Главная / Издания / Школы будущего и технопарки

Школы будущего и технопарки

Школы будущего  и технопарки
23 августа 2012

Артем Рыбаков

Аргументы недели. Поволжье

август 2012

За десять дней до начала нового учебного года в региональном правительстве собрали всех руководителей образовательных учреждений на традиционный августовский педсовет. Губернатор Валерий Радаев, когда пришел его черед выступать, выразил удовлетворение тем фактом, что присутствующие не просто пришли послушать то, что скажут с трибуны, но достали ручки и блокноты и даже что-то записывают. Валерий Васильевич просто не знал, что блокноты и ручки лежали в папках для участников педсовета. От нечего делать директора школ и районные чиновники от образования крутили их в руках, ну и кто-то, конечно, мог нарисовать чертика…

Министр образования области Марина Епифанова говорила о том, что реформирование российского образования вышло на новый уровень, скоро Госдума примет долгожданный закон об образовании, который к последней перештопке стал лаконичным и даже понятным. А самое главное, порадовалась чиновница, что образование осталось бесплатным! (Ну спасибо вам, дорогие депутаты!) Новый уровень реформ, правда, пока не затронул ситуации в школах губернии, среди которых 20% учебных заведений не имеют канализации, а 19% — спортивных залов.

Ректор СГТУ Игорь Плеве вспомнил регулярные аварии в авиакосмической отрасли и заговорил о профориентации, начинать заниматься которой необходимо как можно раньше. Экс-глава минобраза традиционно сокрушался, что по ТВ показывают сериалы, из которых можно сделать вывод, что лучшая жизнь — в офисах и банках. А надо бы… нет, не рабочих показывать, а современные производства.

В советское время, вспоминал Плеве, все восьмиклассники были закреплены за промышленными предприятиями, знали, какую продукцию они выпускают и, конечно, сами принимали участие в ее выпуске, работая на станках. По мнению ректора политеха, Саратову нужны школьные технопарки, по 2-3 парка на район. Есть предприятия, которые тоже в этом заинтересованы. Пусть туда ходят ученики, восхищаются достижениями нашего народного хозяйства. Плохо, что ли?

Свой взгляд у Игоря Рудольфовича и на ЕГЭ. По одним предметам поднялся уровень знаний, по другим стал хуже. 2279 человек сдавали ЕГЭ по физике. А ведь это ровно то количество выпускников, у которых принимают экзамены по физике вузы. Каков выход? Надо оценивать работу школ и преподавателей не по всем предметам, а только по русскому языку и математике. А также по количеству учащихся, пожелавших сдавать химию и физику. В противном случае (то есть как сегодня) учителям самим выгодно отговаривать учеников сдавать ЕГЭ по точным наукам, чем педагоги и занимаются.

— Мы сами себя загоняем в угол, — сказал Плеве, и раздались аплодисменты.

Чиновница из Вольского района была счастлива, что ей позволили выйти на трибуну, потому с первых слов ввергла зал в уныние, заявив, что государство стало больше внимания уделять проблемам образования. Раньше, говорит, у нас был один компьютер на 50 учеников, а теперь — на 11. Впрочем, потом разошлась и пожаловалась на то, что несмотря на существенное увеличение зарплаты вольские педагоги продолжают уезжать в Москву на заработки. Причем едут работать нянями и гувернантками. По мнению выступающей, это все от нежелания брать на себя ответственность за судьбы молодого поколения. Короче, и ее проводили аплодисментами.

Глава регионального профсоюза работников образования и науки Николай Тимофеев тоже начал за здравие, заметив, что «достигнуто многое» и что он очень согласен «с прекрасным докладом министра». Но вот закон, который должны принять в скором времени на федеральном уровне, его несколько смущает. В той части, где говорится о социальных льготах учителям. Например, после многочисленных правок исчезли из документа льготы по оплате коммунальных услуг в сельской местности. Почему так? Тимофеев выразил надежду, что депутаты отнесутся внимательнее к этим вопросам, но, по-моему, и сам в это не поверил.

Пухленькая учительница, победившая в конкурсе «Учитель года», рассказала, что в школах неоднозначно отнеслись к инициативе платить молодым учителям первые три года подъемные (всего более ста тыс. руб.). Но пришли к выводу, что все-таки надо, поскольку средний возраст саратовских педагогов — за 45 лет. Не примем сейчас мер, придем к вырождению профессии. И никакая модернизация не состоится, если учитель не будет в ней заинтересован.

Сенатор Людмила Бокова разучилась говорить от себя. Текст зачитывала по бумажке, статус обязывает. Но и Бокова говорила о проблемах, в частности об  излишней бюрократической нагрузке на учителя. Женщина призывала учить детей учиться.

Выступление главы региона получилось парадоксальным. С одной стороны, рассказывал о новых школах, которые будут введены в строй в самое ближайшее время, с другой — говорил о наступлении сложных финансовых времен и грозил директорам школ личной ответственностью за каждую неэффективно потраченную копейку. Валерий Радаев сообщил, что долг области равняется 36 млрд руб., приплюсовал сюда 2,7 млрд на обслуживание долга, получил 39 млрд, добавил, что собственные доходы региона составляют те же самые 39 млрд, и сделал вывод о «хорошем балансе». При этом в Саратове сдается школа будущего на 33 класса (не иначе с туалетом), и вообще, сегодня мы «имеем возможность двигаться более по-другому».

После этого перешли к награждению лучших педагогов и о проблемах уже не говорили. Оставили их до следующего педсовета.

Артем Рыбаков

Оставить комментарий