенты им верят, пьют пилюли и запускают заболевание, что в кардиологии может привести к самым опасным последствиям. Как кардиолог я могу сказать: БАДы не способны вылечить ни одно сердечно-сосудистое заболевание. Поэтому, конечно, с такой недостоверной рекламой нужно бороться.

Впрочем, еще одна версия популярности БАДов, которую высказала Татьяна Ионова, также имеет право на существование. По мнению кардиолога, иногда пациенты просто не в состоянии приобрести все назначенные лекарства из-за их дороговизны, а предпочитают купить добавку, обещающую «десять в одном», то есть излечение всех сердечных недугов.

По убеждению Михаила Гераськина, директора Центра контроля качества и сертификации лекарственных средств в Саратовской области, рекламу добавок нужно ужесточать, поскольку идет подмена понятий и потребитель, покупающий коробочку с БАД, пребывает в полной уверенности, что приобрел эффективное лекарство.

— Во-первых, биологически активные добавки не проходят клинические исследования, поэтому говорить о том, что они помогают при том или ином заболевании, бессмысленно, — считает Михаил Юрьевич. — Во-вторых, контроль качества и безопасности БАДов, как отечественных, так и импортных, гораздо слабее, чем лекарственных средств. Поэтому такое широкое распространение добавок, и особенно под видом лекарств, может быть опасно для здоровья пациентов.

Ах ты, бад ползучий!

Попытку обуздать рынок БАДов недавно сделала группа депутатов Госдумы, которые призвали запретить рекламу добавок в СМИ.

Российские производители «пилюль счастья» сразу же встали на дыбы, сообщив, что во всем мире формирование и развитие рынка БАДов напрямую зависит от рекламы (только не указали, что — достоверной) и что без рекламы потребителю будет трудно ориентироваться в большом разнообразии добавок. Некоммерческое партнерство производителей БАДов опасается значительного падения продаж добавок, указывая, что это «нанесет сокрушительный удар по здоровью потребителей и аптечному бизнесу». Сказать, что эксперты партнерства лукавят, — ничего не сказать. Во-первых, по данным фармацевтов, основным ходовым товаром в аптеках являются все же лекарственные препараты (от 83 до 86% продаж по различным оценкам), а во-вторых, «здоровье потребителя» невозможно сохранить при помощи добавок к пище.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Евгения ВЕРИЖНИКОВА, доктор медицинских наук, профессор, клинический фармаколог:

— БАДы не имеют никого отношения к лечению болезней и должны использоваться только в качестве профилактики. Причем для пожилых людей, которые и являются основными потребителями БАДов, биологически активные добавки бессмысленны, поскольку их действие направлено на предупреждение того или иного заболевания, но никак не на лечение имеющегося. А у нас практически каждый человек после 60-65 лет имеет целый букет хронических недугов. Ведь у добавок, в отличие от лекарств, нет показаний к назначению. Если лекарства мы назначаем конкретно, исходя из того, что есть диагноз, есть болезнь и ее нужно лечить, то у добавок этого нет, как их можно рекомендоваться всем подряд? Считаю, что за всем этим стоит только коммерция, и ничего более. Но инициатива антимонопольного комитета также, на мой взгляд, довольно безграмотная, поскольку 3 секунды предупреждения в получасовой рекламе — это смешно, никто на это даже внимания не обратит. Полностью запретить рекламу добавок тоже не выход из положения, поскольку в этом случае вырастет теневой рынок добавок, появятся запрещенные БАДы, которыми будут торговать из-под полы. Гораздо эффективнее контролировать те же рекламные тексты, которые идут по радио и ТВ, чем потом отлавливать нарушителей.

Но в целом, по мнению Евгении Верижниковой, бум лечения добавками имеет те же корни, что и самолечение. Люди не доверяют компетенции врачей, их не устраивают очереди в поликлиниках и условия в стационарах.

— Увеличение и расширение рынка БАДов — результат дефектной системы отечественного здравоохранения, — подводит итог профессор.

Но пока чиновникам проще применить запретительные меры, чем заняться серьезной организацией рынка добавок. Бодро отчитаться о сумме наложенных штрафов, пожурить через прессу компании-нарушители и на этом закончить очередной этап борьбы с неорганизованным рынком биологически активных добавок.

Ирина Лихоман

Оставить комментарий